«Жанна Дюбарри»: рецензия на французскую драму с Джонни Деппом
. Критик — о разочаровании напудренным и целомудренным фильмомКритик — о фильме «Жанна Дюбарри»: Деппа можно отнести к богатому убранству
В российский прокат 20 июля выходит «Жанна Дюбарри» — богатая костюмная драма о фаворитке короля Людовика XV, снятая французской постановщицей Майвенн в Версале. Фильм открывал последний Каннский кинофестиваль, и причина такого выбора понятна — это первая роль Джонни Деппа за три года, когда актера можно было увидеть только на видеозаписях из зала суда. После премьеры в Каннах картину разругали.
Критик и обозреватель Катя Загвоздкина посмотрела «Жанну Дюбарри» на фестивале Voices и считает, что фильм понравится многим зрителям, но сама Дюбарри, вероятно, заслуживает более смелого произведения о себе.
В середине XVIII века у кухарки во Франции рождается дочь Жанна, которой на роду написано повторить судьбу матери — жить и умереть в нищете. Но девочка очень миловидная и смышленая. Кроме того, ей покровительствует владелец поместья, в котором служит ее мать: благодаря ему Жанна учится читать, а затем и получает образование. Она и дальше будет находить покровителей — все более влиятельных мужчин, с помощью которых будет подниматься все выше по сословной лестнице, пока не достигнет самого ее верха — станет фавориткой стареющего короля Франции Людовика XV (Джонни Депп).
Жанна Дюбарри, что называется, яркий исторический персонаж — не только из-за своего пути из грязи в князи, но и трагического конца: во время Великой французской революции Дюбарри, несмотря на ее незнатное происхождение, казнили за связи с монархией. Но с современной точки зрения она (с некоторыми оговорками) может считаться self-made женщиной, которая достигла своего положения исключительно благодаря личным качествам — смекалке, эрудиции, красоте. Нет ничего удивительного, что на волне #MeToo про Дюбарри вышел полноценный фильм.
Дюбарри здесь много читает (едва ли не половину фильма она проводит с книгой), прогрессивно мыслит (привечает темнокожего слугу, которого ей преподнесли ей в качестве подарка), идет наперекор традициям и обычаям (повторяющаяся в фильме шутка связана с запретом поворачиваться к королю спиной), носит мужское платье, наконец. И Майвенн (в прошлом супруга Люка Бессона, которую сейчас чаще можно увидеть в титрах как режиссера, а не как актрису) соответствует главному требованию к этой роли — она очаровательна.
Но «Жанна Дюбарри» — не совсем байопик. Первая (и, вероятно, самая трудная) часть пути героини наверх, до знакомства с графом Дюбарри, намечена в фильме пунктиром, высвечена несколькими яркими вспышками (Жанна, перемазанная сливами, ползет по обеденному столу; Жанна участвует в оргии и так далее). Фильм Майвенн — прежде всего о жизни Дюбарри при дворе и ее многолетних отношениях с королем.
Это костюмное кино, снятое во Франции, но с голливудским размахом. На экране — лепнина, бархат, мрамор, золото, шелк, перья и другие материалы, из которых, как известно, состоит королевская жизнь. К богатому убранству можно отнести и Деппа: «Дюбарри» — его возвращение на экраны после трех лет отсутствия, но роль у него второстепенная, декоративная — создавать напудренный и напомаженный фон для Жанны.
Разочаруются не только те, кто ждал возвращения Деппа в большой драматической роли, но и те, кто надеялся увидеть что-то откровенное: зрителям не покажут даже грудь Жанны, для фильма о жизни куртизанки это исключительно целомудренное кино с парой постельных сцен, участники которых не раздеваются. Из неожиданно физиологичного — только медосмотр перед посещением покоев короля. Эта сцена напоминает о другом французском фильме, в котором рассказывалось об интимной жизни женщин, — «Событии» Одри Диван, получившем главный приз Венецианского кинофестиваля два года назад.
В силу выбранного материала — жизнь королевского двора, путь куртизанки к высшему обществу — и гуманного хронометража (меньше двух часов) зритель вряд ли заскучает на сеансе. Но ожидания, что это будет ревизионистская картина (в духе «Марии Антуанетты» Софии Копполы, которую снимали также в Версале), не оправдались. На экранах — прилежная, немного ученическая биографическая драма с незамысловатыми метафорами (когда при дворе меняется расстановка сил, над Версалем — буквально — сгущаются тучи и начинается гроза), классической музыкой и закадровым голосом.
Кажется, что Жанна Дюбарри — бунтарка хотя бы по части пренебрежения к сословным границам и заведенным при дворе обычаям — заслужила более дерзкий фильм.