Жюльет Бинош — 60 лет: как актриса сочетает активизм и кино

. Какой карьерный путь прошла звезда «Шоколада» и «Рецепта любви»

Жюльет Бинош исполнилось 60 лет: как актриса сочетает активизм и кино

Обновлено 12 марта 2024, 16:41
Michael Buckner / Getty Image
Фото: Michael Buckner / Getty Image

9 марта французская актриса Жюльет Бинош празднует юбилей. За свою карьеру она успела поработать с целым рядом культовых режиссеров, среди которых были Леос Каракс, Михаэль Ханеке, Клер Дени и Хирокадзу Корээда. Сама Бинош убеждена, что попала в кино благодаря Годару, а судьбоносным проектом считает «Дурную кровь». Еще в начале пути актриса прославилась откровенной честностью и самоотверженностью в кадре.

Кинокритик Мария Ракитина — о том, как Бинош стала символом французского кино, а затем подчинила себе мировой артхаус, боролась за женскую эмансипацию на экране, а за чужие права — в жизни.

«Выбирай все сразу!»

Жюльет Бинош родилась в Париже, в творческой семье скульптора и театрального режиссера Жана-Мари Биноша и театральной актрисы Моник Стэленс. У звезды европейского артхауса — польские корни. Во время Второй мировой войны бабушку и дедушку Бинош по материнской линии депортировали в Освенцим. Родители Жюльет развелись, когда ей исполнилось четыре года. В детстве Бинош чувствовала себя покинутой.

Вместе со старшей сестрой Марион Жюльет отправили в школу-интернат, где их бабушка работала поварихой. Родителей девочки не видели целый год, и ощущение брошенности травмировало Бинош. Однако сейчас актриса уверяет, что не таит обиду на мать с отцом: «Родители были молоды, у них не было денег, и они только что расстались. Они хотели как-то жить, потому что это правда: когда у тебя есть дети, приходится выкручиваться».

Несмотря на раннюю сепарацию, у Жюльет сложились теплые отношения с отцом, но воспитала сестер все-таки мать. Именно Моник Стэленс привила будущей актрисе любовь к литературе, музыке, кино и театру. В 14 лет Бинош задумалась, кем хочет стать, когда вырастет. Она всерьез увлекалась живописью и театром, но собиралась выбрать что-то одно, и определиться помог ценный совет подруги ее матери, художницы. Она подарила Бинош плакат с надписью: «Жюльет, выбирай все сразу!»

Этим правилом актриса будет руководствоваться по жизни. В подростковом возрасте Жюльет выступала на сцене школьного театра. Она рвалась в актрисы не только из-за тяги к прекрасному, но и для того, чтобы впечатлить родителей. «Я всегда ждала их признания. Но наступает момент, когда ты перестаешь этого ждать. В какой-то момент я решила, что могу отпустить эту потребность», — делилась Бинош.

Окончив школу, актриса подалась в Академию драматического искусства и примкнула к театральной труппе, с которой разъезжала по стране под сценическим псевдонимом Жюльет Адриенн.

Свидание с карьерой в авторском кино

Ее дебют на большом экране случился в 1983 году, в «Прекрасной свободе» Паскаля Кана. В драме, сюжет которой вращался вокруг вторжения французской армии в Алжир в 1959 году и волнений, охвативших парижское общество, актриса появилась в незначительной роли дочери гонщика.

Сама она считает, что своим становлением в кино она обязана Жан-Люку Годару. В провокационной драме «Хвала тебе, Мария» (1984), которую папа римский Иоанн Павел II обвинил в оскорблении чувств верующих, Бинош исполнила небольшую роль студентки. После сотрудничества с классиком французской новой волны талантливую девушку с пронзительным взглядом завалили предложениями о съемках. В 1985 году вышло пять картин с участием Бинош — «Детишки» (Les nanas), «Семейная жизнь», «Прощай, барсук», «Лучшее в жизни» и «Свидание». Последний фильм предвосхитил рождение большой звезды авторского кино.

В мелодраме Андре Тешине 21-летняя Бинош воплотила мечтательную и пылкую Нину, которая приехала в Париж из провинции, чтобы стать актрисой. История амбициозной девушки, ищущей признания, показалась Жюльет болезненно знакомой. Бинош с легкостью сыграла актрису, по которой сходили с ума двое молодых мужчин, и получила номинацию на премию «Сезар». «Свидание» как минимум на пять лет закрепило за Жюльет амплуа кроткой femme fatale, для которой обнажение в кадре было делом привычным.

