Как менялись герои российской фантастики за 20 лет

. От пьющего Антона Городецкого до зумерской Алисы Селезневой

Как менялись герои российской фантастики в кино и книгах за последние 20 лет

Обновлено 18 апреля 2024, 11:23
Первый канал, Телеканал СТС, Кинокомпания «Водород»
Фото: Первый канал, Телеканал СТС, Кинокомпания «Водород»

Фантастические фильмы едва ли можно назвать сильной стороной российского кино: средние оценки проектов этого жанра на агрегаторах редко доходят даже до 6/10, а чтобы вспомнить удачные примеры, придется крепко задуматься. И все-таки в современной истории были случаи, которые напоминали всей стране, что и у нас могут снимать кино о параллельных мирах, нечисти, временных аномалиях, инопланетянах и так далее.

Начав 20 лет назад с крепких орешков фантастики — мужских героев, индустрия постепенно перешла к не менее стойким женским персонажам.

В преддверии выхода в прокат фильма «100 лет тому вперед» с Исаковой, Петровым и Хабенским обозреватель Милана Стояновска по просьбе РБК Life рассказывает о самых ярких фантастических героях и героинях российского кино и вспоминает их главные особенности, благодаря которым они запомнились зрителям.

Антон Городецкий

Откуда: «Ночной дозор»

Кто сыграл: Константин Хабенский

Режиссер: Тимур Бекмамбетов, 2004 год

Выход экранизации книг Сергей Лукьяненко от Тимура Бекмамбетова стал одним из самых громких событий отечественной киноиндустрии нулевых: «Дозоры» позиционировались как российский блокбастер с масштабнейшей маркетинговой поддержкой и перспективой внушительных сборов. Возложенные ожидания «Ночной дозор» оправдал сполна, сумев завлечь в кинотеатры огромное число зрителей, и, как показывает время, без преувеличения встроиться в культурный код.

На пике популярности «Дозоров» всеобщим любимцем стал Антон Городецкий — главный герой серии книг и фильмов, которого у Бекмамбетова сыграл Константин Хабенский. Надо сказать, что киношный Городецкий значительно отличается от книжного — как минимум, манерой поведения и складом характера, а еще, вероятно, психотипом. Есть и сюжетные нюансы, которые разнятся у двух Антонов, но автор оригинальной серии книг не отнесся к ним критически, поэтому позволим себе закрыть на них глаза.

Общие моменты биографии Городецкого мало примечательны: из родного Саратова перебрался в Москву, учился в Бауманке, работал сисадмином, был женат… Интересное начинается в тот момент, когда протагонист узнает, что относится к Иным, и становится сотрудником Ночного дозора, чтобы следить за нечистью и стоять на страже покоя простых смертных. «И треснул мир напополам, дымит разлом, И льется кровь, идет война добра со злом», — пела группа Uma2rman в песне-рекапе, игравшей во время титров картины.

Городецкий из «Ночного дозора» воплотил в себе черты «своего парня», которые сразу сделали его ближе и понятнее российскому зрителю. Он отнюдь не безупречный герой с идеальным прошлым, который будет всем примером. Антон часто терпит неудачи, не прочь выпить чего горячительного с соседями, непоследователен и простоват, но в то же время не лишен желания быть героем и имеет обостренное чувство справедливости. «Городецкий больше похож на бессонного революционера, глушащего водку стаканами, для того чтобы не забыться, не отвлечься от общего дела» — писала критика о протагонисте первого российского блокбастера.

Максим Каммерер

Откуда: «Обитаемый остров»

Кто сыграл: Василий Степанов

Режиссер: Федор Бондарчук, 2008 год

Кинодилогия Федора Бондарчука переносит на экраны мир, созданный братьями Стругацкими: действие происходит в мире Полудня, а в центре сюжета — пилот группы свободного поиска, который оказывается на неизученной планете Саракш, где обнаруживает разумную жизнь. Там Максим знакомится с землянином Рудольфом Сикорски из Комитета Галактической Безопасности, вместе с которым начинает заниматься исследованиями.

