Супермен так и не стал Железным Человеком: история «снайдерверса»

. 10 лет назад «Человек из стали» вывел DC на конкуренцию с Marvel

10 лет назад «Человек из стали» вывел DC на конкуренцию с Marvel

Обновлено 20 июня 2023, 09:07
<p>Кадр из фильма&nbsp;&laquo;Лига справедливости Зака Снайдера&raquo;</p>
Фото: DC Entertainment

Кадр из фильма «Лига справедливости Зака Снайдера»

В 2013 году фильм Зака Снайдера «Человек из стали» о Супермене (снова) перевернул представление о супергероике, как и его же «Хранители» четырьмя годами ранее. «Снайдерверс» — кинематографический подход режиссера — развернулся в пространстве DC. Тогда Боссы Warner Bros ухватились за режиссера и позволили ему столкнуть в противостоянии Супермена и Бэтмена, но второго «Темного рыцаря» по уровню эпичности не получилось. После 2016 года DC-киновселенная пошла своим путем.

Обозреватель РБК Life Артем Дубровский и редактор Елена Фомина разбираются, к чему же она пришла и чем может продолжиться.

С чего начался «снайдерверс»

Разговор о карьере Зака Снайдера, его авторском видении и зарождении «Снайдерверса» стоит начать с 1990-х — времени, когда молодой режиссер пробовал себя в съемках рекламных роликов для популярных брендов вроде Nike, BMW и Reebok. В то время фирменный стиль Снайдера еще только формировался, но уже привлекал внимание смелыми идеями, зрелищными кадрами и нетривиальными сценариями со страстью к деконструкции жанров. Со временем автор переключился на документальное кино и музыкальные клипы (этот опыт неоднократно поможет ему в будущей работе), а в «серьезный» кинематограф попал лишь к 2004 году — когда ему оказали честь перезапустить культовый «Рассвет мертвецов» Джорджа Ромеро.

По-настоящему талант Снайдера раскрылся еще позже, когда режиссер получил предложение о работе над экранизацией комикса «300» Фрэнка Миллера. Во время съемок выяснилось, что мрачная нуарная стилистика комиксиста идеально ложится на умение Зака снимать нереалистичные, но очень стильные сцены с обилием деталей и клиповых переходов, нечто очень похожее на ожившие фреймы из графических романов. Тогда же эффект слоу-мо (замедленного действия) становится визитной карточкой режиссера, которая позже будет применяться во всех его картинах, порождая сотни интернет-мемов, обсуждений и зрелищных нарезок на YouTube.

На выходе фильм получил неоднозначные оценки и много критики в адрес экранной демонизации персидского народа, но именно запоминающийся визуальный язык Зака Снайдера привлек людей в кинотеатры и позволил «300 спартанцев» собрать свыше $450 млн.

Страдающее супергеройство

«300 спартанцев» показали, что режиссеру очень близки комиксы и их особый нарратив, объединяющий эпический размах, мрачную эстетику и бесхитростные фантастические сюжеты. Что позволило Снайдеру возглавить работу над экранизацией «Хранителей» Алана Мура, которую со временем назовут его лучшей работой.

Суровое кино о циничных виджиланте, выживающих в разгар холодной войны, не сумело собрать большую кассу, но сделало нечто куда более важное: деконструировало жанр супергероики и наравне с «Темным рыцарем» Кристофера Нолана доказало, что кино про разодетых мстителей — необязательно детское развлечение. Впрочем, здесь же вскрылась и обратная сторона снайдеровского стиля. Оказалось, что режиссеру тесно в рамках полутора и двухчасовых фильмов, а его изначальный замысел полноценно раскрывается только в хронометраже от двух с половиной до четырех часов. С этого момента все проекты Зака начинают получать режиссерские версии, зачастую сильно меняющие восприятие прокатного варианта картины.

Параллельно с выходом «Хранителей» активно зарождалась кинематографическая вселенная Marvel, которой удавалось фильм за фильмом выстраивать узнаваемый бренд: с обилием диалогового юмора, ярким визуальным стилем и общим «легким» настроением. DC и Warner Bros. нужна была своя ответочка. Своя киновселенная, которая не только побьет конкурентов, но и сможет сохранить главные фишки из комиксов компании: эпический размах, а также более серьезное и взрослое повествование. С таким запросом Зак Снайдер казался идеальным кандидатом на роль главного демиурга франшизы — работа закипела.