Режиссеры, работавшие с Бинош в начале ее карьеры, видели перед собой сексуальный объект, а не экстраординарную женщину, наделенную драматическим даром. Это уже потом актрису будут называть французской Одри Хепбёрн, а за тонкую игру сравнивать с Ингрид Бергман. До релиза «Любовников с нового моста» она в основном воплощала роковых соблазнительниц и невинных девушек, будоражащих мужское воображение.

В комедийном триллере Жака Руффио «Мой зять убил мою сестру» (1986) Бинош исполнила роль Эстер, за внимание которой боролись сексуально озабоченные академики.

В криминальной мелодраме «Дурная кровь» (1986) Леоса Каракса актриса примерила образ одухотворенной любовницы Анны. Ее героиня, одновременно напоминавшая небесное создание и Анну Карину из «Жить своей жизнью», вскружила голову сыну влиятельного преступника, Алексу. В «Дурной крови» актриса много дурачилась, вела себя по-ребячески и озаряла пространство своим светом. Непосредственностью и естественной наивностью она покорила не только своего партнера по фильму Дени Лавана,но и зрителей. «Дурная кровь» сделала актрису известной на всю Францию и принесла ей номинацию на национальную премию «Сезар».

Следующей важной вехой на пути Бинош к мировому признанию стала драма Филипа Кауфмана «Невыносимая легкость бытия» (1988) по роману Милана Кундеры. В эмоционально тяжелой картине, действие которой сначала разворачивалось во время ввода советских войск в Чехословакию в 1968 году, актриса воплотила практически набоковскую Лолиту. По сюжету к юной и искренней Терезе (Бинош) проникся чувствами хирург Томаш (Дэниэл Дэй-Льюис), на фоне которого девушка выглядела почти что ребенком. Свободные отношения с мужчиной, который разрывался между отеческой любовью и эротическим влечением, едва ли приносили счастье доверчивой героине. Зато американский фильм, спекулирующий на провокационной теме, открыл талант Бинош за пределами Франции.

После премьеры Жюльет проснулась актрисой международного масштаба, которая питала слабость к артхаусу.

Освобождение от сексуализации

Спустя три года вышли судьбоносные «Любовники с Нового моста» Леоса Каракса. Душераздирающая мелодрама, где бездомные мужчина и женщина отчаянно цеплялись друг за друга, позволила Бинош вырваться из оков объекта желания. Наконец актриса получила право быть сложной, трагической героиней, а не просто вожделенной красавицей, зависимой от мужчин. Бинош сыграла художницу Мишель, которая постепенно теряла зрение, но могла постоять за себя. Сцена, где героиня направляет дуло пистолета в дверной глазок, освободила Жюльет от образа беззащитной девушки.

Актриса разошлась с Караксом, когда трехлетние съемки «Любовников с Нового моста» подошли к концу. Бинош не устраивал финал фильма, который придумал режиссер. Каракс изменил беспросветную концовку ради Бинош, но актриса все равно ушла от него. «В тот момент я поняла, что должна двигаться дальше, преодолевать трудности, быть открытой для перемен и познавать новое», — признавалась Бинош. Спустя 30 лет она так и не вышла замуж, а четыре предложения руки и сердца просто проигнорировала. Хотя в число мужчин, боготворивших Бинош, входил даже французский президент Франсуа Миттеран.

«Оскар» за артхаус

В 1990-х французскую актрису зазывали в Голливуд и предложили ей роль в «Парке юрского периода» (1993), но Жюльет вновь отдала предпочтение артхаусу. В фильме с гигантскими ящерами она все же снимется через двадцать лет, но это будет перезапуск «Годзиллы» (2014) Гарета Эдвардса.

В 1992-м Бинош воплотила демоническую Кэтрин Эрншо в «Грозовом перевале», но настоящего драматического триумфа достигла в триптихе Кшиштофа Кесьлевского «Три цвета» (1993). В знаменитом проекте польского режиссера актриса разделила жизнь женщины Жюли, потерявшей в аварии дочь и мужа. На протяжении трех картин героиня Бинош проходила через пять стадий горевания, медленно двигалась от суицидального поведения к исцелению.

Из-за обилия крупных планов, обнажающих душу Жюли, дистанция между зрителем и героиней отсутствовала. Любовь к портретам у Бинош зародилась еще во время работы с Караксом, и с тех пор они стали визитной карточкой актрисы. Кесьлевский тоже сделал ставку на «интимность» кадра. «Меня интересует только твоя близость», –– заявил он Бинош. Она поняла, что режиссер имел в виду, во время съемок сцены, в которой Жюли лежала в постели и смотрела телевизионную трансляцию похорон ее мужа и дочери. «Камера была у меня в кровати, а я плакала как сумасшедшая. И тогда я поняла, что такое близость. Если камера приближается ко мне, значит, режиссер каким-то образом хочет быть ближе. И это меня трогает. Кинематографисты хотят увидеть то, что происходит у меня внутри», — делилась Бинош. За оголение души в «Три цвета: Синий» актриса удостоилась премии «Сезар» и Кубка Вольпи в Венеции.

