Дженнифер Лопес убивает. Рецензия на фильм «Мать»
. Что не так с очередным боевиком Netflix про смертоносную женщинуЧто не так с боевиком Netflix «Мать» про смертоносную женщину с Дженнифер Лопес в главной роли
На стриминге Netflix вышел фильм «Мать» с Дженнифер Лопес в роли киллерши, которая ввязалась в неприятности и пытается спасти родную дочь. Кинокритик, редактор «Кинопоиска» и автор телеграм-канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев задается вопросом, почему Лопес потратила время на съемки в этом посредственном кино.
Агенты ФБР допрашивают неизвестную женщину. Натянув капюшон на лицо, она неторопливо отвечает на вопросы. Объем информации неполный, поэтому сотрудники нервничают, но девушка не ломается. Еще бы — позади героини (собственно Лопес) служба в Ираке и Афганистане. Она ввязалась в авантюру с продажей оружия. Ее подельниками были бывшие офицеры американской армии — Эйдриан Ловелл (Джозеф Файнс) и Эктор Альварес (Гаэль Гарсиа Берналь), причем с обоими девушка закрутила романы. Со временем контрабанда оружия вышла из-под контроля, и уже беременная героиня Лопес решила оставить это дело, сдав обоих партнеров федералам.
Допрос прерывает стрельба. Спецагенты в лучших традициях жанра ведут себя непрофессионально и умирают, а на девушку на солидном сроке беременности нападает Эйдриан. Она спасается, устроив взрыв, но ранение в живот приводит к преждевременным родам. «Если ты выйдешь отсюда с ребенком, его убьют», — выносит вердикт глава подразделения ФБР, имя которой незачем запоминать, ведь никакой роли в сюжете персонаж не сыграет и больше не появится. В итоге мать-Лопес подписывает отказ от родительских прав, вступает в сделку с федералами и уезжает в глушь Аляски, чтобы 12 лет прожить в относительной безопасности и вдали от выживших поставщиков оружия — ее бывших подельников. Пока у подросшей дочери не возникают неприятности.
Сказать, что «Мать», мягко говоря, не внушает доверие насмотренному зрителю — ничего не сказать. Если вы видели минимальный набор боевиков средней руки последних лет («Заложница» с Лиамом Нисоном, «Кейт» с Мэри Элизабет Уинстэд на том же Netflix, «Пороховой коктейль» с Карен Гиллан etc.), то примерно представляете, из чего состоит новый боевик стриминга. Тренд на триллеры о сильных женщинах, которые используют насилие и жестокость ради спасения близкого человека, в последние годы стагнирует, не предлагая ничего нового. Увы, даже представленный в этом году на Берлинале южнокорейский триллер «Убить Пок-сун» выезжает на давно проржавевших рельсах. Кажется, «Мать» идеально в этот тренд вписывается.
Главной героине здесь просто нечего играть. У персонажа нет ни имени, ни прошлого, ни ярко выраженных черт характера. Казалось, что, спродюсировав классную криминальную комедию «Стриптизерши» и побывав по эту сторону камеры, Дженнифер Лопес как актриса будет избирательнее относиться к проектам, в которые ее приглашают. Однако и «Мать», и недавний ромком «Моя пиратская свадьба» говорят об обратном. Функция Дженнифер в «Матери» — быть кровожадной убийцей-мстительницей, которая безупречно управляется с холодным оружием и гладкоствольной винтовкой. Ни о каких материнских чувствах говорить не приходится, у персонажа Лопес осталось разве что базовая эмпатия по отношению к дочери. Да и некогда проявлять эти самые чувства — слева ФБР, справа бывшие любовники, все желают ей смерти.
Парадоксально, что столь тривиальную и клишированную историю срежиссировала Ники Каро, ранее снявшая фэнтези-сказку Disney «Мулан». Новая история о сильной героине, способной проявиться на равных с мужчинами, сильно отличается от live-action адаптации диснеевского мультфильма. Больше всего «Мать» напоминает франшизу «Заложница», сценарий как будто скопировали, сменив пол ключевому персонажу. Как и Лиам Нисон, Дженнифер Лопес так же не останавливается ни перед чем, чтобы спасти свое чадо. Чтобы зритель еще больше убедился в этом рвении, авторы «Матери» подсовывают ему топорную метафору с волчицей и ее волчатами. Мол, такое поведение — не часть травмы прошлого (о котором, напомню, мы ничего в фильме не узнаем), а естественное поведение дикого хищника. Причем эта чопорная аналогия между двумя матерями (Лопес и волчицей в лесах Аляски) всплывает в фильме несколько раз.
Сколь-нибудь внятной кажется лишь последняя треть фильма. Когда в действие активно вторгается дочь главной героини, возникает вполне резонный вопрос: какое будущее ждет этих двух женщин? Что мать, которая отсутствовала в жизни дочери 12 лет, может ей предложить? Фильм дает оперативный ответ — насилие. Мать учит дочь управляться с ножом, маскироваться на открытой местности и стрелять по мишеням из винтовки. Мать представляет дочери мир, полный опасности (в ее случае совершенно осязаемой), транслируя свое видение 12-летнему подростку. С одной стороны, это действительно может спасти ей жизнь. С другой стороны, может травмировать, выстроив стену между девочкой и внешним миром.
Пусть экшен-эпизоды фильма могут напомнить что-то в духе погонь из франшизы о Джейсоне Борне, в остальном «Мать» — зрелище из ряда вон выходящее и лишенное какой-либо художественной ценности. Если фильм для чего-то и нужен, то только ради демонстрации Дженнифер Лопес во всей красе.
Актриса здесь и совершит пробежку посреди шумного города, и прокатится на мотоцикле, и замочит десяток-другой нерадивых бандитов. Хоть как-то выправить концовку мог бы твист в духе «Звездных войн», если, допустим, зритель узнал бы, что один из тех мужчин, с которыми у героини Лопес был роман, — биологический отец девочки. Но это решение, судя по всему, не пришло в головы создателям боевика. Сегодня от Jenny from the block остается лишь воспоминание. Вероятно, от Лопес в качестве актрисы «Матери» не будет даже и этого.