«Зона интересов»: обзор фильма о семье коменданта Освенцима

. Картина Джонатана Глейзера доступна онлайн

Вышла рецензия на фильм «Зона интересов» Джонатана Глейзера

Обновлено 26 марта 2024, 16:51
<p>Кадр из фильма&nbsp;&laquo;Зона интересов&raquo;</p>
Фото: A24

Кадр из фильма «Зона интересов»

На Amazon Prime Video состоялась цифровая премьера одного из главных фильмов 2023 года — «Зоны интересов» Джонатана Глейзера. Картина удостоилась Гран-при Канн, статуса «Лучший британский фильм» BAFTA, претендует на «Оскар» в пяти номинациях (в категории «Лучший иностранный фильм» считается фаворитом).

В центре сюжета будни семьи Рудольфа Хесса, коменданта концлагеря Освенцим. Мать, отец и пятеро детишек наслаждаются жизнью, а в нескольких сотнях метров от них в мучениях умирают тысячи узников. Глейзер оставляет все ужасы за кадром, слышны только истошные вопли и звуки выстрелов.

Кинокритик Максим Ершов рассказывает, как создавался фильм и почему это революционная драма о холокосте.

Большое и дружное семейство с прислугой проживает в просторном доме. На участке раскинулись сад и огород. Жена (Сандра Хюллер) любит копаться в грядках, ухаживать за цветами и горделиво прохаживаться по своим владениям. Муж (Кристиан Фридель) вечно погружен в работу: задумчиво бродит по дому, дает ценные указания по телефону или весь день пропадает по делам. Детишки мило резвятся на лужайке, плавают в бассейне и смеются. В выходные папа с сыном и дочкой плавает на каноэ по ближайшей реке или же все семейство загорает у водоема. Идиллическую картину портят клубы черного дыма в небе и странные крики. Рудольф Хесс, комендант концентрационного лагеря, нежно называет супругу Хедвиг «королевой Освенцима». За стеной участка, которую семейство все пытается спрятать за виноградной лозой, — ряды бараков и печи концлагеря.

Джонатан Глейзер начинал карьеру как успешный клипмейкер, снимал в 1990-е музыкальные видео для Massive Attack и Radiohead. Но последние 25 лет больше известен фильмами. «Зона интересов» — его первая работа за десять лет.

Режиссер шокировал мир явлением инопланетянки в обличье Скарлетт Йоханссон в «Побудь в моей шкуре» в 2013 году, а затем словно бы пропал. Но на самом деле заинтересовался на тот момент еще даже не опубликованным романом британского писателя Мартина Эмиса «Зона интересов». Книга издана на русском.

Зоной интересов представители Третьего рейха называли 40-километровую территорию вокруг Освенцима. Глейзер погрузился в документы о жизни концлагеря и семьи Хесс. Режиссера поразило, что Рудольф, Хедвиг и дети действительно обитали в нескольких сотнях метров от страшного места. Съемочная группа дотошно восстановила по фотографиям дом и участок Хессов.

В итоге картина была готова к прошлогодним Каннам. «Зона интересов» получила Гран-при, уступив «Анатомии падения» Жюстин Трие. Автор первоисточника Мартин Эмис так и не дожил до официальной премьеры — скончался в день первого показа на Лазурном берегу. Глейзер значительно переработал книгу, оставив только историю Хессов, соседствующих с Освенцимом.

«Зона интересов» претендует на пять «Оскаров»: «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший адаптированный сценарий», «Лучший иностранный фильм» и «Лучший звук». После оскаровского триумфа корейских «Паразитов», наверное, нечему удивляться, но фаворитами в главной номинации все-таки остаются «Оппенгеймер» и «Бедные-несчастные». Да и едва ли наградят Глейзера за режиссуру, хотя она изумительна. Зато в номинациях «Лучший иностранный фильм» и «Лучший звук» британская картина, спродюсированная вездесущей студией А24, имеет шансы на победу.

К 2024 году может показаться, что ни кино, ни литература не способны сказать ничего нового о холокосте. В музеях за стеклом покоятся чемоданы, обувь и одежда узников концлагерей, однако мировое зло не искоренено. В документальном «Аустерлице» режиссер Сергей Лозница показывал смеющихся туристов, которые фотографируются в бывших концлагерях. Холокост стал развлечением, но забывать ужасы Второй мировой нельзя, поэтому кинематографисты снова и снова возвращаются к страшной теме.

