Вышел ремейк «Игрушки». Чем он проигрывает фильму с Пьером Ришаром
. И почему оригинал все еще приятно пересматриватьВ российский прокат вышла французская комедия «Новая игрушка» с Жамелем Деббузом в главной роли. Это ремейк «Игрушки» 1976 года с Пьером Ришаром. Кинокритик, редактор «Кинопоиска» и автор телеграм-канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев посмотрел оба фильма и рассказывает, как оригинальная картина смотрится через призму прошедших десятилетий и почему ремейк не может повторить успех оригинала, хотя и старается.
О чем фильмы
И классическая «Игрушка», и ее обновленная версия рассказывают о ценности человека как самостоятельной единицы. Это истина, к которой персонажи двух картин приходят далеко не сразу. Классический фильм 1976 года с Пьером Ришаром представляет зрителю журналиста-пройдоху Франсуа, который живет в долг (буквально: банк пытается вытащить из него долги) и устраивается в редакцию большого СМИ (France Hebdo — отсылка к реальному французскому еженедельнику Charlie Hebdo). Им управляет директор-самодур, способный уволить человека за любую мелочь (дикие времена неустройства трудовых взаимоотношений).
В центре внимания ремейка — история добродушного бездельника Сами (Жамель Деббуз), который едва сводит концы с концами (в России бы сказали «живет на уровне МРОТ»), перебиваясь случайными заработками. Сами уже не молод, но взрослеть явно не собирается и ведет себя максимально расточительно и беспечно. Только вот обстоятельства шепчут о том, что пора взяться за голову. Избранница Сами беременна, ему стоит вспомнить об ответственности и обеспечить наконец всем безбедную жизнь.
По воле случая оба героя оказываются в «плену» у избалованных мальчишек, которые делают их своими игрушками. Попытки открыть детям глаза на то, что перед ними живой человек, обладающий свободой воли и передвижения, ни к чему не приводят: и Франсуа в 1976-м, и Сами в 2022-м попадают в мир top of the top, который окружает юного наследника корпоративной империи.
Кто снял и снялся
У руля классической ленты 1976 года был Франсис Вебер, известный прежде всего как сценарист многих французских комедий 1970-х — начиная от «Высокого блондина в черном ботинке» режиссера Ива Робера. В ней, кстати, дебютировал персонаж Франсуа Перрен, которого в «Игрушке» исполняет Пьер Ришар. Перрен просуществовал до середины 1990-х, кочуя по разным картинам Вебера, вплоть до «Ягуара» (здесь его исполнил уже Патрик Брюэль).
Творческий тандем Вебера и Ришара, возникший в «Высоком блондине», просуществовал несколько десятилетий. За актером по сей день закрепилось прозвище «высокий блондин», отсылающее к одноименному фильму. Его Франсуа в «Игрушке» — харизматичный мечтатель — чуть слабовольный, но душевный; флегматичный, но, если потребуется, способный собрать волю в кулак.
За «Новой игрушкой» стоит британский режиссер Джеймс Ют, давно и плотно работающий во французской индустрии. Правда, больших успехов, как в нише авторского кино, так и в области мейнстрима, он не снискал. Среди его больших проектов есть комедийный ужастик «Чертов мобильник» с Жан-Батистом Монье и Дженнифер Декер, а также обаятельный ромком «Любовь с препятствиями», главную роль в котором исполнила Софи Марсо.
Центром притяжения «Новой игрушки» становится Жамель Деббуз — франко-марокканский актер, один из самых востребованных сегодня в национальном кинематографе. Среди проектов, которые принесли Деббузу широкую известность, — авторские драмы «Ангел-А» и «Амели», а также «Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра», популярная французская комикс-франшиза с Жераром Депардье.
Плюсы, минусы, подводные камни
В обоих проектах похожий сеттинг, но дьявол прячется в деталях — и в случае с «Новой игрушкой» они вставляют сюжету палки в колеса. В классической «Игрушке» дело происходит во Франции и главные действующие лица — Франсуа, президент корпорации и его сын — французы. Отчего проблематики, поднимающиеся в картине, легко встраиваются в общественный уклад жизни и находят отклик у французов.
