Прирожденная бунтарка: как Кристен Стюарт одолела проклятие «Сумерек»
. Актрисе с «Сезаром» и номинацией на «Оскар» исполнилось 34 годаЗвезде «Сумерек» Кристен Стюарт исполнилось 34 года
9 апреля Кристен Стюарт отмечает 34-летие. Она стала звездой мирового масштаба благодаря роли Беллы Свон в вампирской франшизе «Сумерки». И проклятие роли старшеклассницы, влюбившейся в вампира, долгое время преследовало актрису и не позволяло ей покорять новые вершины.
Однако Стюарт, начинавшей карьеру с серьезных драматических работ, постепенно удалось добиться звания иконы независимого кино. Бунтарка на экране и в жизни одинаково свободно играла легендарных личностей и женщин с травматическим прошлым. Она стала первой американкой, удостоенной французской премии «Сезар», и получила номинацию на «Оскар» за роль принцессы Дианы.
Рассказываем о творческом пути Кристен Стюарт, вышедшей из «Сумерек» и превратившейся в одну из лучших актрис своего поколения.
Кино и конфеты
Кристен Стюарт родилась в пригороде Лос-Анджелеса Вудленд-Хиллз в семье работников кино. Отец будущей звезды «Сумерек» был менеджером на съемках, продюсером и директором различных шоу на телеканале Fox, а мать — редактором сценариев. Стюарт уверена, что желание стать актрисой появилось у нее еще в начальной школе.
Родители часто возвращались домой поздно, но всегда радовали дочь конфетами, которые тайком таскали со съемочной площадки. Упрямая Кристен не могла заснуть, пока не набьет желудок сладостями и не наслушается историй из мира кино. Энергия съемочной площадки с ее сумасшедшим графиком и слаженным рабочим процессом так и манила маленькую Стюарт, и уже во втором классе она окончательно определилась с будущей профессией.
Она дебютировала в школьной праздничной постановке — исполнила ханукальную песенку о дрейдле. Трогательное выступление покорило будущего агента актрисы, который в тот момент находился в зрительном зале. Он познакомился с Джоном и Джулс Стюарт и заявил, что у их дочери большой потенциал, чтобы стать кинозвездой. Родители сначала отнеслись к этим словам с подозрением, но в итоге прислушались к шестилетней Кристен, которая хотела попытать счастья в актерстве. Стюарты отвели амбициозное чадо на семинар, где детей учили проходить прослушивания на телевидении и в кино.
Весь следующий год Кристен провела на кастингах в рекламные ролики, но получила только одну роль. Она сыграла расчетливую девочку, которая специально опаздывала на школьный автобус, чтобы папа отвозил ее на занятия на своем шикарном Porsche 911.
Страх и ненависть
Стюарт вспоминает, что, будучи довольно ранимым ребенком, из-за продолжительного отсутствия предложений по съемкам практически потеряла веру в собственный талант. В 1999 году начинающая актриса ненадолго появилась в фэнтези-комедии канала Disney «Сын русалки», но известности эпизодическая роль ей не принесла. «После годового безразличия ко мне со стороны кастинг-директоров я решила: «К черту все это. Я больше не буду заставлять маму ездить со мной в Лос-Анджелес. Я ужасно нервничала на каждом прослушивании. Просто умирала от страха. У меня осталась всего одна встреча, и мама сказала: «Прояви немного терпения и сходи на последние пробы». Это был кастинг в фильм «Безопасность вещей» (2001). Если бы я не получила роль Сэм, со мной было бы покончено», — рассказывала Стюарт.
В инди-драме Роуз Троше одиннадцатилетняя Кристен предельно искренне воплотила девочку-сорванца, потому что сама была такой — грубоватой, беспокойной и достаточно закрытой. Одноклассницы вечно задирали Стюарт, потому что в круг ее ближайших друзей входили только мальчики. Но однажды и приятели стали косо поглядывать на Кристен, которая выделялась из толпы романтичных и нежных девчонок. «Внезапно стало не круто быть одним из мальчиков. «Кристен не девочка. Кто она вообще такая? — говорили они. Тогда я столкнулась с болезненной неуверенностью в себе. В тот момент я подумала: «Я ненавижу себя», — вспоминала Стюарт.