Борис Стругацкий положительно отзывался об экранизации и особенно отмечал работу исполнителя роли Каммерера, актера Василия Степанова. Экранный Каммерер внешне заметно отличается от главного героя книги: вместо смуглого брюнета в фильме Бондарчука появляется голубоглазый блондин. Зато характер героя передан довольно точно: Максим решительный, умный и находчивый, может быстро принимать решения и не теряться в сложных ситуациях. Ему присущи все положительные черты типичного протагониста, что, в свою очередь, стало причиной части негативных отзывов на фильм, авторы которых ругали кино за шаблонность.

Несмотря на низкие оценки и не очень впечатляющие сборы (обе части не окупились) «Обитаемый остров» хвалили многие авторитетные деятели культуры, в том числе Дмитрий Быков, Артемий Троицкий, Бакур Бакурадзе и другие. «Остров» — даже и без подставленных сценаристами реплик про усмирение сепаратистов и взрывы детских садов — действительно выглядит отчаянно злой, лобовой сатирой на русское сегодня», — писал о фильме кинокритик и режиссер Роман Волобуев.

Дима Майков

Откуда: «Черная молния»

Кто сыграл: Григорий Добрыгин

Режиссер: Александр Войтинский, Дмитрий Киселев, 2009 год

«Еще совсем недавно я был обычным студентом и не хватал звезд с неба», — говорит Дима Майков, главный герой фильма, считающегося первым российским супергеройским кинокомиксом.

Дима перестал быть обычным студентом, как только узнал, что у старенькой «Волги», подаренной ему отцом на день рождения, функционал куда мощнее, чем у крутых «мерсов», — его машина может летать. Так железный конь сделал из ничем не примечательного парнишки героя, готового противостоять городской преступности и следить за спокойствием его жителей.

Первого отечественного супергероя в фильме Александра Войтинского и Дмитрия Киселева воплотил Григорий Добрыгин, для которого «Черная молния» стала кинодебютом. Его персонаж похож на многих героев американских кинокомиксов сразу: стремление спасать всех и каждого появляется только после большой личной трагедии, его способности и уверенность в себе не знают границ, где-то фоном идет история о неразделенной любви, но в центре внимания всегда геройство, подвиги и слава.

За воспроизведение многих уже наскучивших клише (причем не только в образе Майкова, а вообще) фильм получил немало отрицательных отзывов. Впрочем, «Черную молнию» не только ругали, но и хвалили. Например, за классный экшен, неплохой юмор и добротные спецэффекты. И все-таки фильму, который попал в международный прокат и должен был положить начало российской супергероике в кино, не суждено было стать культурным феноменом на все времена. Спин-оффы, запланированные еще до релиза, так и не осуществились, а смотреть «Черную молнию» сейчас можно разве что из жажды исследования культуры нулевых, но едва ли для удовольствия.

Юля Лебедева

Откуда: «Притяжение»

Кто сыграл: Ирина Старшенбаум

Режиссер: Федор Бондарчук, 2017 год

Тот случай, когда протагонист слишком неоднозначный и скорее отталкивающий, чем приятный, что ему сложно всерьез сопереживать и по-зрительски желать дойти до хеппи-энда. Юля, которую играет Ирина Старшенбаум, — школьница, родившаяся с золотой ложкой во рту, ведь ее отец — высокопоставленный военный со связями, деньгами и возможностями. Она тянется к красивой жизни, привыкла быть в центре внимания и мало думает о чувствах других людей. Когда в Чертаново падает космический корабль с пришельцами на борту, Лебедева чудом остается жива. А какое-то время спустя так проникается к прибывшим из космоса, что бросает своего парня ради отношений с инопланетянином, что приводит к масштабному конфликту. Начать понимать и сопереживать ей получается, только если держать в голове детские травмы школьницы, связанные с недостатком родительской любви и гиперопекой отца.

