Джонни Деппу — 60 лет. Как он пережил бойкот и вернулся в кино

. Как главный герой Голливуда нулевых оказался в опале в начале 2020-х

Джонни Деппу исполнилось 60 лет: как карьера голливудской звезды оказалась под угрозой

Обновлено 09 июня 2023, 09:39
Guillaume Horcajuelo / Pool / Getty Images
Фото: Guillaume Horcajuelo / Pool / Getty Images

9 июня американскому актеру Джонни Деппу, звезде фильмов «Мертвец» и «Пираты Карибского моря», исполнилось 60 лет.

Месяцем ранее в Каннах состоялась премьера нового фильма с ним в главной роли — французской костюмной мелодрамы «Жанна Дюбарри». Прошедший через суды с бывшей женой Эмбер Херд Депп впервые с 2020 года сыграл в кино, причем сразу короля — французского Людовика XV. Вскоре Депп займет кресло режиссера — снимет «Моди», биографическую драму о художнике Амадео Модильяни с Аль Пачино.

Фанаты ликуют: Депп вернулся в большое кино. РБК Life рад поддержать ликования, но сомневается, настолько ли кино большое.

Прошло почти 40 лет с тех пор, как Джонни Деппа засосало в матрас в хорроре «Кошмар на улице Вязов» и тем самым запустило его голливудскую карьеру. Об этом он и не мечтал, перебравшись в Лос-Анджелес из провинциального городка Мирамар во Флориде ради того, чтобы стать рок-музыкантом. Но роман с визажисткой Лори Энн Элиссон (недолго бывшей его женой) свел его с Николасом Кейджем, которому и пришла идея применить внешность нового знакомого по прямому назначению в Городе ангелов: сосватать ее кинематографу. Кейдж помог новичку, ничего не смыслившему в кино, пройти прослушивание в сагу о маньяке из снов о Фрэдди Крюгере, и Депп «случайно» стал актером.

Но только несколько лет спустя, пройдя через съемки в секс-комедии «Частный курорт», драме «Взвод» Оливера Стоуна и сериале «Джамп-стрит, 21», Джонни Депп по-настоящему прославился. В 1990-х случились его культовые роли: у Тима Бертона в «Эдвард Руки-ножницы», у Джона Уотерса в «Плаксе», у Лассе Халльстрема в «Что гложет Гилберта Грейпа», у Джима Джармуша в «Мертвеце», у Эмира Кустурицы в «Аризонской мечте». Последний принес ему известность за пределами родной Америки — Берлинский фестиваль отметил драму «Серебряным медведем». Деппа сравнивали с Бастером Китоном за умение с непроницаемой физиономией шутить или отпускать колкости, критики хвалили его актерскую игру, особенно после «Страха и ненависти в Лас-Вегасе», хотя он нигде ей не учился, разве что непосредственно в поле.

Депп и старшей школы не окончил, пустившись в погоню за мечтой о карьере рок-музыканта, а дальше просто повезло: природное обаяние помножилось на нетворкинг. Понравился одной девушке, затем другой. Закрутил роман, женился, развелся, снова влюбился. Депп встречался с Вайноной Райдер, которая оставила ему на память разбитое сердце и татуировку Wino forever («Алкаш навсегда»), далее с Кейт Мосс, потом прожил 14 лет в браке с французской моделью и актрисой Ванессой Паради, родил дочь и сына; завел интрижку с партнершей по съемкам «Ромового дневника» Эмбер Херд, развелся, бросился в новый брак, напоролся на разрушительный для репутации судебный процесс о домашнем насилии и клевете… Но к этому моменту мы еще вернемся.

16 мая 2023 года Джонни Депп прибыл на церемонию открытия 76-го Каннского кинофестиваля. Мелодрама «Жанна Дюбарри» постановщицы Майвенн Ле Беско (бывшей жены Люка Бессона) дала киносмотру старт в Гранд-театре Люмьер. Депп полных пять минут общался с толпой фанатов перед красной дорожкой, по которой триумфально прошелся под руку с широко улыбающейся Майвенн, также сопроводившей его в кинозал под стоячие овации. После показа аудитория аплодировала Деппу целых семь минут. Он не смог сдержать слез.