Тревога и испытания
Непопулярность в школе Кристен компенсировала успехами на съемочной площадке. Поворотной актерской работой в ее карьере стала роль девочки-подростка в триллере «Комната страха» (2002) Дэвида Финчера. Режиссер заприметил Стюарт в «Безопасности вещей» и предложил той сыграть сильно нервничающую дочь героини Джоди Фостер.
На съемочной площадке юная актриса так сильно боялась подвести старших коллег, что постоянно боролась с приступами тошноты и головокружения. Но, как оказалось, ее страхи были напрасны. Сама Фостер восхищалась самоотдачей и не по годам серьезной игрой Стюарт.
Более того, звезда «Молчания ягнят» уверяла, что двенадцатилетняя актриса напоминала ее в том же возрасте. «Я не могу сказать, что Кристен мой двойник, но мне кажется, что когда я была маленькой, я чувствовала ровно то же, что она испытывает сейчас, и осмысляла многие вещи похожим образом. Кристен прекрасно справляется с демонстрацией эмоций на экране», — признавалась Фостер.
В «Комнате страха» Стюарт была отведена немногословная роль, но девочка удивительно точно попала в эмоциональное состояние героини. Ее Сара, по роковому стечению обстоятельств застрявшая с мамой в специально оборудованном убежище, переживала одну паническую атаку за другой и фактически находилась на грани диабетической комы.
Один только тревожный взгляд Кристен передавал страх ребенка перед возможным нападением грабителей, которые рыскали по дому в поисках сейфа с деньгами. Подросток Сара, которая всего за несколько сцен из стойкой бунтарки превратилась в комок нервов, предвосхитила распространенный типаж среди будущих героинь Стюарт.
Актриса буквально станет олицетворением личности, которая без лишних слов, но с подлинной гримасой боли проходит через уготованные ей часто невыносимые испытания.
В «Добро пожаловать к Райли» (2010) неприкаянная секс-работница Мэллори отчаянно ищет тепла и любви в чужих семьях. Во «Все еще Элис» (2014) Лидия абсолютно теряется перед прогрессирующей болезнью Альцгеймера, обнаруженной у ее матери. В «Месть Лиззи Борден» (2018) служанка Бриджит сталкивается с харассментом со стороны хозяина дома, а героиня «Опасной роли Джин Сиберг» (2019) совмещает алкогольную зависимость с манией преследования.
Эмоции без слов
После заметной роли в фильме Финчера Стюарт начала регулярно сниматься как в проходных приключенческих картинах для подростков («Запретная миссия», «Затура: Космическое приключение»), так и в независимом кино («Говори»), поэтому времени на изучение актерского мастерства у нее просто не было. Кристен, что называется, все схватывала на лету и придумала собственный метод перевоплощения в персонажа.
Актриса заучивала реплики на площадке, прямо перед съемками, чтобы на камере казалось, будто произносимые слова только что пришли ей в голову. Сосредоточенность на реальных чувствах, а не на эффектном способе их выражения, по словам Стюарт, позволяет ей пропустить историю персонажа через себя и выплеснуть эти переживания на камеру без фальшивого надрыва.
Самой важной из драматических работ актрисы до «сумеречного периода» стала роль школьницы Мелинды Сордино в камерной инди-картине «Говори» по роману Лори Холс Андерсон. Четырнадцатилетняя Стюарт пронзительно воплотила образ девочки-подростка, которая перестала разговаривать после того, как пережила сексуализированное насилие на вечеринке.
Хотя Мелинда не произносит ни слова, она ведет саркастичный, часто душераздирающий внутренний монолог, а ее терзания резонируют с напряженной мимикой и раздражительной жестикуляцией. Хейтерам, которые, оглядываясь на «Сумерки», продолжают обвинять Кристен Стюарт в «картонности», однозначно стоит обратить внимание на драму «Говори», где юная актриса одним лишь кивком головы дает понять, что с ней произошло нечто ужасное.
Критика вампиризма
До старта вампирской эпопеи, растянувшейся на пять фильмов, Кристен снялась в небольшой роли бродячей девушки в роуд-муви Шона Пенна «В диких условиях» (2007).
Постановщицу первых «Сумерек» Кэтрин Хардвик зацепила меланхоличная тоска в глазах героини Стюарт. Режиссер провокационных «Тринадцати» (2003) решила, что именно такую печальную и погруженную в себя Беллу Свон она хочет видеть в своем фильме. На первой встрече с Хардвик Стюарт рассказала, что «выросла с волками», которые жили на ранчо родителей. Постановщица восприняла эту историю, как знак свыше, ведь во франшизе по романам Стефани Майер должны фигурировать и оборотни.