Вот только формально Снайдера позвали снимать лишь один фильм — «Человека из стали», новую историю о Супермене, которая в случае успеха могла бы запустить и другие картины во вселенной DC. Поэтому режиссер сконцентрировался на цельной и самостоятельной истории, но все равно запрятал в ней с десяток отсылок к разным супергероям. Например, уже в «Человеке из стали» впервые появляется Марсианский охотник, правда, еще только в виде армейского генерала Кэлвина Суонвика. По замыслу Снайдера, инопланетное происхождение этого персонажа раскроется в будущих проектах (а именно в «Лиге справедливости»), но из-за внутренних пертурбаций студии Марсианского охотника на больших экранах мы так и не увидели.

«Человек из стали» с точным кастинговым попаданием Генри Кавилла в образ стал квинтэссенцией творчества режиссера. Он сохранял размах прошлых работ и мрачный визуальный стиль, не стеснялся клиповых эффектов и обилия слоу-мо, а также вдоволь играл с деконструкцией самого известного, богоподобного, супергероя. Эта версия Супермена вышла человечнее и убедительнее всех предыдущих, безупречный криптонец даже был способен на убийство — чего никогда не случалось в экранных историях о нем. Добавились точечные отсылки к Библии, которых в будущих картинах станет еще больше.

Однако такая версия известного сюжета пришлась по вкусу далеко не всем. Картина получила смешанные отзывы: критики положительно отмечали зрелищный экшен и знаковые фишки режиссера, но критиковали слабый сюжет и общую затянутость фильма. Рядовым же зрителям фильм показался попросту скучным — особенно на фоне легкого попкорнового кино от Marvel и любви Снайдера к растягиванию хронометража. Тем не менее «Человек из стали» собрал приличную кассу, и студия затребовала продолжение.

Все, везде и сразу: Супермен не Железный Человек

Уже на этапе создания «Бэтмена против Супермена» (сиквела «Человека из стали») руководство DC и Warner Bros. совершило критическую ошибку, которая стала началом конца для DC Extended Universe (Расширенная вселенная DC) — попыталось сделать все и сразу. В то время как конкуренты из Marvel акцентировали внимание на самостоятельных законченных историях отдельных персонажей, которые позже изящно сплетались в единую паутину эпичного кроссовера, в DC решили сразу перейти к этапу с кроссовером. Поэтому «Бэтмен против Супермена» должен был стать не столько экранизацией противостояния двух культовых супергероев, сколько трамплином, с которого стартует уже «Лига справедливости» и ее продолжения, которые так и не вышли.

Из-за этого Снайдеру пришлось держать в фокусе слишком много вещей одновременно, что нещадно корежило сюжет и смещало акцент с центрального героя — криптонца Кларка Кента. Именно его судьба логически должна была объединить вокруг себя всех персонажей, как это было с Железным Человеком у Marvel. Но эту цель в итоге перепоручили Брюсу Уэйну, а Супермен остался летать где-то в стратосфере вместе с отсылками к Библии.

Его затмевало то появление Чудо-женщины (до этого ни разу не представленной в киновселенной), то пришествие Флэша из будущего, то камео других персонажей из комиксов (например, Дефстроука) и даже финальная битва с Думсдеем. Эти сюжетные арки отвлекали от главного противостояния, обозначенного в названии: Бэтмена против Супермена. В итоге театральную версию фильма еще и порезали на тридцать минут, что лишило картину логики во многих основополагающих вещах. Например, так и осталось неясным, почему Кларк Кент и Брюс Уэйн вообще сражаются. Не последовало и объяснения их примирения: вместо этого мы получили мем «Марта?! Откуда ты знаешь это имя?!» — бессмертный наравне с Why you wanna kill me. Печально, что только мемология связывает снайдеровский верс с нолановским.

