«Уэнсдэй». Как Тим Бёртон рассказал историю дочери из семейки Аддамс

. Немного «Гарри Поттера» и Валерии Гай Германики
Обновлено 21 декабря 2022, 11:19
Современная Уэнсдей Аддамс играет на виолончели, владеет приемами самообороны, разгадывает загадки Эдгара Аллана По, разбивает сердца и видит будущее. Дженна Ортега в сериале «Уэнсдей»
Фото: Netflix

Современная Уэнсдей Аддамс играет на виолончели, владеет приемами самообороны, разгадывает загадки Эдгара Аллана По, разбивает сердца и видит будущее. Дженна Ортега в сериале «Уэнсдей»

На Netflix вышел фэнтези-детектив «Уэнсдей» — история о дочери Гомеса и Мортиши Аддамс, которая попадает в уникальное учебное заведение, академию «Невермор», где становится свидетельницей загадочного преступления. Кинокритик, редактор «Кинопоиска» и автор телеграм-канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев — о том, как из легендарной, но не волшебной «Семейки Аддамс» появился сериал Тима Бёртона с оборотнями и ведьмами.

Откуда взялись Аддамсы

«Для каждого, кто тебя знает, ты разный», — писал в одной из своих книг Чак Паланик. Прописная, казалось бы, истина легко встраивается в историю семейки Аддамс, которая насчитывает более 80 лет репрезентации — на страницах графических романов, в анимации, в черно-белом и, наконец, цветном кино. Впервые герои появились на страницах The New Yorker в 1938 году. Главную парочку — высокую даму в черном платье и низкорослого господина в свисающем с него костюме — нарисовал карикатурист Чарльз Аддамс. Став постоянным художником издания, где в разные годы публиковались Полин Кейл, Дж. Д. Сэлинджер и Харуки Мураками, Аддамс рисовал до конца 1980-х. Из однопанельных карикатур его персонажи перебрались в серию комиксов.

У каждого поколения семейка Аддамс закрепилась в главном, титульном проекте. Те, кто постарше, помнят первое воплощение персонажей на экране — в телесериале компании ABC, выходившем в середине 1960-х. Именно там семье присвоили фамилию создавшего ее художника. Имена также были говорящими: «гробовщик» (mortician) Мортиша, «гнойный» (fester) дядя Фестер, «шатающийся» (lurch) дворецкий Ларч. Имя Уэнсдей (wednesday — «среда») отсылает к детскому стихотворению Monday's Child — строчки из него цитирует героиня Дженны Ортеги в разговоре с матерью («Wednesday's child is full of woe» — «Ребенок среды переполнен печалью»).

Соединение фэнтези-элементов с обыденной реальностью стало одной из главных фишек Аддамсов. Жутковатые персонажи не столько пугали, сколько вызывали у зрителей смех — неординарным поведением, непониманием рядовых (с точки зрения обычных людей) вещей и своим умилением окружающим мраком и катастрофами, свидетелями которых они становились. Именно образы Аддамсов из 1960-х на долгие десятилетия сохранились в поп-культуре.

В 1970-х готическое семейство получило ряд других воплощений в цветной анимации и пилотах сериалов без продолжений. Настоящим ренессансом семейки Аддамс стал полнометражный фильм 1991 года от режиссера Барри Зонненфельда. Кино сумело вернуть любимых героев на большой экран и образовать стойкую ассоциативную связь: скажешь «Семейка Аддамс» в среде миллениалов — девять из десяти наверняка вспомнят именно фильм Зонненфельда и представленные в нем образы.

Именно здесь мир семейки Аддамс по-настоящему ожил. Стилистика макабра, харизматичные актеры, искрометная ирония и визионерские изобретения (чего только стоит Вещь, созданная с помощью инновационной для 1990-х комбинированной съемки; в «Уэнсдей» бестелесная рука бегает уже благодаря современным технологиям и компьютерной графике) сделали кино Зонненфельда запоминающимся и успешным — почти $200 млн в мире при бюджете $30 млн.

