В российский прокат вышел фильм «Мое преступление». Смотреть его или нет
. Франсуа Озон рассуждает о сексизме и харрассменте во Франции 1930-хКинокритик Тимур Алиев назвал новую картину Франсуа Озона «Мое преступление» самой смешной и изобретательной в его карьере
В российский прокат вышел фильм «Мое преступление» французского режиссера Франсуа Озона. В новой картине, прошедшей мимо крупных международных кинофестивалей, кинематографист обращается к актуальной в последние годы теме сексуальных домогательств, которые происходят во время кастинга с участием именитого продюсера.
Кинокритик, редактор «Кинопоиска» и автор телеграм-канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев — о самой смешной и изобретательной картине Озона.
«События «Моего преступления» разворачиваются в 1930-е годы. В основе сценария — одноименная пьеса сатириков Жоржа Берра и Луи Вернея. Молодая актриса Мадлен Вердье (Надя Терешкевич) пытается взять новую высоту в карьере, бесконечно посещая пробы в Париже. Однако большая роль, благодаря которой к девушке придут долгожданные слава и деньги, до сих пор ускользает от нее. На очередном кастинге к Вердье начинает приставать широко известный продюсер Монферран.
Дело заканчивается трагедией. На следующий день в квартиру к Мадлен и ее сожительнице и начинающей адвокатессе Полин (Ребекка Мардер) явится полиция. Монферран обнаружен мертвым в своем доме, время смерти приблизительно совпадает с временем, когда к продюсеру заходила Вердье. Начинающая актриса становится главной подозреваемой, а подруга вызывается защищать Мадлен. Начинается один из самых скандальных процессов во Франции, в ходе которого Вердье и Полин детально разоблачают темную сторону продюсера. Жизни двух девушек переворачиваются с ног на голову, когда судья выносит вердикт.
Пусть на экране 1930-е, но отчетливые параллели с современностью Франсуа Озон и не пытается скрывать. «Мое преступление» — кино жанровое, легкое и необременительное для зрителя. Социальный комментарий, который французский кинематографист добавляет практически в каждый фильм, здесь ничем не прикрыт, на виду. В том числе из-за этого картина может показаться лобовой, но в контексте событий это вряд ли минус. В блестящих судебных диалогах и сатирических эпизодах допроса Мадлен прямо проговаривает всю свою тяжкую ношу. Ни одна из проблематик начинающих актрис в патриархальном кинобизнесе Франции 1930-х не избежит внимания общественности.
Нетрудно допустить, что Франсуа Озона — европейского режиссера, живущего в эпоху #MeToo и культуры отмены, — интересует, так ли все было раньше или, может быть, отношения мужчин и женщин в его профессии строились кардинально иным образом. В «Моем преступлении» мужчина, покусившийся на женскую честь, порицается, несмотря на солидные заслуги на профессиональном поприще. Количество «Оскаров» и «Сезаров» на полке не дает карт-блашн на свинство в этой вселенной. Однако после суда Озон обращается к последствиям, которые настигли главных героинь.
Погрузив девушек в пучину лжи, режиссер понимает, что в лучших традициях она обязательно раскроется, разрушив их «легенду». Озон старается не занимать ничью сторону, наблюдая за событиями со стороны — в фильме преобладают средние планы; персонажи нечасто «заперты» в замкнутых пространствах.
При этом кинематографист все равно ходит по краю. Он изобличает и насмехается над коррупцией государственных институтов. Более того, Озон буквально выставляет на метафорический суд женщин-жертв, которые даже боль и травмы готовы обернуть в корыстный интерес и персональную выгоду. Впрочем, глубинной философии «Мое преступление» не касается. Фильм не зарывается глубоко в этические дилеммы, оставляя цепляющие, словно крючки, вопросы без ответов. Вероятно, режиссер и сам не знает, как в сложившейся перед девушками ситуации поступить правильно, поэтому и оставляет пространство для размышлений зрителю.
Трудно избежать соблазна прикрепить к героиням черно-белые ярлыки. Не терпится это сделать и самому Озону. После торжества правосудия экран пестрит газетными заголовками «Манипулятор или заблудшая овечка?», «Ангел или демон?», обращенными к Мадлен Вердье. Девушка становится экранизацией тезиса «из грязи в князи». Еще вчера скромная неизвестная актриса, сегодня она уже блистает на званых ужинах и отбивается от малоинтересных ей предложений, ведь работы в кино в ее графике уже с избытком. Ложкой дегтя в жизни двух подруг становится героиня Изабель Юппер — угасшая звезда немого кино, которая появляется в середине картины и добавляет новых смыслов закрученной криминальной головоломке, в тисках которой существуют Мадлен и Полин.
Даже без связи с настоящим «Мое преступление» идеально работает в границах 1930-х — впрочем, не разглядеть параллель между Монферраном и Харви Вайнштейном невозможно. Балансируя между разными гранями драмы, детектива и комедии, автор дарит зрителям целый букет чувств и эмоций — от смеха и сопереживания до страсти и возбуждения. Спустя много лет Озон будто бы вернулся к эстетике главных хитов — «8 женщин» и «Отчаянная домохозяйка».
В 2023 году с нами по-прежнему старая добрая ретро-юмореска, автор которой задается вечным вопросом, кто убийца, и с улыбкой на лице потягивает зажигательный коктейль «Абсурдный юмор». Так и норовит, будучи зрителем, подсесть к нему в метафорическом баре — без суда и последствий».