Обложка видео
Access Hollywood/ YouTube

Фанаты радовались: актер, гонзо-кинопират, друг покойного писателя Хантера С. Томпсона, самопровозглашенная рок-звезда на их глазах возродился из пепла двух судов, один из которых проиграл (Высокий суд Лондона не признал его претензии о клевете к таблоиду The Sun и постановил, что титул «избиватель жен» в адрес Деппа суть претензий в целом отражает), а другой выиграл (тяжба с Эмбер Херд за ее колонку о домашнем насилии в The Washington Post вызвала широкий отклик). На время судов и пандемии актерская карьера Деппа застыла.

Голливуд оказался в сложной ситуации: с одной стороны #MeToo и разоблачения влиятельных мужчин в индустрии, десятилетиями эксплуатировавших актрис и ассистенток. С другой стороны — заслуженная карьера Джека Воробья, несущего индустрии золотые яйца («Пираты Карибского моря» собрали более $3,7 млрд, «Алиса в стране чудес» — более $1 млрд, а «Чарли и шоколадная фабрика» — $474 млн). «Отменить нельзя заступиться» — игра в запятые изрядно запутала индустрию. «Он радиоактивный. С ним сейчас нельзя работать», — говорили о нем продюсеры и агенты.

Репутационные дыры, пробитые тяжелыми орудиями свидетельств о домашнем насилии и цитированием недостойных джентльмена высказываний Деппа о Херд, привели к неутешительному результату. Из франшизы «Фантастические твари», где он играл темного мага Грин-де-Вальда, его попросили. Из приключенческого киносериала «Пираты Карибского моря», который подарил ему самый узнаваемый образ, тоже. В 2021 году с Деппом вышла камерная драма «Минамата» (или «Великий»), которая провалилась, собрав всего $1,7 млн в прокате. Суд с The Sun и сопутствующие ему скандалы не могли не отразиться на судьбе ленты.

Хотя до полноценной отмены, которая, например, постигла Арми Хаммера, Джонни Деппу было далеко. И этим он воспользовался: в апреле 2022 года в Вирджинии начался второй суд — рок-звезда решилась выйти на ринг брачной истории и под наблюдением камер защитить свои честь и достоинство. Присяжные в зале суда и фанаты за его пределами были категорически на стороне Деппа, участь его бывшей жены и оппонентки Херд оказалась удручающей. Ее высмеивали за «искусственные» слезы, пока восхищались благородством и остроумием Деппа, который признавался в употреблении наркотических веществ с той же легкостью, будто это были свидетельства его одержимости мармеладными мишками. Амелия Тейт из The Guardian называла это дело «судебным процессом TikTok», которое превратилось в «источник комедии» в соцсетях. Присяжные, немало навеселившись на заседаниях за полтора месяца, признали Эмбер Херд клеветницей и присудили Деппу компенсацию в размере $15 млн. Встречный иск актрисы на $100 млн удовлетворили только частично, даже микрочастично — на $2 млн.

Время показало, что на ликовании фанатов Деппу обратно в Голливуд въехать не удалось. Да и сомнения его слова о себе вызывают у публики не впервые. История с индейским происхождением, о котором Депп откровенно заявил в своем режиссерском дебюте «Храбрый» (настолько неудачном, что он даже не добрался в кинотеатры) в 1997 году, вспыхивает до сих пор. Депп приписывал себя то к чероки, то к крики, потому что родился в Кентукки, где эти народности проживают. Но его заявления проверили и, не обнаружив доказательств, раскритиковали и титуловали самозванцем. И хотя в 2012 году представительница движения команчей Ладонна Харрис «усыновила» Деппа, приняв его церемониально в свое племя, это никак не означало, что актер действительно был коренным американцем по крови, которая у него французская, немецкая, ирландская и западно-африканская. Команчи, к слову, актера высмеяли за это «усыновление».

Последующий выбор Деппа изобразить индейского персонажа Тонто в вестерне «Одинокий рейнджер» от Disney привел неравнодушных в полную ярость, как и обещание выкупить земли, принадлежавшие людям лакота, и вернуть их им, которое Депп так и не исполнил. Когда промо «Одинокого рейнджера» завершилось, актер забыл о своих обещаниях, но эксплуатировать образ наследника коренного населения Америки продолжил. В 2019 году Dior выпустил рекламу аромата Sauvage, в которой Депп бродит по каньонам в окружении индейцев, но вскоре ее удалил — компанию бросились обвинять в расизме и культурной апроприации.