При чем здесь Тим Бёртон

За сериал, посвященный Уэнсдей Аддамс, взялись шоураннеры Альфред Гоф и Майлз Миллар. В их послужном списке сценарии таких проектов, как «Тайны Смолвиля», «Шанхайские рыцари», «Человек-паук 2» и «Я — Четвертый». Разнородность жанров призван сбалансировать Тим Бёртон — еще один продюсер сериала, а также, что немаловажно, режиссер четырех из восьми эпизодов.

Сказать, что Бёртон и «Уэнсдей» рождены друг для друга — не сказать ничего. У мэтра готического антуража и вселенной семейки Аддамс в целом давняя история. Начать хотя бы с того, что вышеупомянутый полный метр 1991 года вместо Зонненфельда мог снимать Бёртон. Увы, не сложилось из-за конфликта в расписании: режиссер сделал ставку на картину «Бэтмен возвращается».

Спустя два десятилетия (в 2010-м) опять-таки Бёртон должен был стать сценаристом и продюсером стоп-моушен мультфильма о семейке Аддамс. К этому моменту в его арсенале были и готический мюзикл «Труп невесты», и макабрический «Кошмар перед Рождеством», и наводящий ужас «Битлджус» — проекты, максимально близкие миру Аддамсов. Но в MGM сомневались в успешности мультфильма — Бёртона заменил дуэт Грега Тирнана и Конрада Вернона, а стоп-моушен трансформировался в 3D-анимацию, вышедшую в 2019 году.

Наконец годы упущенных возможностей остались позади. Стилистику Тима Бёртона, узнаваемую с первых минут, можно увидеть в сериале «Уэнсдей». С самого начала режиссер коротко напоминает о знакомых героях, расставляя их на невидимой шахматной доске (ирония ли — любимая цветовая гамма Уэнсдей черно-белая). Дочь четы Аддамс подросла. Ее самобытность вкупе с высоким интеллектом, мрачной фактурой и тягой к деструктивному поведению не внушает доверия ни со стороны одноклассников, ни со стороны учителей. Гомес и Мортиша решают, что исключенной из всех возможных обычных школ Уэнсдей самое место в академии «Невермор» — когда-то они сами там учились.

Обложка видео

«Уэнсдей» удивительным образом объединяет и готическую эстетику, и черный юмор, и историю взросления (coming of age), сопряженную, естественно, с тайнами прошлого семейки Аддамс. Благодаря классической восьмисерийной структуре сезона Бёртону и шоураннерам удается грамотно распределить экранное время между не вполне пересекающимися друг с другом темами и персонажами, играющими важную роль в сюжете. Краеугольным камнем становится, конечно, сама Уэнсдей — в одном из видений, которые случаются у героини, ее предок, ведьма Гуди Аддамс, буквально заявляет ей: «Ты ключ».

Кто есть кто в «Уэнсдей»

Главная роль в сериале досталась Дженне Ортеге — восходящей звезде Голливуда (только в этом году с ее участием вышли новая реинкарнация ужастика «Крик», хоррор «Х» Тая Уэста и сериал «Уэнсдей»). Образ, поначалу холодный и неприступный, постепенно меняется. Зрители наблюдают за подростком, оказавшимся одновременно и оторванным от родителей физически («Невермор» — школа-интернат), и пребывающим в их тени (мать Уэнсдей когда-то была настоящей звездой академии).

Обложка видео

Родителей Уэнсдей сыграли Кэтрин Зета-Джонс (Мортиша) и Луис Гусман (Гомес). Но не им уделяется основное экранное время, хотя узнаваемая фактура персонажей из поп-культуры нашла отражение в сериале и в то же время дополнилась, став сложнее благодаря живописному флешбэку, связанному с трагической историей, которая коснулась семьи Аддамс.

Среди героев, населяющих «Невермор», немало звезд. Директрису академии, миссис Уимс, играет Гвендолин Кристи (Бриенна Тарт из «Игры престолов»). В образе психотерапевта Уэнсдей, которой, по мнению Уимс, девочка должна открыться, появляется Рики Линдхоум (Джульет из «Девочек Гилмор»). Примечательно и появление Кристины Риччи (именно она играла Уэнсдей в фильме 1991 года) — в качестве учителя ботаники Мэрилин Торнхилл.

