Как прошел «Оскар-2023» и какие фильмы наградили
. «На Западном фронте без перемен» и «Все везде и сразу» — триумфаторыФильм «Все везде и сразу» стал триумфатором «Оскара-2023»: как прошла премия и кого еще наградили
В Голливуде завершился главный кинематографический праздник, подводящий итоги года мирового проката. И хотя многие картины из представленных в категории «Лучший фильм» до российского зрителя не дошли, выяснилось, что удачно завезенный в Россию весной 2022 года блокбастер «Все везде и сразу», которому отечественный зритель принес $2,8 млн, принял этот почетный статус.
У картины Дэна Квана и Дэниэла Шайнерта было 11 номинаций, а победу она одержала в семи ключевых. Для сравнения, «Титаник» (1997) претендовал на «Оскар» в 14 категориях, а взял 11; мюзикл Дэмьена Шазелла «Ла-Ла Ленд» (2017) был представлен в 14 категориях, одержал победу в шести. Разве что «Властелин колец: Возвращение короля» (2003) выделился: из 11 номинаций завоевал 11 наград — все сошлось.
Иными словами, «Все везде и сразу» — в лиге лучших из лучших. Мало того что фильм собрал в целом 165 наград на разных фестивалях, смотрах и церемониях за прошедший год, став самым титулованным в истории, — он еще и оказался первым научно-фантастическим фильмом, признанным Академией лучшим.
Это неожиданность для режиссеров, чьи юморески, экспериментальные и не всегда попадающие под общепринятые нормы приличия, прежде определяли их в категорию артхауса (чего стоит только «Человек — швейцарский нож»), и для оскаровских выборщиков, перед которыми был объемный список из довольно специфических кандидатов.
Искусствоведческая драма «Тар» Тодда Филда из шести номинаций не взяла ни одной награды, хотя Кейт Бланшетт прочили лучшую женскую роль после Кубка Вольпи на Венецианском фестивале и «Золотого глобуса». Байопику «Элвис» База Лурманна светил «Оскар» за лучшую мужскую роль, но прожектор переместился на Брендана Фрейзера, устроившего в «Ките» Даррена Аронофски свой первый грандиозный бенефис впервые за десять лет забвения.
Надежды питали и поклонники ирландца Мартина Макдоны, но его «Банши Инишерина» остановился в наградном сезоне на BAFTA и «Золотом глобусе», получив признание как лучший фильм. А пронзительная полубиографическая работа Стивена Спилберга «Фабельманы» удостоилась только «Золотого глобуса», оставшись с номинациями на другие престижные награды. И хотя «Топ Ган: Мэверик» и второй «Аватар» вместе с сиквелом «Черной Пантеры» обеспечили поток зрителей в кинотеатры благодаря зрелищности и эпичности, до статуса главного фильма года они не дотянули.
Но зато «Все везде и сразу» понемногу задел своими пальцами-сосисками каждый возможный критерий отбора: народный фильм, талантливо смонтированный (тут же — «Оскар» за монтаж), грандиозно исполненный (три актерских «Оскара» — Мишель Йео, Ке Хюи Квану и Джейми Ли Кёртис) по изобретательному сценарию (Дэниэлов наградили и за оригинальную историю).
На другой стороне оскаровской монеты, в оппозиции к комедийной фантасмагории встала тяжелая антивоенная драма «На Западном фронте без перемен» немецкого режиссера Эдварда Бергера. Академия присудила картине победу в категории «Лучший фильм на иностранном языке», а также три технические награды (за музыку, работу художника-постановщика и операторскую работу). «Пиноккио Гильермо дель Торо», выдержанный в том же антивоенном настроении и сеттинге Первой мировой, забрал награду за лучший анимационный фильм. «Оскар» видит из-за океана европейские кризисы, но праздник кино и достижения кинематографистов все равно ставит прежде всех повесток.
Так, лучшим документальным полнометражным фильмом назвали работу Дэниэла Роэра «Навальный». А вот российскому фильму «Выход» Максима и Евгении Арбугаевых в категории «Лучший документальный короткометражный фильм» награды не досталось.
Фильм-биография «Навальный» был снят компаниями HBO Max и CNN Films. В ленте рассказывается об оппозиционере, который уже почти два года находится в колонии. События в картине охватывают период с лета 2020-го (когда он попал в больницу после отравления) по январь 2021 года. Фильм содержит фрагменты интервью с Навальным и его супругой.
Общий пафос 95-й церемонии — триумфальные возвращения и поклоны самым дорогим людям.
Малайзийская актриса Мишель Йео, сыгравшая в десятках азиатских боевиков, прежде чем добраться до Голливуда, опровергла стереотип о том, что только молодость помогает добиться главных в жизни побед. Свой «Оскар» за роль матери она посвятила «всем мамам». «Они супергерои, без которых не было бы героев, то есть нас с вами», — заявила она со сцены.
Звезда комедийных боевиков 1990-х и 2000-х Брендан Фрейзер, исчезнувший с больших экранов из-за обвинений в сексуальных домогательствах, последовавшей за ними депрессии и удара от смерти матери, сыграл в «Ките» Аронофски и всего за один год, пока возил фильм по фестивалям, воспрял и расцвел.
Ке Хюи Куан, сбежавший из Вьетнама ребенком в Америку, начал карьеру в Голливуде в 1980-х, у Спилберга в «Индиане Джонсе», а потом работал каскадером и ассистентом, не получая серьезных ролей. Но вот явились Дэниэлы и вернули его зрителям.
Каждый лауреат этой церемонии благодарил за веру и поддержку своих близких — матерей, отцов, друзей и коллег, даже школьных учителей. И впервые, кажется, за много лет эти речи было радостно и волнительно слушать.
Список лауреатов «Оскара-2023»
- Лучший фильм — «Всё везде и сразу»
- Лучший режиссер — Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт («Все везде и сразу»)
- Лучшая актриса — Мишель Йео («Все везде и сразу»)
- Лучший актер — Брендан Фрейзер («Кит»)
- Лучшая актриса второго плана — Джейми Ли Кёртис («Все везде и сразу»)
- Лучший актер второго плана — Ке Хюи Куан («Все везде и сразу»)
- Лучший фильм на иностранном языке — «На Западном фронте без перемен»
- Лучший анимационный фильм — «Пиноккио Гильермо дель Торо»
- Лучший документальный фильм — «Навальный»
- Лучший оригинальный сценарий — «Все везде и сразу»
- Лучший адаптированный сценарий — «Говорят женщины»
- Лучшая песня — «RRR: Рядом ревет революция»
- Лучший звук — «Топ Ган: Мэверик»
- Лучший оригинальный саундтрек — «На Западном фронте без перемен»
- Лучшая операторская работа — «На Западном фронте без перемен»
- Лучший монтаж — «Все везде и сразу»
- Лучшие визуальные эффекты — «Аватар: Путь воды»
- Лучшая работа художника-постановщика — «На Западном фронте без перемен»
- Лучший грим и прически — «Кит»
- Лучшие костюмы — «Черная пантера: Ваканда навеки»
- Лучший игровой короткометражный фильм — «Прощание по-ирландски»
- Лучший документальный короткометражный фильм — «Заклинатели слонов»
- Лучший анимационный короткометражный фильм — «Мальчик, Крот, Лис и Конь»