Роль неприметной старшеклассницы Беллы Свон, вступившей в созависимые отношения с вампиром, которому уже сто лет как 17, превратила Кристен Стюарт в кумира тинейджеров. Девочки-подростки видели в неуклюжей, угловатой и противоречивой героине свое отражение, завуалированный в вампирской метафоре страх взросления казался им до боли знакомым.
Аудитория постарше, напротив, посмеивалась над нарочито несуразной игрой Стюарт и сделала из актрисы ходячий мем. Позже Кристен объясняла, что стремилась максимально приблизить свою Беллу к книжной версии, хотя киностудия Summit Entertainment категорически настаивала на том, чтобы на экране героиня выглядела «жизнерадостной и веселой». В итоге Стюарт раскритиковали за «угрюмую игру» во всех пяти фильмах франшизы, закрепив за ней ярлык бездарной актрисы с «харизмой вареной картошки».
Костер публичного внимания
Кристен подвергалась нападкам со стороны прессы не только за роль Беллы Свон, но и за сдержанное общение с журналистами. На протяжении четырех лет, пока на экранах показывали вампирскую сагу, актрисе прилетало за то, что она мало улыбалась и казалась недостаточно вежливой на пресс-конференциях.
Только в 2012 году, уже после премьеры заключительной части саги, Стюарт призналась, что с детства испытывала проблемы с публичностью: «Люди подходили ко мне, когда я обедала с семьей в ресторане или где-то еще, и я всегда просто нелепо сворачивалась калачиком. Мои родители были так смущены и спрашивали: «Кристен, что ты делаешь? Просто будь вежливой и поздоровайся». И я, честно говоря, не знаю, в чем была моя проблема».
Несмотря на то что благодаря «Сумеркам» Стюарт получила статус самой высокооплачиваемой актрисы в мире, ей пришлось пережить тяжелую личную драму. В 2010-х их с Робертом Паттинсоном отношения фанаты вампирской саги возводили в культ, а папарацци повсюду преследовали пару, не давая влюбленным насладиться обществом друг друга.
К разочарованию поклонников и на радость таблоидам, дуэт Robsten распался из-за измены Кристен Стюарт. В 2012 году фотографы запечатлели актрису на свидании с женатым режиссером «Белоснежки и охотника» (2012) Рупертом Сандерсом. Желтая пресса еще год травила Стюарт за то, что она завела роман на стороне. Давление на Кристен оказалось настолько сильным (масла в огонь в своем Twitter подлил Дональд Трамп), что ей пришлось публично извиняться перед Паттинсоном.
Партнеры по «Сумеркам» разошлись, а три года спустя Кристен заявила, что травматический опыт расставания превратил ее в «уверенную в себе взрослую личность». «Мне казалось, что я подожгла свою вселенную и смотрела, как она горит. Говоря очень откровенно, это был действительно тяжелый период, но в то же время он пробудил во мне… нечто дикое. Публика как будто пыталась сжечь меня на костре, но я смогла это принять. По крайней мере, я тогда не умерла», — говорила Стюарт.
Рок-н-ролл и артхаус
Освободиться от проклятия «Сумерек» и образа Беллы Свон актриса пыталась еще во время работы над «Затмением» (2010). Съемки в третьей части вампирской франшизы Стюарт совмещала с байопиком «Ранэвэйс» (2010), в котором неожиданно дерзко воплотила образ Джоан Джетт — фронтвумен женской панк-рок группы The Runaways. Чтобы «слиться» с легендарной рокершей, актриса не только радикально сменила имидж (сделала стрижку маллет и перекрасилась в черный цвет), но и тонко скопировала манеру речи, жестикуляцию и даже походку певицы.
Проникнуться личностью персонажа Стюарт помогли записанные на пленку письма, которые Джетт сочинила, когда ей было тринадцать. Роль непримиримой рок-звезды пошла актрисе на пользу и стала важным шагом на пути к званию иконы независимого кино.