Фантастическая эпопея Федора Бондарчука уже получила продолжение — в 2020 году вышел еще один фильм, «Вторжение». Его зрители приняли более благосклонно, чем первую часть, и там главная героиня значительно трансформируется по сравнению с той капризной девчонкой, что появляется в «Притяжении». Она готова идти на риск ради общей идеи и ставить общественный интерес выше личного, а вопросы изучения и контакта с пришельцами больше не шутка, а ответственный шаг.

Татьяна Климова

Откуда: «Спутник»

Кто сыграл: Оксана Акиньшина

Режиссер: Егор Абраменко, 2020 год

Фильм Егора Абраменко сам по себе феномен. Во-первых, это тот редкий случай, когда кинокритики практически в один голос хвалили отечественную фантастику. Правда, фильм все равно получил средние оценки и не приблизился к званию народного хита. Во-вторых, «Спутнику» удалось попасть в топ-5 американского iTunes, чего не получалось ни у одной российской картины. В-третьих, он вошел в топ лучших фантастических фильмов за последние 25 лет от Rotten Tomatoes. В-четвертых, у фильма будет голливудский ремейк, на него уже приобретены права. Ну и в заключение, в-пятых, это дебют режиссера в полном метре (и сразу такой удачный). «Спутник» не просто фантастика, а еще и хоррор, то есть сочетает сразу два жанра, которые не очень успешно освоены в российской киноиндустрии.

Главной героиней становится врач-нейрофизиолог Татьяна Климова в исполнении Оксаны Акиньшиной, которую вербует советский военный исследовательский центр. Женщина должна провести обследование вернувшегося на Землю космонавта, с которым во время полета произошло нечто непредсказуемое, но что именно — никто доподлинно не знает. Климова выясняет, что в организме космонавта есть непонятная живая сущность, вероятно, попавшая в него еще в космосе. Климова начинает подозревать, что этот организм питается людьми, и пытается раскрыть тайну вместе с другим врачом внутри учреждения. В процессе расследования она устанавливает связь с космонавтом и помогает ему сбежать из исследовательского центра.

Климова — героиня, которой хочется верить и за которую хочется переживать, талантливая игра Акиньшиной делает образ сильной духом женщины перед лицом опасности еще интереснее и привлекательнее. Это тот случай, когда протагонист не идеален и в этом его сила: попавшая в военный центр врач боится, сомневается, делает ошибки, но все равно продолжает заниматься своей работой, из-за чего ее персонажу веришь и в то же время уважаешь.

Алиса Селезнева

Откуда: «Сто лет тому вперед»

Кто сыграл: Даша Верещагина

Режиссер: Александр Андрющенко, 2024 год

Постановщик новой экранизации Кира Булычева Александр Андрющенко в интервью и на пресс-конференциях подчеркивал — авторы нового фильма не вступали в конкуренцию с другими экранизациями и вовсе не планировали состязаться с советской Алисой Селезневой. И это заметно: «Сто лет тому вперед» смотрится как довольно вольная интерпретация рассказов Булычева, которая выглядит современно, но от этого только приобретает, а не теряет.

Новая Алиса в исполнении молодой актрисы Даши Верещагиной такая же бойкая, смелая и честная девочка, как и ее двойники из других экранизаций. Но в новом фильме ее наградили оригинальными технологичными девайсами-помощниками, наделили чертами поколения зумеров и создали принципиально новый запоминающийся образ — розовые волосы, браслеты-щиты, минималистичный костюм.

Главная героиня травмирована исчезновением мамы (поскольку выстраивает всю жизнь вокруг мечты однажды снова встретить ее), но совершенно точно не сломлена. Природный оптимизм и желание поступать правильно ведут девочку и всех, кто окружает ее на этом извилистом пути, к чему-то доброму, светлому и вечному.

Поделиться
Авторы
Теги