Франсис Вебер поднимает неоднозначные, спорные темы — от вопроса, нужно ли ограничить власть богатых (через несколько десятилетий левые социалисты Франции начнут говорить о пресловутом налоге на роскошь; во многом из-за него Жерар Депардье перебрался когда-то в Россию и получил гражданство) до неэтичности культурной апроприации и непреодолимой пропасти между белыми европейцами и «экзотическими» представителями других народов (в кадре появляется индеец из магазина игрушек, который «работает» собой).
«Новая игрушка» существует в другой эпохе, поэтому вынужденно расширяет географию повествования. Тот самый «владелец заводов, газет, пароходов», который держит под управлением корпоративную империю с миллиардным оборотом, — уже не француз, а американец. Да и корпорация, судя по всему, международная. Казалось бы, небольшое изменение, а фильм уже начинает играть новыми красками: «проклятый капиталист» с Запада зарабатывает деньги не в Америке, а в Европе, используя «низкооплачиваемый» труд европейцев.
Еще один контекст «Новой игрушки» — не просто создание рабочих мест, а эксплуатация человеческих ресурсов, часть которых составляют малоимущие и необразованные люди. Именно к их числу принадлежат Сами и другие обитатели его района — французского гетто без амбиций и стремлений. В такой парадигме «яблочко» (сын президента компании) упало совсем недалеко от «яблони» — в отличие от классической «Игрушки», где душевность и одиночество подростка пробиваются наружу с первых же минут.
Наконец, ремейк проигрывает оригиналу и по части закадровых смыслов. Не секрет, что Пьер Ришар рос без отца. Роль Франсуа — абсурдный образ «игрушки», подмечающей душевную боль избалованного подростка, — своего рода зеркало актера, который взрослел без примера для подражания, отцовской фигуры и ее репрезентации. У Жамеля Деббуза такой проблематики за кадром нет. Его Сами — развязный дуралей, ни к кому не относящийся серьезно.
Общая мысль для обоих фильмов — главные герои, загнанные в угол трудностями материального мира, идут на аморальный поступок, лишь бы не остаться на улице и без работы. Опять же в случае с «Игрушкой» имеет место социальный аспект — реально высокий уровень безработицы во Франции 1970-х, из-за которой страдали многие слои населения. «Новая игрушка» же делит богатых и бедных еще и на национальности, искусственно порождая ненависть и отвращение одних по отношению к другим.
Ремейк изменил и финал истории. В оригинале Франсуа и юный наследник корпорации решают встать на сторону «униженных и оскорбленных», прибегая к журналистике — «пятая власть» начинает буквально расшатывать империю капиталиста, делая публичными аморальные и безнравственные методики корпоративного обогащения. В «Новой игрушке» классовая борьба обретает межнациональный оттенок: Джеймс Ют подчеркивает не только социальное расслоение современного французского общества, но и франко-марокканское происхождение главного героя и других жителей его квартала, которые страдают больше остальных жителей страны. Пытаясь взять в оборот актуальные миграционные проблемы Европы, режиссер подступает к грани, за которой маячит разжигание межнациональной розни.
В обеих картинах остается в зоне умолчания женский вопрос. Спишем «фем-затмение» оригинала на торжество французского патриархата — здесь женщина (мачеха мальчика) появляется исключительно ради пары реплик и невнятной роли в жизни президента компании. А вот в ремейке режиссер больше раскрывает подноготную матери подростка, страдающего от одиночества. В мире богатого отца, который заменил воспитание подарками всякого денежного калибра, не осталось душевности и чувственности — за это в ранние годы ребенка отвечала мама, но она умерла от тяжелого заболевания. Отец ее спасти не смог, даже имея безграничные возможности и связи.
Несмотря на прошедшие десятилетия, классическая «Игрушка» с молодым и харизматичным Пьером Ришаром практически не устарела. Непритязательная мораль о корректном взаимоотношении людей, принадлежащих к разным социальным слоям, — то, чего во многих фильмах сегодня не хватает. В некотором роде и «Новая игрушка» пытается подражать оригиналу, но сбивается на невнятные и неуместные юморески и ставит колом этнический вопрос. Да и Жамель Деббуз при всей его сегодняшней популярности — совсем не Пьер Ришар: актер абсолютно другой весовой категории, который не в состоянии «тащить» на себе переплетающийся драматургический и комедийный конструкт.