На суде с Эмбер Херд в 2022 году вскрылось сообщение Деппа приятелю Полу Беттани, где он сравнивает себя со «взбешенным индейцем, которому отключили электричество, и он материт всех и каждого, кто к нему приближается». В месседже Депп вместо indian использовал слово injun, которое с XVII века используется для насмешки над индейцами, говорившими на английском с сильным акцентом. Коренные народы считают этот термин уничижительным. Использованное Деппом в сочетании с его пьянством и разгулом слово обрело новый уровень оскорбительности, укрепив стереотип о том, что индейцы дичают от алкоголя.

За пару дней до старта Каннского кинофестиваля Dior подписал с Деппом контракт на $20 млн, чтобы в течение следующих трех лет актер оставался лицом отмеченного скандалом аромата Sauvage. В мире больших контрактов местечковые обиды растворяются: исполнительный директор LVMH Бернар Арно назвал «выдающийся успех» одеколона Sauvage «заслугой Джонни Деппа».

Вслед за «ароматом успеха» пришло одно известие: испытанный медными трубами и судебными исками Депп возвращается в режиссерское кресло, чтобы снять Аль Пачино в байопике об Амадео Модильяни.

При этом, как подметил The Telegraph, путь к возвращению, который Депп прошел после отмены, «противоположен его звездному движению: сделать что-то действительно заслуживающее доверие, убедить всех в своей непревзойденной гениальности и снова стать артистом — пока реклама духов оплачивает счета». Проблема в том, что фильм для камбэка не особенно выдающийся.

«Жанна Дюбарри» звезд с неба не схватила: снятая в Версале история страсти без страсти, в которой Депп произносит несколько отрывистых реплик на французском языке с едва уловимым акцентом (к удовлетворению французов), оставила критиков равнодушными.

Корреспондент The Washington Post написала: «Несмотря на то что речь идет о долгом романе, который возмутил всю нацию, в нем нет абсолютно никакой наготы и только одна секс-сцена, в которой Депп не участвует <…> Француженка рядом со мной на показе сказала, что Депп был лучшей частью фильма и что ей больше ничего не понравилось в пышной, но вялой исторической драме, которая была вдохновлена «Марией Антуанеттой» Софии Копполы».

The Telegraph считает, что в триумфальном возвращении Деппа, которое так приветствуют фанаты, еще предстоит убедить прокатные компании, которые не спешат выкупать «Жанну Дюбарри» для показов (к слову, уже известно, в Россию фильм привезут). Не украшают версальскую историю недавний факт из биографии Майвенн с нападением на главного редактора журнала Mediapart Эдви Пленель, которому она якобы плюнула в лицо, и свежее заявление режиссера Адель Энель («Портрет девушки в огне») об уходе из кино с целью «осудить общую беспечность в индустрии по отношению к сексуальным домогательствам».

New York Post добавил, что «Франция и Канны, как правило, более дружелюбны к неоднозначным знаменитостям и регулярно демонстрируют фильмы Вуди Аллена или Романа Полански».

Аргументом к этой мысли выступает дипломатия директора фестиваля Тьерри Фремо в беседе с журналистами о присутствии Деппа: «Я ничего не знаю об имидже Джонни Деппа в США. Честно говоря, у меня только одно правило: свобода мысли, свобода слова и действий в рамках закона». На красной дорожке Фремо крепко обнимал голливудского актера, к слову, владельца целой деревни на юге Франции.

На каннской пресс-конференции 59-летний Депп глубокомысленно констатировал двуличие Голливуда, в котором, в отличие от старушки Европы, давно забыли об искренности, называл организаторов кампании против него людьми, у которых куча свободного времени и которые не смогут его задеть, делился удовлетворенностью от чувства причастности к кинематографу, а не к кинорынку и в итоге заявил: «Они говорят про мой камбэк, а я все удивляюсь, какое слово выбрали. Ведь я никуда не уходил».

Поделиться