«Достать ножи». Почему Дэниел Крейг не спасает сиквел от разочарования

. Еще один пример изрядно поднадоевшей сатиры на богачей
Обновлено 26 декабря 2022, 13:37
Кадр из фильма «Достать ножи: Стеклянная луковица»
Фото: Netflix

Кадр из фильма «Достать ножи: Стеклянная луковица»

На Netflix состоялась премьера фильма Райана Джонсона «Достать ножи: Стеклянная луковица». Кинокритик, редактор «Кинопоиска» и автор телеграм-канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев рассказывает о бенефисе Дэниела Крэйга в роли детектива и не слишком продуманной загадке, тайна которой оказывается у всех на виду.

О чем фильм

Состоятельный хай-тек-предприниматель Майлз Брон (Эдвард Нортон) решает пригласить близких друзей на собственный остров в Греции. Эпоха ковида диктует свои правила: за бесконечными «зумами» и онлайн-конференциями нет времени физически увидеться с близкими. На острове Брон устраивает вечеринку, во время которой происходит загадочное убийство, и не одно. Сначала один из гостей падает замертво, отравившись напитком. Позднее в другую гостью стреляет неизвестный.

Параллельно с этим разворачивается вялотекущий конфликт. Некогда близкие друзья на самом деле утаивали мотивы для устранения и Майлза Брона, и других участников группы. Остров для многих стал потенциальной возможностью для реализации зловещих идей. Но по счастливому стечению обстоятельств в компании оказывается Бенуа Блан (Дэниел Крейг), один из лучших детективов на планете. Кто-то прислал ему загадочную черную коробку и приглашение отдохнуть на греческом острове Брона.

Как обнаружить таинственного недоброжелателя, устраняющего гостей вечеринки? Кто на самом деле будет в выигрыше, если некоторые участники злополучного вечера не вернутся на Большую землю живыми? При чем здесь монструозное сооружение «Стеклянная луковица», расположенное в центре острова и работающее на необычном топливе? На эти и другие вопросы придется ответить Бенуа Блану.

Кто снял и снялся

«Достать ножи: Стеклянная луковица» — продолжение одноименного хита 2019 года. Придумал и снял его Райан Джонсон. И, получив «зеленый свет» на продолжение от компании Lionsgate, перевел франшизу в онлайн — права на экранизацию второго и третьего фильмов приобрел Netflix.

К роли импозантного сыщика Бенуа Блана вернулся агент 007 Дэниел Крейг, совершив переход из головокружительного боевика в не менее захватывающий мир детективных тайн и загадок. С ним в «Луковице» весь цвет Голливуда: от Эдварда Нортона (играет Майлза Брона) и Кейт Хадсон (супермодель Берди Джей) до Дэйва Батисты (Twitch-стример и борец за права мужчин Дюк Коди), Кэтрин Хан (губернатор Клэр Дебелла) и Лесли Одома-младшего (главный инженер компании Брона).

Своего рода звездой второго плана становится певица Жанель Моне — она появляется в образе Кассандры Брэнд, экс-партнерши Майлза по бизнесу. Именно она запускает таинственные события. Друзья и товарищи Брона ведут себя скованно и неординарно, тогда как сам он тушуется во время общения с Брэнд, явно что-то скрывая и от нее, и от всех вокруг.

Участников этой авантюрной пьесы слишком много, чтобы зритель сумел зацепиться хоть за кого-то, кроме центрального персонажа — Блана. Режиссер здесь, к сожалению, наступает на грабли жанра, запирая кучу героев в замкнутом пространстве и тасуя их словно карты в колоде. У каждого гостя вечеринки появляется в лучшем случае одна-две характерные черты, по которым зрители их и запоминают. Но не стоит торопиться радоваться и привыкать к кому-либо на экране. Одна часть героев попросту исчезнет с острова (у них почти не будет экранного времени и даже диалогов), другая — будет неторопливо отправлена Джонсоном на тот свет.

Как это выглядит

Как напрасная попытка сделать высший класс выше, чем у первого фильма «Достать ножи». Режиссер попал в капкан, который сам же и поставил. В надежде перебить достижения предыдущей картины Джонсон застрял на перепутье — тут или метаиронично высмеивать многослойную загадочность и детективные тайны, которые распутывал Блан, или повышать ставки, значительно усложняя и головоломку, и подозрения насчет злодея.

