«Догмен»: обзор «другого Джокера» от Люка Бессона
. Новый фильм французского режиссера вышел в онлайн-кинотеатрах в РоссииВышла рецензия на фильм «Догмен» — новинку от Люка Бессона
На российских стримингах появился «Догмен» — китчевый боевик Люка Бессона. Премьера нового фильма режиссера состоялась на Венецианском кинофестивале в августе прошлого года. Бессон снял сомнительную версию «Джокера», но ее секретное оружие — пугающе асоциальный Калеб Лэндри Джонс.
Какой вышла история супергероя, которому собаки ближе, чем люди, — в рецензии кинокритика Марии Ракитиной.
Полиция тормозит грузовик и видит за рулем мужчину, переодетого в Мэрилин Монро. А в фургоне — стаю собак разных пород. Водитель с потекшим гримом на лице и протезами на ногах томно просит закурить, прежде чем его сопровождают в следственный изолятор. Для психиатрического освидетельствования Дагласа, или просто Дага (Калеб Лэндри Джонс), приглашают специалиста Эвелин (Джоджо Т. Гиббс). Даг рассказывает трагическую историю своей жизни: в юности его избивал отец и травил старший брат, зато бойцовые собаки — отцовское увлечение — стали ему дороже близких.
Однажды деспотичный папа прознал об этом и бросил ребенка в вольер. Даг точно не знает, сколько лет провел взаперти, но за это время он обрел уникальную связь с собаками: те научились понимать мальчика с полуслова и выполнять любые его поручения. Одна даже привела на помощь полицию. Но за свободу герой тяжело заплатил, оставшись парализованным на всю жизнь. Асоциальный Даг превратился в Догмена — супергероя, который посылает верных псов грабить богачей, защищает угнетенных, а по пятницам... перевоплощается в Эдит Пиаф и Марлен Дитрих для дрэг-шоу.
Мировая премьера «Догмена» состоялась в основном конкурсе 80-го Венецианского кинофестиваля. После показа зрительный зал разразился шестиминутными овациями, а растроганный Люк Бессон пустил слезу. Несмотря на теплый прием, картина осталась без призов, но ознаменовала возвращение французского режиссера в киноиндустрию.
Темные времена для Бессона наступили еще в 2017 году, когда его космический блокбастер «Валериан и город тысячи планет» потерпел крушение в мировом прокате. Режиссер вынужденно закрыл некогда прибыльную компанию EuropaCorp («Коломбиана», «Такси») и погрузился в депрессию.
Сомнительную репутацию Бессону окончательно испортило обвинение в сексуализированном насилии (его уже сняли). В 2018 году актриса Сэнд Ван Рой, снимавшаяся в «Валерианe», заявила, что во время их романа режиссер игнорировал принцип активного согласия. Позже еще несколько девушек рассказали о домогательствах со стороны Бессона. Режиссер все отрицал, чудом избежал «отмены», а во время длительных судебных разбирательств выпустил клюквенный боевик «Анна» («Никита» a la russe). Фильм, воспевавший хладнокровную русскую киллершу (модель Саша Лусс), провалился в прокате.
После нескольких коммерческих неудач Бессон затаился, и зритель в ответ перестал чего-либо от него ждать. Но француз всегда умел удивлять — зрелищными хитами и грандиозными поражениями. В 2019 году он, похоже, посмотрел «Джокера» Тодда Филлипса, а затем прочитал в газете душераздирающую историю о пятилетнем ребенке, которого родители заперли в клетке. Пазл сложился, и режиссер решил: нужно снимать кино об эпатажном аутсайдере, но только с собаками. На свет появился «Догмен» — вульгарный, противоречивый и все-таки задевающий за живое боевик.
Бессон, конечно, плевать хотел на обоснованные уличения во вторичности, но ощущение дежавю при просмотре «Догмена» не покидает. Отделаться от мысли, что режиссер просто перефразировал «Джокера» Филлипса, будет нелегко.
Бессон тоже критикует американскую систему ценностей: у него абьюзеры и тираны непременно прикрываются Библией, хотя Нью-Джерси, в котором происходит действие, далеко не самый религиозный штат. Тем не менее фанатичные отец и брат издеваются над Дагом, потому что тот, по их мнению, «не заслуживает Божьей любви».
