«Гром: Трудное детство». Рецензия на новый фильм о российском супергерое
. Бодрый комедийный комикс с неожиданно сильной семейной драмой1 января в 20:23 на «Кинопоиске» состоится премьера фильма «Гром: Трудное детство» режиссера Олега Трофима по комиксам издательства Bubble. Кинокритик Егор Москвитин рассказывает, почему первая же российская киноновинка 2023 года вселяет большой оптимизм.
Новый год для нашего кино начнется сразу с двух фильмов-наваждений о девяностых — с молодого и старого, питерского и московского, оптимистичного и печального. При этом формально обе картины — балаганные криминальные комедии, но в каждой обнаруживается серьезная поколенческая драма.
Первый, «Клипмейкеры», 58-летнего патриарха русского кэмпа (и режиссера «Русского беса») Григория Константинопольского — ностальгический мюзикл о Москве девяностых. И о беспечной генерации киношников, которые хотели сделать что-то большое, но не смотрели по сторонам и позволили времени себя поглотить. Вспоминая собственную юность (и дословно, но не скучно описывая свой путь из клипмейкеров в режиссеры), Константинопольский изображает на экране заодно и юных Федора Бондарчука и Авдотью Смирнову. А играет старую гвардию молодая смена — Александр Горчилин, Мария Шалаева, Александр Кузнецов.
Герои мечтают о свободе и творчестве, но чем ближе к нулевым, тем больше закрепощающих обстоятельств появляется на горизонте. Фильм быстр, бодр и весел, и беспечное десятилетие в нем само превращается в клип — в яркую вспышку, за которой следуют «Стоп, снято!» и «Все свободны!». Это история о витающей в облаках богеме, и в своем ностальгическом порыве и желании стать караоке-блокбастером вроде «Старых песен о главном» он даже вскользь не упоминает трагедии девяностых. Занятые собой герои не замечают расстрела Белого дома и штурма Грозного, и это умолчание в давным-давно снятом фильме в эти праздники приобретает особый смысл.
«Гром: Трудное детство» 33-летнего Олега Трофима устроен совсем иначе. Это фильм, которому даже детская оптика и комиксовые законы не мешают показать девяностые эпохой семейных трагедий, травм и переломов, после которых кости становятся толще. В здешнем бандитском Петербурге никто не бегает «абсолютно голым», но пачками убивают людей, мечтатели отказываются от идеалов, а отец-одиночка и его сын-беспризорник полгода копят на стиральную машину. Но при этом в народном фильме гораздо больше веры в будущее, чем в декадентских «Клипмейкерах». Потому что это кино не про завершение старого века, а про рождение нового поколения — поколения благодарных детей.
Но обо всем по порядку.
Место и время действия «Грома» — альтернативный Санкт-Петербург девяностых который здесь выглядит так, как если бы студия Marvel отвечала за цветокоррекцию в фильме «Брат». В городе бесчинствуют банды, а штаб-квартира милиции напоминает скорее осажденную крепость с кострами на улице, чем отполированную полицейскую академию из оригинального «Майора Грома».
Преступники не боятся никого, кроме загадочного Анубиса — сверхъестественного существа, которое вознамерилось подчинить себя все группировки. Противостоять злодею решаются всего два героя — угрюмый майор милиции Константин Гром (Сергей Марин) и журналист-правдоруб Алексей Прищуров (Олег Ягодин). Второй осатанело пародирует и Невзорова (Минюст признал его физлицом — иностранным агентом), и Листьева, и ведущего «Загадки Дыры» из «Внутри Лапенко». А первый как может воспитывает сына Игоря (Кай Гетц, звезда фильма «Скажи ей» и сериала «Мажор») — смышленого непоседу, которому для счастья не хватает ровно одного дня наедине с папой. Для поимки Анубиса, разумеется, тоже не хватит именно этого дня.
В отличие от сверхамбициозного «Майора Грома» его приквел получился фильмом по-хорошему емким: релиз не в кинотеатрах, а на «Кинопоиске», хронометраж 80 минут, никаких архитектурных излишеств. Это маленький комикс в мягком переплете, но с твердым характером и большой идеей. Сюжетных линий две — поиски Анубиса папой и поиски папы сыном. История Константина Грома — сборник невольных цитат из «Святых из Бундока», «48 часов», «Блэйда» и «Улиц разбитых фонарей». Нелюдимому оперу повезло иметь сразу двух верных друзей — по-голливудски дерзкого Юру (актер года Даниил Воробьев из «Конца света») и потешно трусливого Федю (Алексей Ведёрников).
Вместо комиссара Гордона нашей милицией правит строгая женщина по имени Елена (Ирина Розанова в очередной рокерской роли). Экшен-сцен всего две, но каждая снята с той любовью, без которой и нельзя браться за комиксы. Первая разборка — озорная комедия в духе фильма «Пипец» с участием бесплотного Анубиса и узбекской мафии, обидеть которую нестрашно, особенно если режиссер — узбек. Вторая — настоящий балет на курках со сложной хореографией и точно расставленными комическими разрядками.
История Грома-младшего — это, условно говоря, наши «Середина 90-х» (ностальгический режиссерский дебют Джоны Хилла о своем детстве в Лос-Анджелесе) и «Не грози южному централу». Дети гуляют на фоне горящих машин, вокруг Исаакия бегают дяди с гранатометами, а Стас Барецкий в малиновом пиджаке объясняет, как бы выглядел Демогоргон в русских «Очень страшных делах». Сам Игорь вместе со своим лучшим другом — маленьким хулиганом Игнатом (Владимир Яганов, героя которого в большом «Майоре Громе» играл рэпер Киевстонер) — показывает, из чего сделаны наши мальчишки. Из жвачки «Турбо» и видеокассет с аниме; из шахмат с отцом и яичницы со смайликами; из дырявых маек-алкоголичек и беретов, как у Данилы Багрова, из вокализа Эдуарда Хиля и калифорнийского рэпа.
Как и многие фильмы и сериалы уходящего года — от «Ники» до «Конца света» — «Гром» нежно иронизирует по поводу девяностых. Но в отличие от других он не винит время, а черпает в нем силу.
И уже всего этого было бы достаточно, чтобы назвать фильм очень хорошим. Но точка, в которой сходятся линии отца и сына, делает его отличным. Выдавать финал «Грома» — преступление, потому что кульминационная сцена за секунду превращает самопальный комикс в сентиментальную семейную драму, которая вполне способна довести взрослых мужчин до слез. Но все-таки осторожно заметим, что в конце «Трудное детство» цитирует уже не «Матрицу», а «Заставу Ильича» Марлена Хуциева. И демонстрирует такую любовь детей к родителям, что новые девяностые ненадолго перестают быть страхом.