Судя по всему, «Луковица» выбирает первую стратегию повествования. Своим абсурдным поведением владелец острова Майлз Брон провозглашает: вся жизнь — игра. И предлагает гостям разгадать «убийство», жертвой которого может быть он сам. Вступая в эту авантюру, Бенуа Блан выглядит тенью себя прежнего, карикатурой на великого детектива, затянутого в сети фарса богачей, которым попросту скучно в океане финансового успеха.

Первая половина фильма — настоящее мучение для глаз и ушей. Мир еще не видел детектива, который демонстрирует густую концентрацию словоблудия, псевдонамеков и накала саспенса, ни во что существенное не превращающегося. Бесконечно пуская и зрителей, и гостей острова по множеству ложных следов, режиссер Райан Джонсон украшает все действо чайной ложкой деталей и пустым налетом стиля. «Стеклянная луковица» в определенный момент начинает походить на выставку современного искусства или страницу глянцевого лукбука, на съемки которого потрачен солидный кусок бюджета.

Плюсы, минусы, подводные камни

Для тех, кто восторгался первым фильмом франшизы Джонсона, сиквел может стать камнем преткновения. Во многом именно потому, что «Стеклянная луковица» — метаирония, которая пошла ва-банк и растеряла свой капитал. Усилия были умножены на ноль и превратились в пустое место. Пресловутый обман ожиданий, сформированный в оригинальном фильме, будет растоптан и предан забвению в сиквеле.

Тем, кто не видел «Достать ножи» 2019 года или сможет абстрагироваться от него, второй фильм может показаться чем-то новым. Стремление Джонсона навести марафет и украсить мишурой из пышных декораций и эффектов пустые телодвижения детективного толка непременно сработает на определенную часть аудитории.

Некогда отказавшись от новой трилогии «Звездных войн», режиссер последовал за амбициями, которые привели его в нишу детективов (помимо трилогии «Достать ножи», в 2023 году у Джонсона выйдет и первый детективный сериал «Покерфейс» на стриминге Peacock). Но никак нельзя сказать, что «Стеклянная луковица» — это новая ступень развития детективного жанра. Заметно, как режиссер пытается паразитировать на отработанных идеях своего собственного фильма, выстраивая вокруг Бенуа Блана очередную головоломку, которая безвольно разматывается на первом же этапе истории.

Того и гляди на горизонте греческого острова покажутся очертания «Последнего круиза на яхте «Шейла», из темных коридоров поместья Майлза Брона — залы Чарльза Баскервиля, а из чертогов разума героини в исполнении Жанель Моне проступят условные доктор Джекил и мистер Хайд. Впрочем, экзотика Джонсона встраивается в контекст, главный маркер которого заключается в насмешке над искаженной художественной реальностью.

В диалогах и шутках режиссер «Стеклянной луковицы» иронизирует над культурными событиями 2010-х: сценариями Гиллиан Флинн («Исчезнувшая», «Вдовы»), актерскими работами Тома Круза, алкогольными напитками от Джареда Лето и даже скандалом Мирославы Думы и Ульяны Сергеенко. С одной стороны, забавно. С другой — смотрится дешевым и бессмысленным трюком.

О том, что богатые вовсе не плачут, а только и ждут, как обратиться к насилию и начать устранять того, кто им по каким-то причинам не нравится, прямо или косвенно говорит и сериал HBO «Белый лотос», и фильм Рубена Эстлунда «Треугольник печали», победивший в Каннах. Джонсон старательно выписывает мир привилегий, о которых сами богачи не задумываются; вселенную псевдоуспешных бизнесменов, чьи идеи либо сворованы, либо пусты; эгоистичных и лживых людей, упивающихся властью, которую они не заслужили.

Привилегированный класс, получающий из года в год более чем достаточно репрезентации на больших и малых экранах, изрядно надоел — ни сочувствия, ни других оттенков эмпатии к таким персонажам практически не испытываешь. Если «Стеклянная луковица» и достойна просмотра, то исключительно ради актерского бенефиса Дэниела Крэйга. Его Бенуа Блан купается в собственной эксцентричности и чуть гипертрофированной манерности — чего только стоит кадр с ним на фоне каменной пятой точки.

Поделиться
Авторы
Теги