Актер, джазист и рекламщик. Что мы знаем про Тодда Филда
. Режиссеру «Тар» и «Как малые дети» исполнилось 60 летОдин из самых оригинальных, но не широко известных современных американских режиссеров после двух успешных независимых драм «В спальне» и «Как малые дети» не снимал кино 16 лет, чтобы триумфально вернуться в 2022-м с «Тар» о противоречивой женщине-дирижере.
Тодд Филд, которому 24 февраля стукнуло 60 лет, уверяет, что это был последний фильм в его карьере, поскольку снимать кино слишком тяжело. Но хочется удержать надежду, что он пересмотрит свое решение, ведь каждый его фильм — событие.
Кинокритик Максим Ершов вспоминает фильмографию Филда и рассказывает о любопытных фактах его биографии. Например, о том, где же режиссер пропадал 16 лет до релиза «Тар».
Юность бейсбола и джаза
Уилльям Тодд Филд родился в Помоне, штат Калифорния. Его родители содержали птицеферму, но вскоре переехали в город, выбрав менее солнечный Портленд (Орегон). Там простая жизнь семьи продолжилась: отец стал продавцом, а мать — библиотекарем в школе.
В детстве Тодд не мечтал стать режиссером, но любил играть в бейсбол. Он посещал тренировочный лагерь тренера по питчингу команды «Портленд Мэверикс» Роба Нельсона и был бэтбоем (подавал мячи) клуба. Командой владел актер Бинг Расселл. А его сын Курт Расселл в то время играл в «Портленд Мэверикс». У Тодда не было своей раздевалки, поэтому вещи он оставлял в шкафчике Курта. Вместе с тренером Робом Нельсоном Филд придумал бренд Big League Chew — жвачку в форме соломки и в большой упаковке, которую удобно жевать во время игр. Позднее бренд купила компания Wrigley, но юному бэтбою денег не досталось. Однако он и не расстроился.
В восьмом классе у мальчика появился новый интерес — он стал играть джаз на тромбоне. Вместе с приятелем заказывал пластинки из Италии и Японии. Доставка шла полгода, зато потом можно было наслаждаться музыкой Джей Джей Джонсона и Фредди Хаббарда. Филд играл в джазовом коллективе при общественном колледже Маунт Худ, с которым выступал на местных фестивалях и в ночных клубах. Рядом на тромбоне играл будущий обладатель «Грэмми» Крис Ботти. Филд получил музыкальную стипендию в университете Южного Орегона, но не окончил даже первого курса и переехал в Нью-Йорк, где началась новая глава его жизни.
Из театра к Кубрику
Поначалу Филд играл в небольших театральных постановках. Параллельно, чтобы на что-то жить, работал в баре Safari Grill, популярном в кинотусовке. Сюда заглядывали Мэрил Стрип, Лайза Миннелли, Майк Николс и другие.
В 1985-м благодаря знакомству с кастинг-директором Тоддом Талером, который захаживал в Safari Grill, Филд попал на прослушивание на небольшую роль в новом, пока еще безымянном фильме Вуди Аллена. Для прослушивания Филд зачесал волосы назад, как у Фрэнка Синатры, и спел All or Nothing at All. И получил роль в «Эпохе радио». После ему стали поступать и другие предложения, но часто от телевидения.
Среди интересных ролей Тодда Филда стоит отметить фильмы «Руби в раю» Виктора Нуньеса, «Смерч» Яна де Бонта и «Гуляют болтают» Николь Холофсенер. Однако нельзя сказать, что он получал удовольствие от актерской карьеры. К тому моменту он переехал в Лос-Анджелес и признавался жене Серене, что хотел бы делать что-то свое.
Филд стал магистром изящных искусств Американского киноинститута, так что получил соответствующее образование, чтобы снимать самому. Но тут ему позвонил Стэнли Кубрик — режиссеру «Барри Линдона» и «Сияния» отказывать попросту не принято. Филд сыграл в картине «С широко закрытыми глазами» Ника, одноклассника главного героя, Билла, роль которого исполнил Том Круз. После съемок у Кубрика Тодд снялся еще в нескольких, не самых удачных, проектах, а в 2005-м окончательно оставил актерскую карьеру.
Дебют «В спальне»
Во время съемок «С широко закрытыми глазами» Филд часто обедал с Томом Крузом и Николь Кидман. Круз уверенно говорил, что Тодд будет снимать свое кино, и всячески поддерживал начинающего режиссера. Тогда у Филда уже была задумка полного метра: он целился в экранизацию рассказа Андре Дюбю «Убийства» (1979). Круз помог купить права на рассказ, и молодой автор начал работу над сценарием «В спальне».
