«Голливуд давно такого не видел». Каким получился «Джон Уик 4»
. Киану Ривз вернулся к роли киллера по прозвищу Баба-ЯгаКинокритик Тимур Алиев похвалил фильм «Джон Уик 4»: «Голливуд давно такого не видел»
В российский прокат ворвался «Джон Уик 4» — новая глава приключений белорусского киллера по кличке Баба-Яга с Киану Ривзом в главной роли. Кинокритик, редактор «Кинопоиска» и автор Telegram-канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев разбирается, с чем пожаловал на большие экраны новый блокбастер Lionsgate от бывшего каскадера Чада Стахелски.
О чем фильм
После событий третьей части Джон Уик остается в живых, пусть он и упал с крыши нью-йоркского отеля «Континенталь», будучи застреленным Управляющим. От ранений его вылечил Голубиный король, затаивший обиду на Правление кланов и желающий отомстить ему, как и сам Уик. Герой Киану Ривза убивает старейшин, чем привлекает внимание Правления. Главы преступных семей решают разобраться с Уиком окончательно и реализуют масштабный план под началом старшего члена Правления, маркиза Винсента де Грамона.
Управляющий в Нью-Йорке лишается отеля и становится свидетелем смерти своего консьержа. Такова расплата за неудавшееся убийство Уика. Тем временем Джон скрывается в Токио у старого друга Кодзи, управляющего токийским «Континенталем». Но бойцы Правления кланов добираются сюда, провоцируя столкновение с убийцами. Маркиз нанимает для ликвидации Уика его старого друга Каина — Правление угрожает убить дочь киллера, если он не согласится выследить и уничтожить бывшего напарника.
Джон Уик узнает об уничтожении «Континенталя» в Нью-Йорке и понимает, что все, кто ему помогают, теперь рискуют гораздо сильнее. Но просто уничтожить де Грамона бессмысленно — Правление быстро найдет ему замену. Уик прибегает к помощи старого закона, согласно которому предводителя Правления можно вызвать на дуэль. Однако для реализации этой затеи Джону необходимо восстановить себя в правах в «Руска Роме», найти секунданта и не умереть — на героя по-прежнему охотится весь криминальный мир.
Кто снял и снялся
В кресле режиссера — все тот же Чад Стахелски: франшиза «Джон Уик», стартовавшая практически десять лет назад, в 2014 году, — своего рода его визитная карточка. Ранее постановщик много лет был каскадером и дублером Киану Ривза (например, в «Матрице»). Сценарий четвертого фильма написали Шэй Хаттен, работавший над третьей частью франшизы, вместе с бессменным Дереком Колстадом и Майклом Финчем («Наемник», «Хитмэн: Агент 47»).
Киану Ривз снова вернулся к роли Джона Уика; роль наемного убийцы родом из Белоруссии (об этом в фильме в очередной раз напоминают члены «Руска Ромы») стала поистине знаковой в фильмографии актера. Из уже знакомых по предыдущим эпизодам франшизы персонажам второго плана в «Джоне Уике 4» вернулись Иэн Макшейн (Управляющий Уинстон), Харон (Лэнс Реддик ушел из жизни, не дожив до мировой премьеры блокбастера) и Лоренс Фишбёрн (Голубиный король).
Более примечательны новые лица. Центральным антагонистом квадриквела становится маркиз Винсент де Грамон в исполнении Билла Скарсгарда, актера из известной скандинавской кинематографической семьи. Это поистине жестокий, коварный и алчный персонаж, о прошлом которого ничего неизвестно. Ясно одно — маркиз быстро добрался до высокой позиции в Правлении кланов и не прочь совершить там авторитарный переворот.
В кадре появляется старый друг и напарник Джона Каин (его сыграл Донни Йен). Этот герой — отнюдь не безэмоциональный киллер, а скорее жертва обстоятельств, что довольно четко дают понять сценаристы. Маркиз привлекает Каина путем шантажа и давления: если он не справится с заданием, пострадает его дочь. Наличие Донни Йена — несомненный плюс картины. В отличие от предыдущих частей, где противником Джона Уика становится откровенный негодяй, антагонист Каин сложен и неоднозначен.
Чуть меньше экранного времени получают киллеры с Востока — глава токийского «Континенталя» Кодзи (Хироюки Санада) и его дочь Акира (Рина Саваяма). Кодзи, с которым Джона связывают давние приятельские отношения, проявляет чудеса такта и верности дружбе, нарушая законы Правления. Всегда в тени, но крайне опасен Трэкер (Шамир Андерсон) — еще один наемный убийца, с легкостью выслеживающий Джона Уика. Киллер часто держит его на мушке, но совсем не торопится спускать курок, продолжая вымогать у маркиза все больше и больше денег. В конечном счете персонаж столкнется с судьбоносным выбором, что для него важнее — сумма на счету или жизнь по совести.