Правда, карьера в европейском артхаусе у Стюарт едва бы сложилась без участия Оливье Ассайаса. Второстепенную роль в драме «Зильс-Мария» (2014) режиссер буквально бросил Кристен как спасательный круг. У Ассайаса Стюарт с невиданным доселе энтузиазмом сыграла ловкую и шуструю ассистентку знаменитой актрисы (Жюльет Бинош).
Склонный к иронии режиссер также добавил в фильм линию старлетки (Хлоя Грейс Морец), которая стала известной благодаря роли в дурацком подростковом блокбастере. Несложно догадаться, что прототипом героини была сама Стюарт. Талантливый перформанс в «Зильс-Марии» принес актрисе премию «Сезар» (за лучшую женскую роль второго плана). Так Кристен Стюарт стала первой американкой в истории, получившей французский аналог «Оскара», и фавориткой Канн.
Путь к леди Ди
После «Зильс-Марии» актриса несколько лет металась между инди-драмами («Все еще Элис», «Анестезия», «Несколько женщин») и посредственными блокбастерами («Лагерь «X-Ray», «Равные», «Ультраамериканцы»). В 2016 году вышли две значимые работы для Стюарт, заново открывшие драматические и — неожиданно — трагикомедийные грани ее таланта.
В психологическом триллере Оливье Ассайаса «Персональный покупатель», получившем приз за режиссуру на Каннском кинофестивале, актриса исполнила ведущую роль. Стюарт вжилась в образ американской стилистки Морин, которая выбирает вещи для французских знаменитостей, а еще обладает даром медиума. На первый план в фильме выходят текстинг (единственно комфортный способ общения для героини) и гипнотическая отрешенность актрисы. С каждой сценой невротично-сосредоточенная Стюарт все больше погружается в себя, а ее внутренняя боль просачивается наружу.
В 2016-м Стюарт появилась в кино еще у одного именитого режиссера — Вуди Аллена. В его глянцевой «Светской жизни» Кристен переживала забавную трансформацию из наивной и неловкой секретарши Вонни в гламурную и высокомерную диву, но несколько терялась на фоне других, более харизматичных актеров.
После «Светской жизни» Стюарт бросилась покорять биографическое кино. В основанной на реальных событиях «Мести Лиззи Борден» она кротко сыграла служанку и подругу знаменитой американской преступницы, зарубившей своего отца-тирана и мачеху топором. После блокбастеров «Под водой» и «Ангелы Чарли» Стюарт полностью отдалась роли актрисы Джин Сиберг, но несколько переборщила с параноидальным психозом. В 2021 году актриса воплотила образ принцессы Дианы в биографической драме Пабло Ларраина «Спенсер».
Несмотря на полное отсутствие внешнего сходства с леди Ди, Стюарт удалось уловить манеру ее поведения и передать внутренний надлом. Чтобы точно попасть в образ принцессы на грани нервного срыва в канун Рождества, Кристен изучала бесконечное множество архивных фотографии и видео Дианы. Актриса чутко перенесла на экран дискомфорт и одиночество, которые леди Ди испытывала в присутствии королевской семьи. За титаническую актерскую работу в «Спенсер» Стюарт удостоилась номинаций на премию «Оскар» и «Золотой глобус».
Нормально, что ненормально
Актриса не привыкла делать громких заявлений, а ее феминизм проявляется в выборе сложных героинь (Тимлин из «Преступлений будущего» Кроненберга не в счет) и поддержке женщин-режиссеров.
В интервью к выходу романтического триллера Роуз Гласс «Любовь истекает кровью» (2024) Стюарт рассказала, что всерьез увлеклась гендерной теорией и сейчас отдает предпочтение писательницам, а не писателям. Актрису особенно волнует проблема системного насилия, хотя движение #MeToo ее не коснулось, и токсичные паттерны, навязанные женщинам патриархатом.
Сама Кристен давно не стремится кому-либо угодить и живет так, как ей нравится. Она может выйти из дома с грязной головой и в растянутых трениках или рассказать журналистам, что выпивала весь локдаун. Стюарт не ведет соцсети, но любит лишний раз позлить хейтеров. Критикуют за «вульгарные» фотографии в Rolling Stone? Что ж, тогда она появится на премьере в более провокационном виде.
Кристен Стюарт давно отреклась от благородного амплуа Беллы Свон, дала волю самовыражению и, подобно настоящей рок-звезде, ни в чем себя не ограничивает. В планах у актрисы реализация режиссерских амбиций и, вероятно, безграничное бунтарство.