Николас Кейдж нам снится: обзор фильма «Герой наших снов»

. Черная комедия как кривое зеркало современности

Вышел обзор фильма «Герой наших снов» с Николасом Кейджем

Обновлено 21 мая 2024, 08:15
<p>Кадр из фильма&nbsp;&laquo;Герой наших снов&raquo;</p>
Фото: A24 / Square Peg

Кадр из фильма «Герой наших снов»

В российский прокат с 14 марта выходит черная комедия Кристоффера Боргли «Герой наших снов» с неузнаваемым Николасом Кейджем. Его ничем не примечательный плешивый университетский профессор внезапно начинает появляться во снах людей по всему миру.

Кинокритик Максим Ершов разбирается, что на самом деле талантливый норвежский режиссер хотел сказать через фантасмагорический сюжет.

Пол Мэтьюс (Николас Кейдж), профессор биологии заштатного американского университета, уже много лет никак не может написать и опубликовать книгу о коллективном мышлении муравьев. Он воспитывает вместе с женой Джанет (Джулианна Николсон) двух дочерей — Софи (Лили Бёрд) и Ханну (Джессика Клемент). И страдает от кризиса среднего возраста, пребывая в постоянном унынии.

Жизнь его круто меняется, когда он вдруг начинает сниться людям в каждом уголке земли. Так он становится международной знаменитостью — и вот у него берут интервью, снимают о нем сюжеты, делают звезду. Рекламные агентства выстраиваются в очередь, рассчитывая монетизировать свалившуюся с неба славу. Но когда во снах герой становится агрессивным и причиняет людям вред, от него все отворачиваются и его жизнь разваливается на части.

Для норвежского режиссера Кристоффера Боргли «Герой наших снов» стал третьей картиной в карьере. Одним из продюсеров выступил Ари Астер, автор «Солнцестояния», и премьера состоялась на прошлогоднем фестивале в Торонто. Боргли учился в киношколе всего год, а в юности обожал фильмы Дэвида Линча и братьев Коэн. У первого позаимствовал интерес к снам, у вторых — ироническую интонацию и героя-чудака в странных обстоятельствах. К слову, с прославленными американскими режиссерами когда-то работал и Кейдж, так что мы наблюдаем еще и преемственность поколений.

Слава к норвежскому постановщику пришла с предыдущей работой — показанной в «Особом взгляде» Каннского кинофестиваля абсурдной комедией «Тошнит от себя». В ней работница кофейни прозябала в тени бойфренда, занимающегося современным искусством. Чтобы привлечь к себе внимание, девушка объелась таблетками вымышленного российского препарата «Лидексол» и заработала опасное кожное заболевание. Уже в «Тошнит от себя» автор показывал, насколько современный человек одержим даже крохами внимания и славы. В «Герое наших снов» персонаж Кейджа вроде бы пассивен: не может определить, как отнестись к неожиданной способности, никак не контролирует появление в чужих снах, ему (и зрителю) совершенно непонятно, дар это или проклятие.

Профессор считает себя неудачником, обделенным судьбой. Пока более успешные сокурсники публикуют прорывные исследования, Мэтьюс уже много лет читает скучные лекции и никуда не движется, находясь в кризисе среднего возраста и не понимая, как изменить унылое положение вещей. Решение проблемы появляется неожиданно. Поскольку в глубине души профессор всегда желал выделяться из серой толпы, то с воодушевлением погружается в круговорот новых событий и отправляется в одиссею, где ему предстоит сначала изменить своим принципам и потерять себя, а потом осознать, что же на самом деле важно в жизни.

Кейдж органично вписался в роль, которую ему предложили продюсеры студии А24. В последние годы карьера актера переживает настоящий ренессанс. «Мэнди», «Узники страны призраков», «Невыносимая тяжесть огромного таланта», «Свинья» — всех любопытных ролей актера не перечесть. В «Герое наших снов» Кейдж одинаково убедителен — как несмешной и нелепый профессор, как маньяк из чужих грез, как дорвавшийся до славы простак и как вызывающая сочувствие жертва обстоятельств. Автор довольно жестоко поступает с главным героем: сначала возвышает на ровном месте, а затем низвергает.

Фильм иронизирует над современным обществом, исследуя феномен моментальной и мало чем обоснованной славы. Если бы не сны, то Мэтьюс вполне мог бы прославиться вирусным роликом в соцсетях. Так происходит с людьми, которые не приложили никаких существенных усилий к своей популярности. И Боргли задает вопрос, готовы ли они принять свой успех и следующее за ним поражение.

У «Героя наших снов» жутковато-смешная визуальная концепция. Уже в первых сценах заданы правила абсурдной игры. Режиссер специально выбирает такие углы камеры, что складывается ощущение тревожного вуайеризма. Мэтьюс вторгается в сны и, пусть даже ничего не делает, все равно производит пугающее впечатление. Комичность, изображенная Кейджем, постепенно обретает кафкианские черты. Вот профессор больше не хозяин своей жизни; слава пришла и ушла, осталось разбитое корыто. Так ничего и не сделав, герой превращается в антигероя.

Можно ли судить человека за неконтролируемые действия в чужом сне? Юридически нет, но общество ставит на герое крест.

Сюрреалистическая комедия «Герой наших снов» оказывается одним из самых актуальных фильмов последних лет. Приговаривая современность, автор беспощаден. Достается всем: инноваторам, стремящимся коммерциализировать любую идею; креативщикам, которые не заботятся о методах, стремясь к результату; обывателям, которым не хватает приключений. В фильме каждый увидит свое отражение, точно не самое приятное. На такой эффект и рассчитывал норвежский провокатор.

Поделиться
Авторы
Теги