«Дюна: часть вторая»: обзор арт-блокбастера Дени Вильнёва

. Фильм заработал в России 124 млн руб. за уик-энд

Вышла рецензия на фильм «Дюна: часть вторая»: картина о людях, а не о галактиках

Обновлено 12 марта 2024, 14:05
<p>Кадр из фильма &laquo;Дюна: часть вторая&raquo;</p>
Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Дюна: часть вторая»

«Дюна: часть вторая» Дени Вильнёва, вышедшая 1 марта в международный прокат, в российские кинотеатры официально не поступала. Но посмотреть фильм можно — по «предсеансовому обслуживанию». Даже при этом условии с 7 по 11 марта картина заработала в России 124 млн руб. (а в мире — $370 млн).

Сиквел собрал преимущественно восторженные отзывы зрителей и критиков, оказавшись, по мнению большинства, гораздо лучше первого фильма.

Кинокритик Оля Смолина считает, что автор «Прибытия» и «Бегущего по лезвию: 2049» выводит понятие блокбастера на интеллектуальный уровень и дает надежду на зарождение новой культовой франшизы, а его «Дюна 2» имеет все шансы стать самым обсуждаемым фильмом года, а может, и десятилетия.

События следуют сразу же за финалом первой части: оставшийся без поддержки придворных и покровительства отца Пол Атрейдес (Тимоти Шаламе) пытается найти общий язык с фрименами, а также познать пустыню Арракиса. Его беременная мать Леди Джессика (Ребекка Фергюсон) продолжает следовать пророчеству, согласно которому Пол — новый мессия.

Один из лидеров фрименов Стилгар (Хавьер Бардем) полностью разделяет взгляды Джессики и даже пытается убедить племя сделать Атрейдеса-младшего новым вожаком. В это же время клан Харконненов готовится к очередному удару по Арракису: у барона Владимира Харконнена (Стеллан Скарсгард) появляется новый фаворит в лице психопатического племянника Фейда-Раута (Остин Батлер). Орден Бене Гессерит заручается поддержкой дочери Императора, принцессы Ирулан Коррино (Флоренс Пью), а старый друг Атрейдесов Гурни Халлек (Джош Бролин) продолжает скитаться в песках пустынной планеты. Сам Пол становится полноправным членом племени фрименов и даже заводит романтические отношения с воительницей Чани (Зендея), а Леди Джессика становится новой преподобной и пробуждает разум нерожденной дочери.

Вышедший в середине 1960-х годов роман «Дюна» во многом следовал хрестоматийным заветам героической сказки, рассказывая историю становления героя — избранного, которому суждено стать мессией и изменить устройство целого мира. В разное время к таким сюжетным формулам прибегали авторы «Гарри Поттера», «Темных начал», «Голодных игр», «Игры престолов» и даже «Властелина колец», на такой сценарной структуре держатся такие мастодонты жанра, как «Матрица» Лилли и Ланы Вачовски или «Звездные войны» Джорджа Лукаса.

Тем не менее «Дюна» довольно долго не могла войти в стройный ряд типовых голливудских блокбастеров. У адаптации одноименного романа Фрэнка Герберта весьма печальная предыстория: в 1975 году «Дюну» пытался, но так и не смог снять Алехандро Ходоровски, в 1984-м снял и очень пожалел об этом Дэвид Линч. Последующие мини-сериалы от Джона Харрисона быстро канули в пучину небытия, а любые другие попытки переосмыслить «Дюну» встречали с редким для голливудской индустрии скепсисом.

Для канадского режиссера Дени Вильнёва «Дюна» была так называемым проектом мечты, к реализации которого он стремился долгие годы, оттачивая визионерское мастерство в тихом «Прибытии» и чуть более громком, но не особо успешном сиквеле «Бегущего по лезвию».

Уже на том этапе стало понятно, насколько Вильнёв не похож на типичных голливудских ремесленников: осознанно избегая экспозиции, канадец всегда делал ставку на визуальное повествование, используя монтаж и игру со светом как средство построения диалога со зрителем. Именно неординарный режиссерский стиль сделал Вильнёва идеальным кандидатом для адаптации неординарного произведения.