Став звездой европейского артхауса, Бинош вновь увлеклась американским кино и снялась в драме «Английский пациент» (1996) Энтони Мингеллы. За поразительную роль медсестры Ханны, потерявшей любимых в огне войны, актриса удостоилась премии «Оскар».

Затем Бинош слилась с феминисткой Жорж Санд в «Детях века» (1999) и закрутила страстный роман с Бенуа Мажимелем, игравшим поэта-бунтаря Альфреда де Мюссе. От партнера актриса родила дочь Ханну. В нулевых Бинош металась между приторными мелодрамами и авторскими шедеврами. В «Шоколаде» (2000) она творила чудеса в обличье кондитера Вианн Роше. За роль волшебницы, менявшей судьбы людей, Бинош получила номинацию на «Оскар».

В триллере «Код неизвестен» (2000) культового Михаэля Ханеке Жюльет выплескивала эмоции на камеру в образе актрисы, подающей надежды. В его же экзистенциальной притче «Скрытое» (2004) Бинош пыталась докопаться до правды, которую от нее утаивал муж.

В альманахе «Париж, я люблю тебя» (2006) в состоянии лунатизима бродила по сонному городу, прощалась с погибшим сыном и заново полюбила мужа. В ромкоме «Париж» (2008) утратила идентичность и строила из себя французскую Джулию Робертс. 2010-е начались для Бинош с победы в Каннах. «Копия верна» (2009) Аббаса Киаростами принесла актрисе награду за лучшую женскую роль. За ролью загадочной владелицы картинной галереи последовала череда неудачных экспериментов.

«Актеру нужно позволять творить»

Большинство картин с Бинош, выходивших с 2009 по 2017 год, оказывались коммерчески провальными. Ситуацию исправили две картины Клер Дени, с которой Бинош прекрасно сработалась. В мелодраме «Впусти солнце» (2017) актриса воплотила 50-летнюю художницу в поисках любви, а в космическом хорроре «Высшее общество» (2018) неожиданно раскрылась в роли доктора, одержимой экспериментами с фертильностью. Творческий союз с Дени вновь сложился в чувственной драме «С любовью и яростью» (2022), где актриса сыграла женщину, выбирающую между двумя мужчинами.

Залогом удачной роли Бинош всегда считала свободу, которую должен предоставлять кинематографист. «Даже самые известные режиссеры не осмелились бы указывать мне, как произносить реплики. Актеру нужно позволять творить», — уверена Жюльет. Это же правило было негласным на съемках «Правды» (2019) легендарного японца Хирокадзу Корээды. В семейной драме Бинош самоотверженно сыграла дочь кинодивы (Катрин Денев), вечно спорившую с авторитарной матерью.

Актриса никогда не стремилась выглядеть моложе на экране и всегда воплощала героинь, подходящих ей по возрасту. Бинош с уверенностью заявляла, что французские женщины расцветают в сорок лет, а после пятидесяти в ее карьере наступил ренессанс. За последние несколько лет Жюльет подарила нам две поразительные роли. В гурманской мелодраме «Рецепт любви» (2023) она сыграла талантливую повариху, а в биографическом сериале «New Look: Революция стиля» (2024) воплотила нонконформистку Коко Шанель. Всех своих героинь Бинош определяет как «уязвимых и сильных одновременно».

Вне кино Бинош играет в театре, занимается танцами, а еще посвящает себя активизму и поддержке женщин в киноиндустрии. В 2018 году вместе с астрофизиком Орельеном Барро актриса написала письмо, адресованное французским властям, с просьбой принять меры по борьбе с климатическим кризисом. В 2020 году вместе с другими активистами Бинош изъявила желание обсудить экологические проблемы с папой Франциском. Актриса открыто поддерживала французское протестное движение «желтые жилеты» и говорила, что разделяет их негодование, потому что в начале карьеры еле сводила концы с концами.

Бинош борется с гендерным неравенством в киноиндустрии и оказывает финансовую поддержку независимым проектам, созданным женщинами. «Важно, чтобы о феминизме говорили и его уважали. В притеснении женщин мужчины зашли слишком далеко», — заявляла Бинош, также обличая повсеместный харассмент. В 2022 году актриса отрезала волосы в поддержку иранок, вышедших на улицы после смерти Махсы Амини, которую полиция задержала из-за неправильно надетого хиджаба.

Для Бинош кино и активизм равноценны. Актриса не только радикально переосмысляет образ женщины на экране, но и пытается сделать мир лучше. И у нее это прекрасно получается.

Поделиться
Авторы
Теги