Сюжет: перед отъездом в университет будущий архитектор Фрэнк (Ник Стал) проводит последнее лето детства у родителей (Том Уилкинсон и Сисси Спейсек) и заводит роман с Нэтали (Мариса Томей), женщиной под 40 с двумя детьми. Родителей он уверяет, что это временное увлечение, ничего серьезного. Нэтали пытается развестись со злющим мужем Ричардом (Уильям Мапотер). В порыве очередной ссоры тот громит дом супруги, и на помощь приходит Фрэнк. Но Ричард достает пистолет и убивает парня. Самое жуткое в том, что Нэтали находится в соседней комнате и формально свидетелей преступления нет, виновник может максимум получить пять лет. Горю родителей нет предела.
Филд снял многофигурную драму. И хотя события развиваются не в ураганном темпе, от экрана оторваться невозможно. Режиссер исследует катастрофически важное значение случая в судьбах людей и хрупкость жизни. Вчера Фрэнк подавал большие надежды и пытался устроиться стажером в большое архитектурное бюро. Сегодня его нет и не вернуть, родители остались совсем одни, обвиняя друг друга и не веря, что убийца спокойно ходит по улицам в ожидании судебного процесса.
Премьера картины состоялась на «Сандэнсе» в 2001 году. После первого показа ее купила для проката компания Miramax Харви Вайнштейна. Филд вспоминал, что целую ночь ревел в ванной, поскольку знал о привычки продюсера перемонтировать фильмы и задвигать мнение режиссеров при продвижении. Круз успокоил постановщика, посоветовав не спорить с Вайнштейном, дать ему сделать все на свой лад, а потом провести тестовый показ. Зрители были недовольны, и Филду удалось уговорить прокатчика вернуться к первому, авторскому, варианту монтажа. В итоге «В спальне» был номинирован на пять «Оскаров», в том числе как лучший фильм года, и при бюджете менее $2 млн собрал только в Штатах почти $36. Это был несомненный успех.
Второй фильм: «Как малые дети»
В 2004 году писатель Том Перротта опубликовал роман «Как малые дети». Книга сразу же приглянулась Филду, он позвонил автору и предложил вместе поработать над сценарием. Оба хотели не просто перенести книгу на экран, но создать новое произведение. Между «В спальне» и «Как малые дети» Филд снял один из эпизодов финального сезона сериала «Карнавал».
Сюжет: американский пригород, где решительно ничего не происходит. На детской площадке знакомятся интеллигентная домохозяйка Сара (Кейт Уинслет) и Брэд (Патрик Уилсон), который никак не может сдать экзамен, чтобы стать адвокатом. Сара замужем за Ричардом (Грегг Эдельман), который работает большим начальником в маркетинговой компании, а все свободное время проводит на любимом порносайте. Жена Брэда Кэти (Дженнифер Коннелли) снимает документальное кино, полностью отдается работе и содержит семью. У Брэда и Сары, каждый из которых чуть ли не умирает от тоски, начинается роман. Параллельно в пригороде набирает обороты травля Ронни (Джеки Эрл Хейли), который отсидел два года за то, что разделся перед несовершеннолетним, и вернулся домой к маме (Филлис Сомервиль). Соседи в ужасе и не хотят видеть на улицах педофила.
Филд снова снимает провокационное кино. Только теперь это не роман студента и взрослой женщины, а соединение истории измен и охоты на мужчину с психосексуальным расстройством. Режиссер выстраивает сюжет так, что посочувствовать хочется всем. Сара считает себя мадам Бовари, которую как раз читает с приятельницами в книжном клубе, а Брэд кайфует, играя по вечерам с полицейскими в американский футбол и впервые за долгое время чувствуя себя звездой. Ронни же предстает бесконечно одиноким человеком, который знает о своей болезни, но ничего не может сделать с собственной природой. В кино пригороды в Штатах часто представляются жутким местом, где живут исключительно фрустрированные люди. Филд, может быть, и не говорит нового слова в жанре кино об обитателях одноэтажной Америки, но демонстрирует, к каким неприятным последствиям могут привести их фантазии и детские мечты.
«Как малые дети» показали на престижных фестивалях в Торонто, Теллурайде и Нью-Йорке и номинировали на три «Оскара». А Тодд Филд прервал режиссерскую деятельность на 16 лет.
Нереализованные проекты и реклама
Филд активно продвигал «Как малые дети» и вместе с фильмом путешествовал по миру. Находясь в Европе, он узнал о беременности жены Серены четвертым ребенком. Филд мало занимался воспитанием трех первых детей, поскольку постоянно работал, и чувствовал свою вину. После «Как малые дети» режиссер стал больше проводить времени с семьей и даже тренировал детскую бейсбольную команду, в которой играл сын. Любовь к бейсболу Филд сохраняет с детства, болеет за «Бостон Ред Сокс», как и Стивен Кинг, Бен Аффлек, Джон Красински и Мэтт Дэймон.