Впрочем, первая часть, вопреки ожиданиям американских продюсеров, так и не смогла стать настоящим кассовым гигантом — во многом из-за последствий коронавирусного хиатуса, который довольно долгое время оставлял кинотеатры девственно пустыми. Со скрипом первой «Дюне» все-таки удалось отбить собственный бюджет и затраты на рекламу, однако те немногие, что посмотрели фильм, испытывали достаточно противоречивые чувства.

Первая часть «Дюны» едва ли соответствовала стандартам блокбастера: вялотекущее и по большому счету диалоговое кино не баловало аудиторию эпическими кадрами фантастических монстров и межгалактических сражений. Вильнёву хватило наглости вместить в фильм лишь половину романа и оставить все самое интересное на будущее. Подобную манипуляцию выдержит не каждая фанатская толерантность, не знакомые с оригинальным романом люди и вовсе недоумевали — «Дюна» элементарно не ощущалась как полноценное произведение. Впрочем, вышедший спустя три года сиквел с лихвой окупил все эти разочарования.

Но не стоит обманывать себя восторженными отзывами критиков и миллионными сборами в прокате: «Дюна: Часть вторая» — это все тот же вялотекущий и по большому счету диалоговый сай-фай (что особенно забавно на фоне недавнего заявления Вильнёва о нелюбви к разговорному кино), в котором на полчаса статичных кадров пустыни приходится всего пара минут динамики.

Более того, вторая «Дюна» снята в максимально камерном формате — с большим количеством крупных и близких планов, которые позволяют зрителям проникнуться персонажами, но едва ли завораживают красотами вымышленного мира. Оно и понятно: Арракис — наискучнейшая планета с мириадами песчаных холмов, ее самая интересная часть таится в зыбучей глубине, как правило, недоступной человеческому глазу.

Колоритные инопланетные черви в кадре появляются все еще непростительно редко, остается лишь надеяться на то, что их звездный час придет в третьем фильме.

Как и было обещано в синопсисе, основная часть повествования второй «Дюны» сконцентрирована на взаимодействии Пола Атрейдеса со фрименами. Одержимый ненавистью к Харконненам, герой Тимоти Шаламе идет по классическому пути возмездия, формируя разрозненные суеверные племена в собственную армию.

В этом плане комичный персонаж Хавьера Бардема — воин Стилгар — идеальное отражение человека с примитивным магическим мышлением: в его сознании идея о пришествии мессии Лисана Аль-Гаиба работает как самосбывающееся пророчество. Единственная рациональная личность в этой компании — Чани в исполнении Зендеи — испытывает романтические чувства к Полу и тоже не способна мыслить беспристрастно. По большому счету на экране разворачивается история становления не типичного героя-спасителя, а властного духовного лидера, готового развернуть священную войну.

По контрасту с пустынными локациями Арракиса обитель Харконненов снята в зернистом монохроме, в декорациях тоталитарной архитектуры, чтобы у зрителя не осталось сомнений в параллелях с нацистской Германией. Впрочем, Владимир Харконнен в исполнении Стеллана Скарсгарда едва ли напоминает Гитлера, гораздо больше на этот образ тянет его новообретенный племянник Фейд-Раут, крайне органично сыгранный Остином Батлером.

Как и червям, Харконненам в «Дюне» уделяется непростительно мало хронометража, однако даже этого времени достаточно, чтобы проникнуться атмосферой их технократии, возведенной путем пыток и насилия.

Научный прогресс и жестокая диктатура Харконненов противопоставлена религиозному мистицизму и хаотичной свободе племен Арракиса как черное и белое, инь и ян. Но даже используя архетипичные образы, режиссер отказывается делить героев на только плохих и только хороших, как это положено в традиционных голливудских сказках.

«Дюна» в первую очередь кино о людях, и только потом — о далеких-далеких галактиках. Препарируя души своих персонажей, Вильнев выводит на первый план психологизм, а не зубодробительный экшен.

Именно такой подход к литературной основе Фрэнка Герберта видится органичным, а ввиду общей усталости зрителей от однотипных динамичных блокбастеров «Дюна» и вовсе кажется фильмом, разрывающим голливудские шаблоны. В конце концов, это именно то, чего мы все так давно ждали, — пришествие Лисана Аль-Гаиба — арт-блокбастера, который представляет собой нечто большее, чем фон для поедания попкорна.

Поделиться
Авторы
Теги