Главной спутницей Уэнсдей в сериале становится ее соседка Инид (в исполнении Эммы Майерс) и в то же время ее полная противоположность. Инид — яркая, болтливая, обаятельная и ранимая. Она оборотень, переживающая личную драму (Инид до сих пор ни разу не обращалась в волка во время полнолуния). Сериал уделяет время и давлению на девушку со стороны семьи, и перманентному буллингу в коллективе.

Как все это выглядит

Как история о незакрытых гештальтах и осознанности (это применимо к самым разным областям вселенной «Уэнсдей»). Родная семейка Аддамс, например, утаивает от дочери важные детали происшествия, случившегося с Гомесом и Мортишей в академии во времена их буйной юности. Не будь этого в прошлом, многие персонажи, с которыми Бёртон знакомит нас в первых сериях, остались бы живы в настоящем.

Местные, живущие неподалеку от «Невермора», с недоверием относятся к студентам академии. У такого отношения есть историческая подоплека, которая постепенно раскрывается в каждом эпизоде. Корни проблем людей (в сериале их называют «нормисы») и студентов (изгоев) — во временах инквизиции, когда пилигримы уничтожали все, что им было неведомо (от ведьм до сверхъестественных существ). Спустя сотни лет на земле главного пилигрима, известного уничтожением изгоев всех мастей, и построили «Невермор». Сегодня здесь бок о бок живут и учатся вампиры, оборотни, гаргульи и сирены, но так было далеко не всегда.

В «Уэнсдей» успешно сосуществует, казалось бы, невозможное: подростковое веселье и темные, магические искусства, классический буллинг «не таких, как все» и чувства, зарождающиеся между изгоем и нормисом. В некотором роде сериал Тима Бёртона — голливудский ответ (его никто не просил, но все же) сериалу Валерии Гай Германики «Школа» с привкусом франшизы о Гарри Поттере. Здесь, как и во вселенной Хогвартса, соревнуются за престижный кубок, обсуждают насущные проблемы в тайной комнате, вступают в секретные общества, приглашают друг друга на торжественный бал и бок о бок сражаются с силами зла. Подростки — кем бы они ни были — ведут себя в лучших традициях юношеского максимализма: влюбляются, предают, объединяются, хотят быть как взрослые и стремятся к самостоятельности.

Уэнсдей, несмотря на закрытость и обособленность от окружающего мира, по-настоящему взрослеет именно в стенах «Невермора» во многом благодаря новым знакомствам (и с хорошими, и с плохими парнями). Начиная с того, что ее соседка Инид со временем становится (возможно, первым) настоящим другом девушки. Заканчивая тем, что персонаж Ортеги (на собственных ошибках, как это часто бывает в действительности) понимает, что «один в поле не воин». На детективном чутье, интеллекте и храбрости далеко не уедешь в одиночку — не тот масштаб опасности, которому героиня пытается противостоять.

Ко всему прочему «Уэнсдей» еще и умело держит интригу. На протяжении восьми серий интересно не только наблюдать, как меняется мировосприятие 15-летнего подростка, но и подозревать в жутких преступлениях абсолютно всех, кто окружает девочку, — начиная с нее самой. За красочными декорациями и музыкальным аудиорядом (сериал может похвастаться по-настоящему яркими саундтреками — Эдит Пиаф, The Rolling Stones, Дуа Липа, Metallica и Вивальди) зло обретает самые непредсказуемые очертания.

Бёртон, унаследовав героев карикатуриста Чарльза Аддамса, тщательно выписывает оттенки серого в черно-белом мире Уэнсдей. Так, сериал преподносит зрителю портрет общества, разрываемого противоречиями. Общества, не способного прощать, жить мирно, отложить агрессию на полку и прибегнуть к дипломатии, оставив территориальные претензии в прошлом. Молодое поколение в лице Уэнсдей и ее друзей разрушает цикл насилия, выходя из него победителями. Вопрос: действительно ли это конец или нас ждет второй сезон?

Поделиться
Авторы
Теги