Однако в основном 16-летний творческий простой автора связан с многочисленными нереализованными проектами. Филд написал оригинальный сценарий «Ради Бога и страны» о человеке, который набирает молодых людей в армию, но от съемок отказались сначала Леонардо Ди Каприо, а потом Кристиан Бэйл. В течение года автор вместе с Джоан Дидион писал политический триллер. Главную роль должна была исполнить Кейт Бланшетт, но ни одна из студий не готова была дать денег на фильм с протагонисткой: продюсеры хотели видеть на первом плане мужчину.
Как признается сам Филд, примерно десять лет жизни он убил на попытки адаптировать роман Бостона Терана «Принцип насилия». Интерес к экранизации проявляли Ди Каприо, Бэйл, Брэд Питт и Дэниэл Крэйг. Но, кажется, фильму так и не суждено выйти на экраны. Филд работал над адаптациями романов «Голубой меридиан» Питера Маттиссена и «Прекрасные развалины» Джесса Уолтера, но безуспешно. Думал снять кино о дезертире Боуи Бергдале, который самовольно покинул американскую базу в Афганистане и попал в плен к талибам. От этого замысла Филда отговорил старший сын, который работал медиком в Афганистане. Размышлял о создании истории собственного взросления, одними из главных героев стали бы тренеры и игроки бейсбольной команды «Портленд Мэверикс», но решил, что не хочет выносить свое детство на публику. В течение шести месяцев Филд вместе с Джонатаном Франзеном работал над сценарием мини-сериала по роману «Безгрешность», но не реализовал проект.
Многочисленные пустые планы сильно били по Филду, но постановщик не собирался идти на уступки и планировал снимать кино только по своим правилам. О переписывании сценария, в котором изначально была героиня, под мужчину и речи быть не могло. Но нельзя сказать, что режиссер 16 лет сидел без дела: он снимал рекламные ролики на всех континентах и познакомился с ассистентами и другими важными членами съемочной группы, вместе с которыми снимет «Тар».
Возвращение. «Тар»
В марте 2020 года, когда мир отправился на карантин, Филду позвонили продюсеры из Focus Features и спросили, не хочет ли он снять кино о дирижере или оркестре. Режиссер быстро согласился. В течение десяти лет у него в голове жила героиня, но автор просто не знал, кем она работает, в какой мир ее поместить. Так Лидия Тар стала дирижером. Постановщик не сомневался, что ее сыграет Кейт Бланшетт. Да и сама актриса давно хотела поработать с Филдом.
В течение трех с половиной недель он часами говорил по телефону с композитором и дирижером Джоном Мосери, чтобы лучше понять, как вообще существуют современные оркестры. Режиссер написал оригинальный сценарий за 12 недель, а уже осенью 2020-го в Берлине начались съемки. Филд был единственным американцем на съемочной площадке. В кадре — австралийка Бланшетт, немка Нина Хосс и француженка Ноэми Мерлан. Оператор, художники-постановщики, художники по костюмам и ассистенты — немцы. Филду помог рекламный опыт, он не боится интернациональных съемочных групп.
«Тар» — психологическая драма о противоречивом дирижере Лидии Тар и ее стремительно разваливающейся личной и профессиональной жизни. Тонкими мазками Филд показывает, как влиятельная Лидия кого-то продвигает в оркестре, а кого-то топит. Однажды бывшая ассистентка Тар совершает самоубийство и в предсмертной записке обвиняет начальницу в абьюзе и неподобающем поведении.
Филд ничего не проговаривает прямо, полную картину непросто сложить даже к финалу фильма. Желательны повторные просмотры, настолько это насыщенное полунамеками кино. Интереснее и детальнее фильмов о культуре отмены, ее справедливых и не очень свойствах пока не выходило. Факты противоречивы, правды в абсолютном ее понимании нет. Что-то затушевалось, источники ненадежны, невозможно сказать, кто затеял свою игру и ищет выгоду, а кто пострадал. Остаются только обвинения, намеки, частичные оправдания и домыслы. И Филд оставляет зрителю возможность интерпретировать увиденное, как ему заблагорассудится. Вердикта не будет.
«Тар» принес Бланшетт Кубок Вольпи на Венецианском фестивале и «Золотой глобус». Фильм был номинирован на «Оскар» в шести категориях, но остался без наград. Три картины Филда в сумме номинировались на 17 статуэток Американской киноакадемии, но не получили ни одной.
По окончании оскаровской гонки режиссер заявил, что, пожалуй, «Тар» стал его последним фильмом, поскольку съемки и продвижение отнимают слишком много сил. Совсем не исключено, что он еще успеет передумать, и хочется в это верить, поскольку каждая работа Филда — событие. Если же с режиссурой покончено, можно порадоваться за счастливого семьянина.