«Раневская». Рецензия на биографический сериал с дочерью Полищук

. Какой получилась история о самой цитируемой и язвительной артистке

Критик Катя Загвоздкина похвалила сериал «Раневская» с дочерью Полищук

Обновлено 08 февраля 2023, 16:12
Kion
Фото: Kion

В онлайн-кинотеатре KION 8 февраля появились первые два эпизода сериала «Раневская» — байопика об одной из самых остроумных и любимых советских актрис. Критик Катя Загвоздкина считает, что «Раневская» оказалась лучше, чем можно было ожидать, — во многом благодаря сыгравшей главную роль Мариэтте Цигаль-Полищук и другим отличным актерам.

1915 год, Таганрог. Здесь живет Фанни Фельдман (Мариэтта Цигаль-Полищук) — девушка из хорошей еврейской семьи, но с острым языком и странной, не подобающей ее происхождению мечтой — несмотря на заикание и необычную внешность, играть в театре. Когда рассудительный отец (Семен Стругачев) решит выдать ее замуж за парня из другой обеспеченной семьи, чтобы «у нее вышла дурь из головы» (а также чтобы соединить капиталы), она соберет чемодан и сбежит в Москву. Несмотря на то что в московских театрах ей будут раз за разом отказывать, посмеиваться над ее неуклюжестью и речевым недугом, она в конце концов станет Фаиной Раневской, по-настоящему народной актрисой.

Фаина Раневская — не просто великая актриса, как, например, Любовь Орлова (она в сериале тоже появляется — во время короткой встречи получит от Раневской совет перекраситься из брюнетки в блондинку). Ее роли разобрали на цитаты, ее голос до сих пор многие безошибочно узнают (в частности, благодаря мультфильму «Карлсон вернулся», где она озвучила фрекен Бок). Раневская стала анекдотом, своего рода фольклорным персонажем. Для этого у нее имелись все необходимые качества: обаяние, остроумие, а самое главное — характерность. По тем же причинам она оказалась идеальным кандидатом на получение собственного байопика.

Долгую жизнь Раневской (родилась при Николае II, умерла аккурат после Юрия Андропова, прожив 87 лет) авторы разбили на восемь часовых серий. Написать ее биографию для экрана доверили Юрию Морозу (сериал «Каменская»), Алине Семеряковой («Обучаю игре на гитаре») и Ларисе Жолобовой («Московский романс»), снять — Дмитрию Петруню, который два года назад поставил по заказу «Первого канала» другой костюмный сериал — «Воскресенский».

В техническом плане «Раневская» — проект для телевидения. Реквизита и исторических костюмов много, есть масштабные и очевидно дорогие сцены (особенно создатели любят, чтобы кто-нибудь красиво проскакал в кадре на лошади), но целиком сериал напоминает старательную костюмную постановку в провинциальном драмтеатре. Справедливости ради, перед командой стояла непростая задача рассказать о шести десятилетиях из жизни страны, в которых переломных дней было больше, чем спокойных, — от революции, Гражданской и двух мировых войн до полета Юрия Гагарина в космос. Но и исторические события в основном остаются за кадром, а догадаться, какой перед зрителем обрисовали год, можно только по соответствующим титрам.

Картинка иногда переходит в черно-белый цвет, по краям появляется затемнение — «под выцветшие фотографии». Видимо, это сделано с целью добавить повествованию флер старины. И подобных неоднозначных художественных и монтажных решений, которые призваны растрогать или вызвать ностальгию, но вызывают прежде всего чувство неловкости при просмотре, немало.

И все же рассказанная в сериале история, переполненная драматическими событиями и известными культурными героями (Эйзенштейн, Станиславский, Александров, Ахматова, Орлова, Качалов — этот список можно продолжать долго), легко увлекает. По крайней мере первые два эпизода тому доказательство.

Приключения начинающей актрисы в большом городе, сложности, которые ей приходится преодолевать, — это универсальная история, которая смотрится актуально и сейчас. Мало ли таких же молодых и амбициозных людей, которые приезжают из провинции брать штурмом столицу? То же самое можно сказать про конфликт поколений — спор юной девушки с родителями о том, чем пристало заниматься женщине, никуда не исчез и через 100 лет. Но уже третья серия, в которой Фанни переходит на новый этап жизни, становясь хозяйкой своей судьбы, и где нерв противостояния с родителями потерян, уступает первым двум.

В очевидные достоинства сериала попал замечательный, образцово-показательный актерский состав. Колоритная, темпераментная семья Фельдманов получилась даже интереснее и живее заокеанских Фабельманов (одноименный частично автобиографический фильм Стивена Спилберга о еврейской семье выходцев из Российской империи претендует на «Оскар» в семи номинациях).

Один из самых обаятельных героев — строгий, нравный Гирш Хаимович Фельдман (Семен Стругачев), отец будущей актрисы, который долго не может смириться с тем, какое призвание она для себя выбрала. Наставницу и верную подругу Раневской, актрису Павлу Вульф, отлично играет Полина Кутепова, подругу-завистницу Зинку, одного из самых ярких персонажей сериала, — очень убедительная Ольга Ванькова. В ролях поменьше — Константин Лавроненко, Александр Домогаров, Эмилия Спивак, Мириам Сехон. Но все они кружат вокруг самой Раневской в исполнении Мариэтты Цигаль-Полищук.

Несмотря на то что для создателей сериала это, вероятно, был не самый очевидный выбор (дочери актрисы Любови Полищук и художника Сергея Цигаля сейчас 38 лет — и в сериале ее «омолодили» на компьютере для эпизодов о юности Раневской), они попали в точку — и дело здесь не только в носе. Ее Раневская — обаятельная, остроумная, непосредственная, увлеченная — сразу вызывает эмпатию. Это тот персонаж, с которым легко провести восемь часов.

Что насчет исторической достоверности? Раневская, несколько раз начинавшая писать мемуары, их так и не закончила и воспоминаний о себе не оставила. Поэтому авторы сериала воссоздали тот миф, который она сама о себе сочинила. Эта Раневская — язвительная персона, палец в рот не клади, но душевная, с неизменной сигаретой в зубах. Чтобы добиться узнавания, авторы усилили все «приметы» героини, и образ вышел немного карикатурным — впрочем, этим грешат многие биографии знаменитостей.

Сама Цигаль-Полищук назвала проект «фантазией» о Раневской, которую они придумали вместе с режиссером и сценаристом. В качестве фантазии о том, какой могла быть жизнь великой актрисы, воспринимать его будет правильнее всего. Кроме того, возможно, язвительная Фаина Раневская отнеслась бы к этому сериалу с более весомой долей юмора, чем ее гневные адвокаты из числа зрителей.

Поделиться
Авторы
Теги