«Оставь мир позади»: обзор фильма с Джулией Робертс и Итаном Хоуком
. На Netflix показывают домашний постапокалипсис с голливудскими звездамиВышел фильм «Оставь мир позади» с Джулией Робертс: обзор от критика
На Netflix состоялась премьера фантастической драмы «Оставь мир позади» от шоураннера сериала «Мистер Робот» Сэма Эсмейла, который написал сценарий на основе одноименного романа Румаана Алама. Кинокритик, редактор «Кинопоиска» и автор телеграм-канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев — о драматичном постапокалипсисе, который начинается не с глобальной катастрофы, а с морального и этического поражения социума.
Аманда (Джулия Робертс) сняла для совместного мини-отпуска домик на пляже. «Едем сегодня же, чтобы ты не мог отказаться», — дежурно сообщает она супругу Клэю (Итан Хоук). «Хорошо, мы и правда давно никуда не выбирались», — отвечает он ей, кажется, не в силах в принципе спорить. Аманда в этой семье ярко выраженный матриарх: случись что — она совершенно точно все сама решит.
Вместе с двумя детьми — маленькой Роуз (Фаррах Маккензи) и подростком Арчи (Чарли Эванс) — они заселяются в домик на Лонг-Айленде. Поначалу ничто не предвещает беды, Эсмейл раскручивает маховик тревоги очень неторопливо. Где-то музыкальное сопровождение заметно прибавит громкости и перейдет на высокие ноты. Вот из кустов появится стадо оленей — Роуз покажется, что их всего несколько, но медленный полет коптера откроет зрителю бескрайнее количество этих величественных животных, способных подолгу сверлить людей взглядом.
Гармоничный отдых Аманды и Клэя разрушает внезапное вторжение хозяев дома, который они арендуют. Скотт (Махершала Али) с дочерью Рут (Майхала Херролд) с первых минут ведут себя подозрительно, но довольно быстро становится ясно: они также ничего не понимают в происходящем, как и остальные. В центре внимания Сэма Эсмейла вовсе не надвигающийся апокалипсис и причины, по которым он происходит. Будь это природный катаклизм, смена власти хитровыдуманным путем или вторжение (то ли китайцев, то ли иранцев) в Америку, главное — трансформация мироощущения «маленьких людей».
Режиссер планомерно разбирает на мелкие детали процесс морального и этического разложения социума. Капиталистический рай теряет в цене, равно как и человеческие права и свободы. На поверхность всплывает расизм. «Мы дома. Почему мы спим в подвале вторые сутки? Когда ты выпроводишь этих белых?» — спрашивает дочь у отца, которому, в свою очередь, не доверяет Аманда (она сомневается, действительно ли дом принадлежит афроамериканцу). Напомнят о себе и животные инстинкты: курок пистолета взведут очень быстро, как только сын Клэя впервые столкнется со смертельной опасностью.
В определенный момент «Оставь мир позади» становится изящной вариацией «Стука в хижине» М. Найта Шьямалана, вышедшего в начале 2023 года. Схожий сеттинг (предвестие конца света, две группы людей, вынужденные противостоять ему по-своему) разворачивается в другом направлении. Избегая библейских отсылок и нарочитой притчевости, Эсмейл обращается к человеческому «я», которое сталкивается с нетривиальной кризисной ситуацией. За фасадом хрупкой вежливости, которой придерживаются члены обеих семей, кроется целый пласт общечеловеческих проблем, которые необходимо решить героям, — от недоверия и паники до отсутствия мало-мальски разумного плана действий.
При всей вторичности картина Сэма Эсмейла по-своему увлекательна и, страшно сказать, реалистична. Если вам казалось, что мир рухнет так, как в научно-фантастической сатире «Не смотрите наверх», — очень вряд ли. Скорее мы, как персонаж Итана Хоука, окажемся без интернета, сигнала GPS и с бесполезными пластиковыми карточками во внутреннем кармане (наличные, конечно, снять невозможно). Не сказать, что внушительный хронометраж (2 часа 20 минут!) полностью состоит из ярких событий и головокружительных поворотов — в середине картина заметно проседает, и без того неторопливый темп повествования заставит посмотреть на часы несколько раз. Однако компенсируют это добротные актерские работы и самоирония создателей. Без доступа в интернет и Netflix не запустишь, где вышел этот фильм.
Главное — оставаться людьми, невзначай напоминает нам Эсмейл. И досмотреть, как мечтает Роуз, последнюю серию «Друзей»: ведь даже в постапокалиптическом мире этот сериал «приносит счастье».
Что произошло в мире, выстроенном Сэмом Эсмейлом по мотивам одноименного романа Румаана Алама, доподлинно неясно. По телевизору крутят ролик про угрозу национальной безопасности. Через телефонную сеть пробиваются сводки новостей о веерном отключении электроэнергии и возможной террористической атаке хакеров (из какой страны?). Сосед с другого участка закупал воду и консервы — может быть, он в курсе, чего ждать, а может, он всего лишь один из «выживальщиков», у которых крыша поехала от теорий заговоров?
«Оставь мир позади» погружается в эстетику постапокалипсиса, рассказывая не историю выживания в одичавшем мире, а разворачивая перед зрителем пролог, показывая, как все могло бы начаться. Нечто похожее было во франшизе «Ходячие мертвецы»: в спин-оффе «Бойтесь ходячих мертвецов» зрителей познакомили с миром до распространения эпидемии вируса, превращающего людей в зомби. Так и у Эсмейла: общество не по щелчку пальцев сходит с рельсов благоразумия — все происходит так постепенно, что едва ли персонажи это замечают, а то и вряд ли осознают.