Как это выглядит
Как вершина экшен-мастерства и эпическое противостояние. «Джон Уик 4» — абсолютно ни на что не похожий боевик. Такого уровня динамичных сцен и мир, и Голливуд в частности давненько не видел. Чад Стахелски явно захотел удивить зрителей, которые пресытились франшизой за предыдущие три эпизода. В кадре мало диалогов: каждое слово и взгляд — на вес золота, ведь по окончании беседы зрителя ждет нечто головокружительное.
Погоня на лошадях в пустыне, перестрелка у Триумфальной арки, рукопашная схватка в танцевальном клубе или эпическая дуэль на восходе солнца, отсылающая к классике спагетти-вестерна, — вам не захочется отводить взгляд или смотреть на часы, хотя хронометраж «Джона Уика 4» действительно внушительный (2 ч 50 мин). В кадре люди подолгу не умирают: казалось бы, к этому давно привыкли, но речь не столько о «непобедимости» самого Уика, сколько о ярости его врагов. В своем мстительном путешествии персонаж встречает киллеров всех мастей: уличных бандитов, спецназ в многослойном кевларе, вооруженных до зубов наемников Правления в стильных пиджаках-бронежилетах.
Длительные бои, виртуозно снятые одним планом, — это то, ради чего зритель в принципе покупает билет на «Джона Уика». Такой изобретательностью, плотностью и насыщенностью боевой хореографии не может похвастаться ни один «Форсаж» и ни одна «Матрица» — Чад Стахелски буквально вывел экшен-составляющую картины на недосягаемый уровень. Но ценен четвертый фильм не только этим: за всеми сражениями лежит мотив, экшен — лишь вершина айсберга, в основании которого — грамотно переплетенные сюжетные истории.
Плюсы, минусы, подводные камни
«Джон Уик 4» удивительным образом выдерживает бодрый темп почти весь хронометраж. Насыщенный старыми и новыми героями, балансирующий между кроткими диалогами и крышесносными боями, фильм умудряется и не бежать впереди паровоза, и не скатиться к занудным выяснениям отношений (в частности, среди бывших друзей). Впрочем, в некоторых эпизодах новые похождения Бабы-Яги — экзистенциальный боевик, где убийства головорезов идут нога в ногу с рефлексией главного героя о будущем — в кои-то веки персонаж Киану Ривза успевает задуматься о том, что будет с ним после того, как все закончится.
Возможно, некоторые будут не в восторге от того, что Стахелски превращает Уика в живого человека. Но этого значительно не хватало предыдущим частям, которые к тому же ограничивались локальными историями мести. В «Джоне Уике 4» ставки крайне высоки, на кону — не просто смерть киллера высокого класса, который ослушался своих заказчиков. «Необходимо уничтожить идею Джона Уика», — уточняет маркиз во время одного из брифингов своих миньонов. Злая ирония — идею киллера-бунтаря представляет миру человек, которого можно не только ранить и травмировать, но и убить.
Различные отсылки к истории искусств и религии служат подсказками к развитию сюжета и в целом приятным дополнением вселенной «Джона Уика». Начиная от имени экс-напарника (Каин), консьержа (Харон) и реальных архитектурных конструкций вроде Триумфальной арки или базилики Сакре-Кёр, рядом с которыми происходят сражения, заканчивая картинами «Свержение Робеспьера» Макса Адамо и «Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа, на фоне которых принимаются судьбоносные и для Джона Уика, и для Правления кланов решения.
Также исключительно в «Джоне Уике 4» зрители осознают, что не все так гладко в королевстве наемных убийц. Раньше казалось, что каждый из представленных механизмов работает безошибочно. Но когда маркиз напрямую атакует «Континентали» в разных странах, используя все возможные ресурсы, становится ясно: Управляющие и раньше не были в восторге от взаимодействия с Правлением кланов, и маркиз — точка невозврата, после которой необходимо восстать и бороться. Так уж вышло, что именно Джон Уик становится его антиподом, символом, идеей сопротивления.
Новый «Джон Уик» — история не просто о мести, а о революции, противостоянии консервативной системе, которую без пяти минут как возглавил диктатор. В конце концов, после самой темной ночи наступает рассвет, и финал «Джона Уика 4» — подтверждение, что метафора по-прежнему работает.