«Наполеон»: обзор фильма Ридли Скотта, которому плевать на историю
. Нелепый Бонапарт, неверная Жозефина и взорванная пирамидаКритик объяснила, почему от «Наполеона» Ридли Скотта не надо ждать достоверности
В международном прокате крутят «Наполеона» — псевдоисторический срез жизни великого французского полководца с оскароносным Хоакином Фениксом в главной роли. Несмотря на внушительное количество неточностей и утомительный трехчасовой хронометраж, фильм о Наполеоне Бонапарте получился очень живым и остроумным, а сам герой — анекдотически забавным. Режиссер Ридли Скотт снял парадоксально нереалистичное для своего жанра кино, которое выглядит свежее большинства стерильных голливудских байопиков.
Кинокритик Оля Смолина рассказывает, как «Наполеон» переписывает историю и почему это нормально.
Фильм открывается тревожной сценой казни королевы Марии Антуанетты. Пока на улицах Парижа гремит Великая французская революция, офицер Наполеон Бонапарт строит коварные планы по приватизации престола. Воспользовавшись политическими волнениями, он собирает вокруг себя узкий круг союзников и с новыми силами отправляется на очередную битву. Вернувшись в столицу, он знакомится с прекрасной Жозефиной (Ванесса Кирби), которая стремительно крадет его сердце. Увы, последующий брак становится для Наполеона настоящим испытанием на прочность — бесконечные измены Жозефины и отсутствие долгожданного наследника вынуждают Бонапарта пересмотреть собственные взгляды на любовь.
Только за последние четыре года на широкий экран вышли фильмы о жизни Элвиса Пресли, Фредди Меркьюри, Элтона Джона, Роберта Оппенгеймера, Мэрилин Монро, Нила Армстронга и даже принцессы Дианы. На волне дикой популярности жанра байопика выход картины о такой важной и во всех смыслах выдающейся политической фигуре, как Наполеон Бонапарт, кажется если не логичным, то как минимум ожидаемым решением продюсеров. Интересен тот факт, что за работу над проектом взялся сэр Ридли Скотт — в последние годы режиссер не то чтобы проявлял особый интерес к жанру. Его недавний «Дом Gucci» хоть и снят по мотивам реальных событий, биографическим фильмом едва ли является.
Костюмная драма «Последняя дуэль» имеет весьма опосредованное отношение к исторической эпохе, поскольку снята на основе одноименного художественного романа. Вышедший в 2000 году «Гладиатор», который в ближайшие годы обзаведется сиквелом, — единственная по-настоящему убедительная попытка Скотта покопаться в мировой истории. Однако даже «Гладиатор» — фильм скорее зрелищный, чем правдивый.
В этой связи многочисленные нападки критиков на «Наполеона», которого еще на этапе промо умудрились обвинить в вопиющей исторической неточности, кажутся бессмысленным мероприятием. Да и сам Скотт отмахивается от навязчивых журналистов, как от мух, демонстрируя абсолютное равнодушие к фактам из учебника истории. Позиция «я художник — я так вижу» идеально работает в рамках художественной выдумки, но, когда дело касается реально существующей личности, пробивается со скрипом.
При этом, если дело касается народных фаворитов, публика, как правило, оказывается куда менее привередливой — «Богемскую рапсодию» Декстера Флетчера, как и «Спенсер» Пабло Ларраина сложно назвать объективными портретами личности, однако число претензий к этим фильмам ничтожно по сравнению с «Наполеоном». Не исключено, что злую шутку с новой работой Скотта сыграли обманутые ожидания: трейлер «Наполеона» дразнил подчеркнуто детализированной атмосферой XIX века с закрученными придворными интригами и эпичными военными баталиями. По итогу же фильм оказался куда ближе к условным нетфликсовским «Бриджертонам» или недавней «Жанне Дюбарри» с Джонни Деппом.
В реальности, где каждый переписывает историю по собственному усмотрению, различные художественные допущения «Наполеона» не кажутся таким уж большим приглашением, а взорванная для красивого кадра египетская пирамида — приемлемой жертвой ради высокого искусства. В конце концов, в мире уже достаточно весьма приземленных хроник жизни Бонапарта — от немого исторического эпоса Абеля Ганса «Наполеон» до романтического мини-сериала «Наполеон и Жозефина: история любви» от американского телеканала ABC.
Скотт неоднократно заявлял о намерении взглянуть на ключевую фигуру французской революции под совершенно новым углом — и у него это получилось. Он деконструирует привычный образ грозного тирана, превращая Бонапарта в уязвимого, местами нелепого и бесконечно преданного своему долгу человека, женатого на стране в большей степени, чем на любимой супруге.
В противовес мягкотелому образу Бонапарта его возлюбленная Жозефина в исполнении Ванессы Кирби («Корона») выглядит женщиной несгибаемой и властной, вынужденной невольницей собственной эпохи, отчаянно стремящейся быть увиденной и услышанной если не современниками, то хотя бы зрителями XXI века. Здесь важно помнить, что Ридли Скотт был и остается одним из главных феминистов мирового кинематографа, режиссером, который в свое время популяризировал жанр женского кино чикфлик и сделал Эллен Рипли иконой хоррора.
Недавняя «Последняя дуэль» наглядно доказала, что Скотт не намерен сдавать позиций, а тема женщины в кино для него все еще актуальна. Возможно, именно по этой причине его Жозефина Бонапарт — фигура куда более самостоятельная, нежели коммунистка Джин Татлок (Флоренс Пью) в другом важном байопике года, «Оппенгеймере» Кристофера Нолана.
Амбивалентным отношениям Наполеона и Жозефины отдана львиная доля сюжета, однако назвать «Наполеона» сентиментальным довольно сложно — фильм изобилует откровенно нелепыми и даже абсурдными сценами выяснения отношений: каждая бурная ссора главных героев сменяется не менее страстным уединением в опочивальне. Многочисленные измены жены и последующие насмешки общества над наивным куколдом Наполеоном — редкая самоирония, которой определенно не хватало подчеркнуто серьезному образу французского лидера.
В этом смысле персонажи Феникса и Кирби кажутся анекдотически карикатурными, будто бы сошедшими со страниц легендарного сатирического журнала Charlie Hebdo.
Они отлично вписываются в общий театральный тон «Наполеона», который, к слову, не превращается в серьезное кино даже тогда, когда дело доходит до смерти — а человеческие потери по мере развития событий становятся по-настоящему колоссальными.
Несмотря на общую фантазийность всего происходящего, «Наполеон» все-таки умудряется охватить ключевые события жизни своего протагониста: Египетскую экспедицию, битву при Аустерлице, оккупацию Москвы, противостояние с Александром I, коронацию, развод с Жозефиной и ссылку на остров Святой Елены. В попытке запечатлеть на экране непростую судьбу Наполеона Ридли Скотт окончательно потерял счет времени: прокатная версия картины длится три часа, стриминговая, которая выйдет на Apple TV+, и вовсе растянется на четыре. Смотреть на сказку по мотивам реальных событий достаточно утомительно, в этом плане «Наполеона» не спасают ни Хоакин Феникс, ни многочисленные юморески.
И все же целевая аудитория фильма окончательно непонятна: фанаты исторического эпоса не выдержат пренебрежения реальными фактами, а любители костюмных драм будут скучать на батальных сценах. Как эффектный экшен «Наполеон» тоже не работает: вид разлетающихся в кадре конечностей слишком специфический для массового развлечения. Впрочем, самого Скотта кассовые сборы фильма, как и мнение критиков, определенно давно не волнуют — о чем он успел заявить еще перед прокатом фильма.