«Режим» с Кейт Уинслет: как сериал превращает сатиру в драму

. Герои и ситуации смешные, но реальность они не переплюнули

Вышел обзор сериала «Режим» с Кейт Уинслет о взлете и падении диктатора

Обновлено 08 апреля 2024, 09:44
<p>Кадр из сериала&nbsp;&laquo;Режим&raquo;</p>
Фото: Warner Bros. Discovery

Кадр из сериала «Режим»

На HBO завершился «Режим» — политическая сатира с Кейт Уинслет в главной роли. Шоураннером сериала выступил Уилл Трэйси, работавший над «Наследниками». В центре сюжета — история взлета и падения диктатора неназванной европейской страны.

Кинокритик Мария Ракитина считает, что «Режим» скорее получился драмой, чем остроумной сатирой.

Место действия — неназванная европейская республика. Авторитарная канцлер Елена Вернэм (Кейт Уинслет) стремится укрепить свою власть, но пока не знает, как это лучше сделать. К ней на службу поступает капрал Герберт Зубак (Маттиас Шонартс), недавно расстрелявший протестующих рабочих. Такой подход к устрашению народа приходится Вернэм по душе, и диктатор сближается с Гербертом, который получает над ней неограниченную власть. По совету Зубака Елена разрывает отношения с США, распускает правительство и погружает страну во мрак. Канцлер удерживает власть насильственными методами, но народное восстание неизбежно.

За сатирический и актуальный «Режим» отвечали режиссеры, прежде работавшие над историческими проектами. Стивен Фрирз известен как создатель культовых «Опасных связей» по хрестоматийному роману Шодерло де Лакло и байопика о Елизавете II — «Королева».

В первой картине в абсолют возведены порочные игры Вальмона и Маркизы де Мертей, ломавших чужие жизни. А вот во втором фильме автор показал королеву Великобритании с неожиданного ракурса — в уединении переживающую смерть принцессы Дианы.

Вторым режиссером «Режима» выступила Джессика Хоббс, приложившая руку ко многим эпизодам сериала «Корона», посвященного эпохе правления Елизаветы II. Шоураннером нового проекта о женщине у власти значится Уилл Трэйси, не только сценарист и продюсер «Наследников», но постановщик «Меню» — гурманской сатиры с посылом «Ешь богатых!»

Кейт Уинслет, сыгравшая неуравновешенного канцлера Елену Вернэм в «Режиме», также возложила на себя продюсерские обязанности. Творческий союз людей, трудящихся над сериалом HBO, действительно внушал доверие, поэтому и ожидания от проекта были высокими.

Истории женщин-диктаторов в кино — все еще редкость, поэтому выход оригинального шоу об авторитарной правительнице уже воспринимается, как серьезное достижение. К сожалению, далеко не все надежды, возложенные на «Режим», оправдались.

Исполнительные продюсеры проекта, Уилл Трэйси и Кейт Уинслет, всячески открещиваются от намеков на реальные события и текущую политическую повестку. «Все персонажи и события вымышлены», — уверяют продюсеры, но в то же время не отрицают, что при создании образа авторитарной республики и личности тирана Елены Вернэм черпали вдохновение в историях диктатур разных стран. Аллюзии на режимы Николае Чаушеску или Саддама Хусейна объединяет параноидальный страх безжалостного лидера потерять власть.

В прошлом году о том, как сильные мира сего до последнего цепляются за самодержавие, поведала драма «Пациент № 1». Резо Гигинеишвили показал неназванного генсека ЦК КПСС (его прототипом был Константин Черненко), который, буквально находясь на смертном одре, собирался участвовать в выборах.

Репрезентация самовластия в «Режиме» тоже универсальная. Репрессивный стиль правления Елены Вернэм базируется на планомерном уничтожении демократии. Среди излюбленных методов канцлера обнаруживаются ужесточение цензуры в СМИ, насильственный разгон протестующих рабочих группой силовиков и массовая слежка за гражданами. При этом в глазах делегатов из дружественных стран Вернэм хочет выглядеть прогрессивным лидером, обеспокоенным судьбой своего народа. Заручившись поддержкой покорного мужа Николаса (Гийом Гальенн), при иностранных гостях Елена строит из себя сурового и уверенного правителя, который намерен вернуть стране былое величие.

Авторам удается уловить контраст между публичным обликом канцлера и ее эмоциональной нестабильностью, которую лицезреют лишь лояльные министры и приближенные.

Вдали от глаз иностранных политиков Елена Вернэм беспрерывно мучается двумя недугами — гермофобией и неконтролируемым страхом перед болезнью легких (от нее как раз скончался отец правительницы).

Львиная доля комического абсурда приходится на обличение отравляющей нервозности канцлера: она на дух не переносит чужое дыхание и рукопожатия, а еще до полуобморочного состояния опасается распространения плесени во дворце.