При этом Снайдер разгулялся на полную везде, где мог. Кино было мрачным, тягучим и очень стильным. Оно подарило фанатам самую суровую версию Бэтмена из существующих (даже нолановский Темный рыцарь оказался не таким жестоким по отношению к бандитам) и одну из самых зрелищных супергеройских битв, когда-либо показанных в кино. Но и здесь Заку снова оказалось тесно: его далекоидущие планы не вписывались в рамки классического театрального релиза, а неуемные амбиции (вкупе с требованиями студии) заставляли сразу лепить произведения огромного размаха, толком не подготовив к ним зрителя. Как итог, режиссерская версия «Бэтмена против Супермена» стала подарком для фанатов, а театральная — полным провалом.

Супергеройский мэшап

В том же году на экраны в полном составе десантировался «Отряд самоубийц» Дэвида Эйра — цветастая разгульная экшен-комедия о супербандитах. Получив разгромные оценки критиков, блокбастер вызвал абсолютный восторг у зрителя (не зря наряд Харли Квинн стал самым популярным костюмом на Хэллоуин во всем мире).

Через год еще один женский персонаж, Диана Принс, или Чудо-женщина, пополнил ряды костюмных примеров для подражания: сольный фильм про амазонку с острова Фемискира сняла женщина-режиссер Пэтти Дженкинс. Получилась зрелищная и одновременно удобоваримая история с антимилитаристским месседжем, ярким визуалом. Что важнее, «Чудо-женщина» была приближена к картинам Marvel по настроению, что в совокупности и позволило ей стать первым высоко оцененным фильмом в DCEU. Вот тогда и встал роковой вопрос: а нужен ли этой вселенной Зак Снайдер, если успешные фильмы чаще выходят без его участия?

Над Marvel стоял продюсер и руководитель Кевин Файги с четким видением своей франшизы и пониманием, как все фильмы должны выстраиваться в единую историю, в DC эту роль исполнял Джефф Джонс, сценарист комиксов, и продюсер Джон Берг. Но это не тот случай, когда две головы — лучше. У Джонса тоже было видение: мультивселенная, где сосуществуют телепроекты и большие фильмы, где каждый автор делится со зрителем своим видением супергеройского мира в рамках DC. По сути, этот подход ничем не отличается от того, которым руководствовалась Marvel, хотя Джонс настаивал на обратном. Так или иначе, мультивселенная DC, начатая исключительным авторским стилем Снайдера, под его тяжестью словно рассыпалась и спрессовалась, превратившись в супергеройский мэшап.

Уже упомянутая «Чудо-женщина» с Галь Гадот прозвучала профеминистским высказыванием про «Мир спасет красота», но повторить успех в сиквеле «1984» не смогла; «Аквамэн» с Джейсоном Момоа выступил приключенческой сказкой с сомнительной «химией» между главным героем и его любовным интересом; «Шазам!» сделал ставку на тинейджерскую аудиторию и ко второй части окончательно сдал позиции, став коммерческим провалом; «Хищные птицы» — боевик с девчоночьим задором и Марго Робби в роли Харли Квинн, переживающей разрыв с Джокером, имел рейтинг R (18+) и впечатляющей прибыли WB не принес. «Отряд самоубийц: Миссия навылет» от Джеймса Ганна вдруг выстрелил, но из-за пандемии не добился кассового успеха, впрочем, обернувшись карьерным бонусом для своего режиссера — Ганна назначили перезагружать киновселенную DC. «Флэш» Андреса Мускетти, вышедший летом 2023 года, побуждает критиков осторожно надеяться, что мультивселенная все-таки когда-нибудь куда-то вырулит.

Иными словами, после «Бэтмена против Супермена» фильмы получались слишком разрозненными и непохожими друг на друга, что отвечало замыслу креативного директора, но, как выяснилось позже, не позволяло сложить из них кроссовер, подобный «Мстителям» Джосса Уидона.

