Вышел «Пиноккио Гильермо дель Торо». Почему это шедевр анимации
. Любимая сказка в новом прочтенииСтриминг Netflix выпустил новую экранизацию знаменитой сказки Карло Коллоди «Приключения Пиноккио» — «Пиноккио Гильермо дель Торо» от режиссера оскароносной «Формы воды». Кинокритик, редактор «Кинопоиска» и автор телеграм-канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев разбирает, как покадровая анимация раскрывает гуманистический посыл и тему неидеальной семьи, а также обращается к критике империализма и создает антивоенное высказывание.
О чем мультфильм
Канва истории многим хорошо известна. Однако авторы этой экранизации добавили и новые необычные детали, и подсюжеты. Действие перенесено в начало XX века, когда Европа переживает сначала Первую мировую войну (в мультфильме ее обозначают Великой), а позднее и Вторую. Плотник Джеппетто живет в небольшой итальянской деревне вместе с 10-летним сыном Карло. Он — вежливый и послушный мальчик, сплошная отцовская отрада.
Но идиллия рушится, когда деревня оказывается под бомбежкой. Один из вражеских снарядов попадает в часовню, и Карло, находившийся там, погибает. Джеппетто, провалившись в пучину отчаяния и алкогольного угара, становится агрессивным и озлобленным. Однажды он под корень рубит сосну, растущую рядом с могилой Карло, чтобы выстругать из нее копию погибшего сына.
Как-то ночью в дом плотника является Хранительница, которая заботится о слабых и потерянных душах. Наблюдая за терзаниями Джеппетто, она решает оживить куклу, а помогает ей в этом сверчок Себастиан (когда-то он жил в той самой сосне). Пиноккио начинает жить в мире людей, впечатлений, среднего образования, жульничества и войны.
Кто снял и озвучил
Режиссерами новой экранизации «Пиноккио» стали Гильермо дель Торо и Марк Густафсон. Проект анонсировали 14 лет назад, в 2008 году, с планами выпустить в середине 2010-х, но наступил производственный ад. Менялись сценаристы — начинал работать над проектом Мэттью Роббинс («Багровый пик», «Не бойся темноты»), а заканчивал уже Патрик МакХэйл («По ту сторону изгороди», «За садовой оградой»). Преследовали проблемы с финансами — в 2017-м дель Торо искал $35 млн, иначе проект пришлось бы отменить. На помощь кинематографисту пришел Netflix, впоследствии и выпустивший мультфильм.
Получившуюся анимационную картину лучше смотреть в оригинальной озвучке, чтобы слышать голоса кинозвезд, сыгравших главных героев. За старика Джепетто, например, говорит Дэвид Брэдли («Игра престолов», франшиза «Гарри Поттер»), за сверчка Себастияна — Юэн Макгрегор («Оби-Ван Кеноби», «Доктор Сон»). Самого Пиноккио озвучивает Грегори Манн («Клуб любителей книг и пирогов из картофельных очистков»), а голос Хранительницы принадлежит Тильде Суинтон («Три тысячи лет желаний», «Память»).
Как это снято
Необыкновенно красиво. Даже мрачность и всевозможные оттенки тьмы (как внешней, так и внутренней), присущие режиссерскому стилю Гильермо дель Торо, здесь подаются в полутонах. Формат покадровой анимации выглядит крайне изобретательно. С ее помощью зрители могут разглядывать не только детализированные образы героев, но и окружающие интерьеры и экстерьеры помещений, в которых происходит действие. Насыщенность кадра, кстати, совсем не идет ему во вред — напротив, лишь способствует погружению в сказочный мир.
Необыкновенные существа, возникающие по ходу действия — чего только стоит Хранительница, главный древесный дух, и ее сестра Смерть, с которой не единожды встретится Пиноккио — добавляют сказке и серьезный тон, и магические коннотации. История подается так, что в определенный момент перестаешь гадать, что же будет дальше, и доверяешься сюжету.
Мультфильм жутко притягателен; некоторых из участников действий хочется буквально потрогать, протянув к ним руку сквозь экран. Художники превзошли себя — некоторые чудовища и монстры (некоторые и с человеческим обличием), с которыми сталкивается Пиноккио, вызывают отвращение и умиление одновременно. И выглядят, как живые: кажется, еще мгновение — и они вылезут из экрана и (нет, не откусят палец) пожмут руку в знак дружбы.
Плюсы, минусы, подводные камни
«Пиноккио Гильермо дель Торо» хранит множество смыслов, другого от дель Торо и не ожидаешь. Здесь есть и неподдельный интерес к существам из загробного мира(очаровательные кролики-гробовщики непременно должны стать героями сетевых мемов), и рефлексия на тему христианства (до того, как выстругать Пиноккио, Джеппетто мастерит деревянное Распятие для местной церкви; к образу Иисуса режиссер обращается и ближе к финалу).
Не проходит автор «Хеллбоя» и «Багрового пика» и мимо более приземленных высказываний — от детско-родительских отношений и переживания смерти ребенка (мир, в котором родители хоронят своих детей, не должен существовать, однако и в реальности, и в художественной вселенной дель Торо он существует) до ценности человеческой жизни, военной пропаганды и базовых понятий о добре и зле.
В мир Джеппетто, и без того пострадавший от войны, вторгается итальянский фашизм (в лице Бенито Муссолини собственной персоной). Этому посвящена внушительная часть хронометража «Пиноккио» — и солидная доля мрака. К слову, белое и черное существуют в сюжете в одной плоскости, но отделены друг от друга. Так режиссер отчасти упрощает повествование, оставляя за скобками неоднозначные поступки и «серую» мораль. Но также не забывает, что это сказка, которая наглядно объясняет, что такое хорошо (любовь и дружба) и что такое плохо (империя и война).
Возможно, за годы работы над проектом Гильермо дель Торо допустил некоторые послабления. Рейтинг PG-13 (в России 6+) формирует не самое привычное для режиссера пространство. Заметно, что мрак и темную фактуру (в мультфильме есть военная муштра, убийства людей и животных) автору пришлось убавить. Но вряд ли дель Торо пустился в самоцензуру — все, о чем обновленная сказка про Пиноккио хочет поговорить со зрителем, представлено доступно, без умолчаний и недомолвок.
Нравоучений дель Торо избегает, пряча житейские мудрости в закрученном вихре сказки. Ближе к финалу его «Пиноккио» буквально напоминает качан капусты, который нужно очистить от верхних слоев, прежде чем есть. Ошибки прошлого стоит научиться прощать, жизнь «настоящего мальчика» может оборваться в любую секунду (в отличие от деревянной куклы), а время, проведенное с близкими людьми, скоротечно и потому бесценно. Империи умирают, диктаторы отступают, а любовь остается, и она важнее всего. Прописные истины, которые художник Гильермо дель Торо красочно и замысловато снова ставит на первый план.