Наблюдать за тем, как железная леди ловит панические атаки каждый раз, когда ей мерещится запах сырости или кажется, что собеседник нарушает личные границы, — занятие забавное, но быстро надоедающее. Рисуя стереотипный портрет мнительного диктатора, авторы шоу не позволяют госпоже Вернэм раскрыться с неожиданной стороны и выделиться среди десятков других киношных тиранов.

В первом эпизоде героиня еще подает признаки непреклонного авторитарного лидера, для которого мнение других людей — пыль под ногами. Узурпатор, дорвавшаяся до власти через искусственные выборы, преследует цель стать бескомпромиссным правителем, каким был ее отец.

Бывшего канцлера, который находится в мавзолее и, вероятно, символизирует изживший себя режим, Вернэм частенько навещает и все еще испытывает необъяснимый ужас в его присутствии. Как выясняется позже, при жизни тиран постоянно унижал дочь и называл ее никчемной. И после смерти продолжает ее изводить. Поскольку диктатор дает покойному отцу обещание добиться невероятных успехов в политике, зритель настроен получить профеминистскую историю о восхождении тирана. Но вера в несокрушимую власть женщины окажется напрасной.

У «Режима» был шанс преобразиться в сатирический Women's empowerment вроде «Великой» от Hulu, где юная Екатерина II бросала вызов патриархальным традициям и играла по своим правилам.

Героиня Кейт Уинслет вроде бы ступает на путь освобождения от мнения отца, но сразу попадает в зависимость от своего подчиненного, капрала Зубака. Досадно, что Елена, которая стремилась найти баланс между чрезмерной заботой о здоровье и тяжелыми переговорами об экономической сделке с США, превратилась в жертву чужих манипуляций.

Некоторые известные диктаторы тоже были подвержены влиянию, и, вероятно, им салютует слабохарактерная Вернэм. Однако сатира «Режима» периодически ступает на территорию жестокой драмы, а значит, требовать наличия сложного характера у главной героини — справедливо. Как бы ни распалялась Елена в пафосных речах в духе «Пришла пора показать Америке и всему миру, чего мы стоим», она остается марионеткой в руках невежественного солдафона.

С одной стороны, это их нелепое взаимодействие выгодно подчеркивает сумасбродную атмосферу, царящую в резиденции канцлера. Сцены, где капрал втирает горчицу в грудь «болезненной» правительницы и пытается съесть ее пальцы на руках, вышли язвительными. С другой стороны, развитие этой созависимости сильно давит на остальные сюжетные линии.

Например, Елена недостаточно проявляет себя в роли опекуна маленького сына своей ассистентки Агнес (Андреа Райзборо). Узнать, какая мать вышла бы из авторитарной правительницы, действительно интересно, но все ограничивается парой сцен с веселыми играми и трогательными объятиями перед сном.

История верноподданной Агнес поначалу выглядит интригующей. Девушка должна сделать выбор между служением режиму и будущим своего ребенка, но авторы преждевременно сбрасывают героиню со счетов. Агнес — единственный персонаж из окружения Вернэм, у которого хотя бы намечался внутренний конфликт.

Другие завсегдатаи резиденции, одномоментно напоминающей Версаль и Букингемский дворец, невыразительны. Министры, которых Елена с подачи Зубака заклеймит пособниками западных спецслужб, сливаются в общую массу. Романтичный супруг диктаторши грезит о создании поэтических клубов и растворяется в помпезных залах дворца, ослепляющих изобилием золота и имперской символики.

Еще более незначительным в сериале представляется простой народ. Растущая ненависть рабочих к авторитарному правлению в определенный момент вспыхивает ярким пламенем. Но за неимением хотя бы пары трагических историй людей, пострадавших от репрессий, разрушительный масштаб диктатуры распыляется. Если во франшизе «Голодные игры» сопротивление тирании воплощалось в лице народной героини Китнисс Эвердин и ее сторонников, то в «Режиме» восстание кажется бесплотным.

В своем сериале Уилл Трэйси хочет подружить ядовитую карикатуру на власть имущих с исследованием устройства авторитарного государства. Основная проблема шоу кроется в том, что на фоне мрачного и злободневного антуража шутки о причудах тиранов и их мелких душонках выглядят беззубыми.

К примеру, высмеивание помешательства тиранши на народной медицине сменяется тревожными ситуациями с эффектом дежавю. Ближе к середине «Режим» теряет дерзкое обаяние сатиры на одержимых властью и превращается в драматичный, грубый, но абстрактный портрет политического беспредела.

Революционного нового взгляда на диктатуру сериал не предлагает, довольствуется заигрываниями со знакомыми сюжетами и никогда не переходит границу. Сердцем и душой «Режима» остается серьезная Кейт Уинслет, которая демонстрирует неиссякаемый заряд безумия. И ради нее прожить поверхностную историю взлета и падения одного диктатора точно стоит.

Поделиться
Авторы
Теги