«Панические атаки»: обзор драмы о тревожном Севере с Леной Трониной

. Как режиссер Иван Твердовский разрешает сходить с ума

Вышла рецензия кинокритика на «Панические атаки» Ивана Твердовского

Обновлено 02 февраля 2024, 06:19
<p>Лена Тронина в фильме Ивана Твердовского &laquo;Панические атаки&raquo;</p>
Фото: ВЕГА Фильм

Лена Тронина в фильме Ивана Твердовского «Панические атаки»

В кинотеатрах идут «Панические атаки» Ивана Твердовского. И это важно сразу по нескольким причинам. Во-первых, сам режиссер давно купается в обожании российских критиков и ценителей авторского кино, которому удается наследовать европейскую классику, но вплетать в сюжет узнаваемую отечественную действительность (читай безысходность). Во-вторых, сама картина побывала в числе участниц кинофестиваля «Зимний», где так согрела жюри, что забрала сразу две награды — «Лучший фильм» и «Лучшая мужская роль» (молодой актер Сергей Двойников).

Насколько оправданным оказалось ожидание фильма в прокате, размышляет кинокритик и автор телеграм-канала Age of Cinema Елена Зархина.

Моногород Никель (Мурманская область), наши дни. 18-летняя Вика (Лена Тронина) мечтает уехать к старшей сестре (Дарья Савельева) в Норвегию. Благо, что граница рядом и страна дает добро, то есть визу. Дома Вику уже давно ничто не держит: ни вечно гневливая мама (Светлана Камынина, которая уже снималась с Трониной в «Идентификации» Владлены Санду), ни суровый климат (подростки от скуки развлекаются тем, что зависают в салонах своих ушатанных авто, накрыв их теплосберегающими тентами), ни всеобщая серость за окном (Никель в свое время вырос из рабочего поселка с единственным градообразующим предприятием по добыче руды).

Вокруг — суровая пустошь и удушающая беспросветность. Потому неудивительно, что задыхающаяся здесь Вика регулярно страдает от панических атак, хотя местные считают эти приступы кликушеством и сравнивают с одержимостью бесами.



Вика посещает местную «целительницу», которая обещает избавить ее от «одержимости», но делает только хуже. А усиливает накал стресса мама Вики, которая противится отъезду дочери за границу и запирает ее в тесной комнате, отчего Вика опять впадает в панику. Но все же находит выход: выбирается из окна дома и падает в огромную лужу, промокнув до нитки и дрожа от холода, добирается до квартиры подруги. Уже на этом моменте кажется, что воля Вики к свободе велика, что она готова пойти на крайние меры и вырваться из города-темницы. Но Иван Твердовский припас для зрителя такой шокирующий финал, что мечта Вики о свободе (что иронично — свободу она обретет в несвободе) окажется куда отчаяннее.

А пока девушка отправляется вместе с водилой Никитосом (выигравший награду «Зимнего» Сергей Двойников) к границе, куда молодой человек ездит регулярно. По пути они заезжают на заснеженную опушку леса, где у машины глохнет мотор, а Вика вновь тревожится в замкнутом пространстве салона. Вдобавок уже на самой границе она подвергается унижению со стороны пограничника (еще с «ЮЗЗЗА» пугающий в своих экранных образах Александр Аверин). Но рубеж пройден, все испытания выдержаны, а на новой земле встречает сестра, раздосадованная приездом младшей: ей и самой в Норвегии приходится ютиться в каморке — куда селить еще и Вику? Но у героини уже созрел план — страшный и необратимый, от которого не скроется никто, оказавшийся на ее пути.

«Панические атаки» — шестая полнометражная картина Твердовского, для которого 2022-й и 2023-й оказались урожайными: почти один за другим вышли сериал «Люся» с Данилой Козловским и фильм «Наводнение» с потрясающей молодой актрисой Софьей Шидловской. «Наводнение» тоже исследовало жизнь и судьбу героини с дефектом — девушки Ани, которая после смерти родителей буквально теряет дар речи, из-за чего подвергается травле сверстников.

Героиня Трониной в «Панических атаках» — тоже аномалия. Она не вписывается в угнетающий пейзаж привычной действительности и всеми силами пытается вырваться на волю, обретающую вполне четкие черты соседнего государства.

К шестому полному метру Твердовский окончательно утверждает авторский стиль, отказываясь идти на любые художественные компромиссы. Это помогает истории и в то же время губит ее. «Панические атаки» — кино неспешное, даже немного намеренно затянутое, способное вызвать приступы паники не только у главной героини, но и у зрителя. Традиционно основной накал режиссер оставляет на финал, который оборачивается трагедией. А первые два акта водит теми же безликими тропами, которыми каждый день бродит Вика в ожидании заветной визы.

Спустя первые полчаса фильма начинаешь в точности понимать причину тревоги героини, а ко второму часу тоже мечтаешь о побеге. Кино Твердовского, очень собранного и немногословного автора, всегда подчеркнуто сдержанное. Путь его самурая, то есть лирического героя, — это путь в никуда из ниоткуда. И самое важное не то, в каком направлении персонаж движется, а кого он встретит и что переживет.

Вика пытается исполнить мечту многих — сбежать подальше о места, в котором она несчастна. Но ее методы — чистое безумие, правом на которое ее наделяет режиссер и сценарист Твердовский. Это очень созвучно современности, которая все чаще требует решительных действий и толкает на отчаянные решения. Но в фильме это оборачивается катастрофой, от которой негде укрыться и от которой некуда сбежать. Мир находится в состоянии полураспада, и страшно представить, что спастись в нем удастся лишь тем, кто от бессилия подчинится безумию.

Поделиться
Авторы
Теги