Отставка и реванш Снайдера

В 2017-м «Лига справедливости» должна была стать таким кроссовером, но производство прервала трагедия. Зак Снайдер уже отснял материал, когда его дочь Отем погибла, и режиссер приостановил постпродакшен. Позже стало известно, что WB уволила Снайдера еще до этого события, оказавшееся удобным объяснением перестановок для фанатов. В кризисные времена принимаются отчаянные решения: DC, на публике дистанцировавшаяся от Marvel, внезапно сблизилась с конкурентом, пригласив Джосса Уидона доделывать «Лигу». Задачей режиссера «Светлячка» и «Мстителей» было, собственно, превратить наработки Снайдера в их подобие. Так и случилось: картинка «потеплела», герои обзавелись шутками и несколько искусственной взаимной привязанностью; спецэффекты из-за производственных накладок и недоработок вошли в историю кинематографического кринжа (заретушированные усы Генри Кавилла — такое не скоро забудется).

Этот опыт вылился в другую проблему WB — гнев фанатов, требовавших вернуть монтаж Снайдера. Что и случилось: под давлением в соцсетях компания выделила режиссеру $70 млн на окончательный монтаж, и его версия «Лиги справедливости», так называемый «Снайдеркат», увидела свет на HBO Max. Четырехчасовое кино смогло удовлетворить фанатов, стать социокультурным феноменом, но место идеолога DC Снайдеру не вернуло.

С этого момента Зак Снайдер ушел в супергеройское подполье и окончательно обрел статус культового режиссера в фанатской среде. Производственная затянутость сказалась на основном касте. Супермен Генри Кавилл отказался играть человека из стали и подписал контракт с Amazon на разработку проекта своей мечты—кинематографического проекта по Warhammer 40,000. Бен Аффлек, сыгравший Бэтмена, дистанцировался от сотрудничества с Джеймсом Ганном, заявив, что его не интересуют какие-либо проекты DC при его режиссерстве. Галь Гадот готовится перевоплотиться в Клеопатру. Джейсон Момоа в ожидании сиквела «Аквамэна» стал новым лицом непрерывной франшизы «Форсаж», а Эзра Миллер, скорее всего, будет заменен после сольника «Флэш».

«Снайдерверс» схлопнулся вокруг своих амбиций, не выдержав схватки с ресурсами и временем на производство, графиком релизов и неуверенностью продюсеров.

Что ждет киновселенную DC дальше

Пока студийные боссы воевали с авторами, очень успешно развивалась анимационная вселенная DC (DCAU), в которую вошло около шестнадцати качественных полнометражных мультфильмов. Изначально рассчитанная на фанатов комиксов, она следовала единому направлению и стилю, фильм за фильмом повышая ставки и масштабы. И, благодаря тому, что зрители уже были знакомы с местными героями, сценаристы и режиссеры могли полностью сфокусироваться на крепком сюжете и увлекательной постановке.

После того как Disney и Marvel Studios попали в скандал из-за старых твитов режиссера «Стражей Галактики» Джеймса Ганна и уволили его от греха подальше, DC ухватился за соломинку. Ганна переманили снимать вторую часть «Отряда самоубийц» и не прогадали: сиквел «Миссия навылет» хоть и пострадал от COVID-19, ограничения из-за которого так и не дали собрать фильму достойную кассу, критику получил отличную. Сам Джеймс Ганн обзавелся своим сериальным проектом на HBO Max: «Миротворец» с рестлером Джоном Синой тоже оказался успешным продуктом с продолжением. На волне успеха Disney даже вернул Ганну возможность завершить трилогию «Стражей Галактики». Warner Bros и вовсе доверила режиссеру дальнейшее развитие киновселенной DC — наверняка в сторону цинично-душераздирающего экшена под музыкальные шлягеры разных эпох.

Но есть еще одна грань киновселенной DC, которая не дает зрителю окончательно махнуть на нее рукой: авторские вариации — «Джокер» Тодда Филлипса с Хоакином Фениксом и «Бэтмен» Мэтта Ривза с Робертом Паттинсоном. Они будто бы взяли на себя сумрачно-реалистичное обязательство спасти фильмы DC от полного репутационного краха. По крайней мере благодаря им смотреть историю о вечном противостоянии Джокера и Брюса Уэйна зритель идет не только ради эпических битв и пафосных изречений, но и ради возможности увидеть своеобразное отражение человеческих и социальных пороков. А именно этим «зеркалом» Кристофер Нолан в нулевые превратил сюжет о «Бэтмене» в великое кино.

Поделиться