Многочисленные фильмы («Список Шиндлера», «Жизнь прекрасна» и «Пианист») открыто показывают ад, через который проходили узники Дахау и Освенцима. Ласло Немеш в «Сыне Саула» передает реальность концлагеря через затуманенный взор члена зондеркоманды, потерявшего своего ребенка. Впервые ужасы холокоста вынес за рамки экрана Ален Рене — в коротком документальном метре «Ночь и туман». Камера показывает развалины Освенцима, а сухой голос рассказчика описывает распространение нацистской идеологии. Точно такого же подхода придерживался Клод Ланцман в монументальном документальном фильме «Шоа». Бывшие немецкие охранники, жители польских деревень и узники концлагерей вспоминают прошлое, стоя на фоне лесов и полей, где во времена Второй мировой целенаправленно умерщвляли людей.

Глейзер подходит к теме холокоста деликатно, но и революционно. Фильм — аудиовизуальное произведение, где сходятся его основные элементы. Мы наблюдаем за буднями обычной счастливой семьи. Чтобы добиться максимально безучастного изображения, Глейзер и оператор Лукаш Зал («Ида» и «Холодная война») расставили камеры по комнатам дома и в саду без дополнительного света и фильтров. Фактически получилась атмосфера реалити-шоу. Из сотен часов материала уже на монтаже выбирали лучшие планы, которые и стали фильмом. В доме и на участке не было оператора и других членов съемочной группы, Глейзер, Зал и остальные следили за актерами из небольшого вагончика. Столь любопытным способом режиссер приблизился к документальному изображению плавного течения жизни.

Наверняка Хессы могли бы быть отличными фермерами. Нет сомнений, что Хедвиг знает, как ухаживать за цветами и выращивать картошку и томаты. Рудольф же — прирожденный управленец, крепкий хозяйственник. Только вот мешают звуки за стеной. Параллельно с идиллическими кадрами быта семейства зрители постоянно слышат жуткий приглушенный шум. Выстрелы, приказы на немецком, вопли боли. Иногда они сливаются с веселыми криками и разговорами детей Хессов, да так, что порой не определить, кто кричит — ребенок или жертва насилия.

«Зона интересов» — исключительно мощное и неуютное кино. Формально на экране не происходит никаких ужасов, но мы все равно находимся в пространстве хоррора. Сынишка Хессов играется у себя в комнате с человеческой челюстью, садовник удобряет землю прахом, а служанки и Хедвиг разбирают вещи несчастных из Освенцима. Картина шокирует сильнее, чем многие фильмы о холокосте, упивающиеся насилием и убийствами.

Хессы живут в маленьком раю и усердно закрывают глаза на ад под боком: к клубам дыма и наверняка невыносимому запаху едва ли легко привыкнуть. Приехавшая погостить теща в ужасе сбегает на следующий же день. Однако супруги демонстрируют чудеса адаптации: нужно чаще стирать покрывающиеся сажей занавески и тщательнее мыться после купаний в реке, куда смывает прах и останки узников.

Но своих героев режиссер не демонизирует, ведь Хессы вообще мало чем отличаются от зрителей, если смотреть на рутину их закрытыми глазами. Рудольф — ответственный исполнитель, не задающий лишних вопросов. Хедвиг — дочь уборщицы, которая всегда мечтала о просторном доме и большой семье. Было бы куда проще, представь Глейзер этих персонажей чудовищами.

Сам он признавался, что в какой-то момент хотел бросить проект: не мог больше «вариться» в одном доме с нацистами. Тогда ему помогла маленькая второстепенная линия. Основное действие фильма прерывается появлением в кадре девочки на велосипеде — зрители наблюдают за ней через специальную военную камеру с низким разрешением. Изображение похоже на негатив. По ночам девочка пробирается к месту, где работают узники, и прячет в канавах яблоки. Глейзер изредка дает зрителю перевести дух: даже в нечеловеческих условиях найдется свет надежды.

Поделиться