«Созвездие»: обзор новой космофантастики от Apple TV+
. Астронавтка борется с ПТСР, пока NASA и «Роскосмос» скрывают правдуВышла рецензия на новый фантастический сериал «Созвездие» на Apple TV+
На Apple TV+ стартовал сериал «Созвездие» о женщине-астронавте, которая возвращается на Землю после крупной аварии на МКС и сталкивается с круговоротом мистики и политических интриг.
Кинокритик, редактор «Кинопоиска» и автор телеграм-канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев считает, что новый проект шоураннера «МакМафии» Питера Харнесса в хорошем смысле опирается на лучшие примеры кинематографа — от «Расёмона» до «Гравитации».
Джо (шведская актриса Нуми Рапас) ведет автомобиль по ночной трассе. На заднем сиденье ее дочь Элис (Давина Колман), в магнитоле звучит русская речь неизвестной женщины: «В капсуле огонь, двадцать один… Мир наоборот». На вопрос дочери, не знающей русского, что говорит тетя, Джо конкретизирует: «Она объясняет, что мир перевернулся».
Пока зритель с трудом понимает контекст истории, камера переворачивается — и такие причуды изображения не редкость. Операторы используют очень разный инструментарий, чтобы мы прониклись происходящим на экране: будет и съемка с дронов и кранов, и преломляющиеся отражения в зеркалах (привет «Мы» Джордана Пила), и классические голландские углы, расшатывающие пространство и внутреннее состояние героев. Местами камера парит вокруг них, будто танцует вальс с невидимым партнером.
За пять недель до представленных событий Джо парит в невесомости в составе астронавтов, живущих на Международной космической станции. Дочь и мужа Магнуса (Джеймс Д'Арси) она видит только по видеосвязи, уже год ожидая, когда срок пребывания на МКС закончится. Очередная милая беседа с семьей прерывается, когда в станцию врезается нечто. Крупная авария, один из космонавтов погибает, трое других эвакуируются на корабле «Союз 2». Еще один челнок, «Союз 1», серьезно поврежден, но Джо вызывается починить его, а после вернуться на нем, прихватив капсулу с результатами эксперимента, над которым вместе работали NASA и «Роскосмос».
С первых минут «Созвездие» напускает жути. Объятая снежным сумраком и метелью, Джо, кажется, не справляется с космическим ПТСР, которое, судя по всему, врачи не выявили. Главная загадка сериала и ее двигатель — измененное сознание людей, которые касались злополучной капсулы с результатами эксперимента. Сначала Джо слышит голоса, потом не узнает собственную дочь, а позже и вовсе начинает подозревать, что некоторых людей из ее окружения заменили. «Пойдем, нужно найти другую тебя», — говорит героиня Рапас дочери, хватая ее за руку и выводя из дома у озера. Подозрения на ментальные проблемы замечают и муж, и даже ребенок, называя мать чокнутой.
Сериал явно вдохновлялся классическими произведениями. Тут и таинственное нечто, якобы проникшее на МКС (как в «Живом» с Джейком Джилленхолом, Райаном Рейнольдсом и Ребеккой Фергюсон), и фантастически красивый выход астронавтов в открытый космос (у Apple TV+ теперь есть своя «Гравитация», пусть Рапас далека от Сандры Буллок). Протяжная драматическая элегия отношений девочки-подростка с мамой, летающей в космос, — несколько лет назад подобное пыталась воплотить на экране Ева Грин (фильм «Проксима» снимали на Байконуре, а здешний космодром соорудили в Лапландии). При этом у «Созвездия» есть толика самобытности: искажение пространства, видения, голоса мертвых и хаотичные перемещения — это поистине впечатляющий микс, который, судя по всему, приведет к чему-то необъяснимому, если не шокирующему в следующих сериях. Шоу Питера Харнесса вдохновляется, но не слепо копирует: знакомые ходы получают новые прочтения, рождая по-своему увлекательный космический ориджинал.
Впрочем, развитие сюжета у «Созвездия» крайне медлительное. Многое становится еще более запутанным из-за второстепенных сюжетов, например, связанных с противостоянием NASA и «Роскосмоса». Руководитель научного отдела NASA Генри Кальдера (звезда «Лучше звоните Солу» Джонатан Бэнкс) бьется за то, чтобы продолжать эксперимент, разменивая жизни людей как ресурс.
Ему, как ни странно, противостоит руководитель «Роскосмоса» Ирена Лысенко (Барбара Зукова) — именно благодаря ее давлению космонавты в принципе благополучно эвакуируются с МКС, в том числе и Джо. Топ-менеджеры явно ведут двойную, а то и тройную игру, ведомые самыми разными мотивами — как личными (Кальдера решительно намерен получить Нобелевскую премию), так и политическими (Лысенко многое недоговаривает коллеге по цеху, ведь за ней стоят спецслужбы).
Главное украшение «Созвездия» — Нуми Рапас. Актриса необыкновенно четко отыгрывает каждый из необъяснимых припадков героини, словно в ней живут сразу несколько личностей. Немного «Сплит», немного «Джекил и Хайд»: образ актрисы всегда держит в напряжении всех, кто ее окружает. На многочисленных разбирательствах произошедшего вскрываются неудобные детали катастрофы на МКС, благодаря которым проливается свет на реальные события. Но есть нюанс: Джо — «ненадежный рассказчик», а значит, зазор между правдой и субъективным взглядом на нее всегда остается. Буквально космический «Расёмон» пополам с «Твин Пиксом» — расследование ходит по кругу, упирается в тупик и без пяти минут окажется в «Красной комнате».
Впрочем, для кого-то перенасыщенность проекта будет отталкивающим фактором. При всей масштабности и актерской харизме шоу Питера Харнесса — своеобразный микс научной фантастики, психоанализа и мистического триллера.
Первые серии балансируют между этими составляющими, превращая опыт просмотра в эмоциональные качели. С нагромождением научных терминов, теорий заговора, политических интриг и трупов советских космонавтов, которые то ли действительно были, то ли образовались как фантомы прошлого. Это не помешало сериалу Apple TV+ подарить фанатам научной фантастики порцию изящных твистов, калейдоскоп эмоций и таинственного очарования, которое, хочется верить, не исчезнет до конца сезона.