Будущий Догмен растет с уверенностью, что он — отверженный. Артура Флека (Джокера) детство травмировало иначе. «Эмоционально отсутствующая» мать учила его: улыбайся миру, и тот улыбнется в ответ. Взрослый Артур столкнулся с жестокостью социума, превратился в злодея и расправился с теми, кто посмел его обидеть. Догмен тоже наказывает людей, которые сделали ему больно.
Джокера сторонились из-за бесконтрольных приступов смеха (псевдобульбарный синдром). Дипломированного биолога Дага не берут на работу ни в «Макдоналдс», ни в прачечную из-за его инвалидности.
Догмен изливает душу психиатру-криминалисту. Джокер делился «негативными мыслями» с психотерапевтом. Артур Флек укрылся от враждебного мира за гримом клоуна. Догмен скрывает свою сущность за личностями див XX века: сливается в единое целое с Эдит Пиаф, Марлен Дитрих и Мэрилин Монро. Проводить параллели можно бесконечно.
Проще всего назвать детище французского режиссера симбиозом «Джокера» с «Догмэном» Маттео Гарроне и успокоиться. Однако, если присмотреться повнимательнее, среди пошлых оммажей удастся разглядеть настоящий бриллиант — взаимоотношения супергероя-маргинала с четвероногими друзьями.
Именно в «собачьей» составляющей заключается сила этой истории. Бессон с особой тщательностью продумывает почти что сверхъестественное взаимодействие Догмена с хвостатыми помощниками. Собаки буквально заглядывают герою в душу и ждут новых поручений. Даг просит –– питомцы выполняют. Иногда слова не требуются вовсе –– настолько сильна эмпатическая связь между собаками и Догменом. Джек-расселы, корги, доберманы и дворняги вместе с Дагом обитают в заброшенном здании школы. По вечерам герой читает псам пьесы Шекспира и делится планами новых ограблений. В их уютной коммуне царит идиллия, резко контрастирующая с внешним миром –– враждебным и безжалостным.
34-летний техасец Калеб Лэндри Джонс известен самоотверженным подходом к ролям. Он не щадит себя на съемках и всецело отдается персонажам. Играет обычно психопатов и маргиналов. Так, в «Антивирусе» Брэндона Кроненберга Джонс пробовал на вкус плоть кумиров. В «Нитраме» — пугающе убедительно воплотил маньяка. В «Догмене» он безупречно исполнил роль то ли мученика, то ли опасного социопата — сложно определиться. Ясно одно: страдания героя Джонс пропускает через себя. Однако талант Джонса слишком велик для китчевого кино Бессона — ювелирная работа актера обличает посредственность картины.
Трансформацию Дага в защитника, как и противостояние маленького человека власть имущим, Бессон пишет крупными мазками. Жизненная философия Догмена проста: чем больше он узнает людей, тем больше любит собак. Доводы в пользу того, почему пес лучше человека, по-детски наивны. Образы мексиканских гангстеров, с которыми воюет Даг, –– стереотипные и размытые. Аутентичность дрэга режиссера тоже не особо волнует. Он избегает любых ассоциаций с квир-культурой и обезличивает артистов, представляя дрэг как закрытое сообщество, где находят пристанище маргиналы и изгои.
Страсть героя к кроссдресингу также существует вне сексуального и гендерного контекста. «Я всегда любил переодеваться. А что еще делать, если не знаешь, кто ты?» –– так он объясняет психиатру, почему выглядит как Мэрилин Монро.
«Догмен» заигрывает с diversity, будто 64-летний режиссер-«бумер» бегло изучил тенденции современного кино и решил, что разнообразие и инклюзивность сейчас в моде. Выбрал главным героем Джокера с инвалидностью, чьи душевные терзания могут понять непризнанные в обществе дрэг-королевы. Но забыл о главном: история цепляет, когда в нее вкладываешь душу. «Догмен» же довольствуется показной толерантностью, хитом Sweet Dreams в саундтреке и парой крышесносных сцен (в одной доберман вгрызается в пах бандиту, а в другой разворачивается собачья версия «Один дома»).
Хотя Бессон всегда сочетал артхаус с лютой кэмповостью, здесь он будто постоянно оборачивается на Тодда Филлипса, пытается угодить всем и сразу, сойти за своего. Подражание «Джокеру» сыграло с фильмом злую шутку — удалило из «Догмена» ДНК.