Приквел «Голодных игр» вышел онлайн: надо ли его смотреть
. Злодей в «Балладе о змеях и певчих птицах» хорош, экшен слаб«Баллада о змеях и певчих птицах» не смогла доработать экшен: мнение критика
На западных стримингах вышел фантастический экшен «Баллада о змеях и певчих птицах» — экранизация одноименного романа американской писательницы Сьюзен Коллинз, которая также является приквелом трилогии «Голодные игры». В книге Коллинз, в частности, фокусируется на главном злодее литературного цикла — тираническом лидере Кориолане Сноу, а также его тернистом пути к власти. В мировом прокате «Баллада о змеях и певчих птицах» показала не самые выдающиеся результаты для блокбастера — при бюджете в $100 млн картине удалось собрать $315 млн в мировом прокате. Критики новые «Голодные игры» также восприняли весьма сдержанно, зато фанаты франшизы остались довольны.
Кинокритик Оля Смолина рассказывает, как «Баллада о змеях и певчих птицах» рисует портрет идеального антагониста, за счет чего смотрится на фоне франшизы одновременно выигрышно и неуместно.
Действие разворачивается за 64 года до событий первой части франшизы. Главный герой — 18-летний выпускник Академии Капитолия Кориолан Сноу (Том Блайт) из аристократической семьи, разорившейся после многолетней войны с дистриктами.
Кориолан искренне надеется вернуть фамилии Сноу былой статус — для этого ему необходимо получить премию оружейного магната Плита, которая традиционно вручается самому талантливому студенту. Увы, в самый последний момент планы Академии меняются — руководитель учебного заведения Каска Хайботтом (Питер Динклэйдж) и распорядительница Голодных игр Волумния Галл (Виола Дэвис) решают отдать денежный приз тому, кто лучше других подготовит своего трибута к участию в смертельном соревновании.
Рейтинги Голодных игр начали стремительно падать, а сами дистрикты — все чаще бунтовать против правительства Панема. По убеждению властей, новые правила должны вернуть старый порядок. Трибутом Сноу становится юная певица Люси Грей Бейрд (Рэйчел Зеглер), жительница Дистрикта 12 — на первый взгляд, хрупкая и абсолютно лишняя на боевой арене женщина.
В 2012 году «Голодные игры» едва ли можно было назвать уникальным поп-культурным феноменом — экранизация одноименного романа Сьюзен Коллинз идеально вписывалась в интересы нового поколения зрителей, выросших на «Гарри Поттере», «Сумерках» и «Властелине колец». По большому счету, она была компромиссным вариантом блокбастера с детализированным лором и продуманной любовной линией.
На фоне других, не менее популярных адаптаций подростковых романов тех лет («Дивергент», «Гостья», «Бегущий в лабиринте»), «Голодные игры» выделялись за счет своей смелости, которая проявлялась как в сценах яркого графического насилия, так и в весьма неудобных вопросах к современной политике.
Главная героиня тетралогии — юная Китнисс Эвердин (Дженнифер Лоуренс) — стала идеальным отражением поколения эпохи четвертой волны феминизма: сильная и хрупкая, чувственная и жестокая, она существенно расширяла образ женщины на большом экране. Будучи и «девой в беде», и «рыцарем в сверкающих доспехах», Китнисс воспринималась полноценной, самостоятельной личностью, способной к духовному росту и саморегуляции. В свое время именно «Голодные игры» принесли Дженнифер Лоуренс всенародную любовь и освободили дорогу к первому и пока единственному в карьере «Оскару».
Адаптация Сьюзен Коллинз прекрасно уловила дух времени — оставаясь классическим студийным блокбастером, зрелищным и динамичным, «Голодные игры» рассказывали, как политическая пропаганда и абсолютная власть развращают умы людей, а возможность выбора освобождает. Несмотря на достаточно скомканный финал, франшиза хорошо состарилась, а с годами и вовсе как будто стала актуальнее.
К расширению вселенной «Голодных игр» продюсеров подтолкнула не только очередная волна популярности жанра фантастики, но и новая книга Коллинз, «Баллада о змеях и певчих птицах», посвященная главному антагонисту. Структурно сюжет романа во многом повторяет «Голодные игры»: Люси Грей Бэйрд мало чем отличается от Китнисс Эвердин, а Каска Хайботтом — от ее наставника Хеймитча Абернетти (Вуди Харрельсон). Знакомая история о людях, вынужденных убивать друг друга на потеху публике, подается под совершенно новым углом — теперь в фокусе оказываются жители привилегированного Капитолия и юный Кориолан Сноу, в частности.
«Баллада о змеях и певчих птицах» — экшен по всем параметрам нестандартный: за внушительный трехчасовой хронометраж режиссер фильма Фрэнсис Лоуренс, постановщик трех частей «Голодных игр», выдает по меньшей мере две динамические сцены, одна из которых приходится на состязание. При этом, сами Голодные игры в приквеле значительно уступают по вовлеченности и размаху всем предыдущим картинам. Не исключено, что таким образом Лоуренс пытался соблюсти некоторую историческую справедливость, однако его усилия лишают картину эффектности — что для блокбастера смерти подобно. Впрочем, главное достоинство — удивительно детализированный мир — новые «Голодные игры» все же оправдали.
«Баллада о змеях и певчих птицах» стилизована преимущественно под ретрофутуризм: декорации художника-постановщика Ули Ханиша («Облачный атлас») выглядят довольно скромными и даже серыми на фоне вычурных красот Капитолия из прошлых фильмов. В отдельных локациях — например, казарме для миротворцев в Дистрикте 12 — прослеживаются силуэты итальянской фашистской архитектуры — доминирующего стиля основной тетралогии.
Основная ставка приквела сделана на психологизм — юный Кориолан Сноу подобно Уолтеру Уайту из сериала «Во все тяжкие» раскрывается перед зрителями постепенно, проходя непростой путь от благородного аристократа до хладнокровного садиста. В начале фильма Корио сложно отличить от той же Китнисс Эвердин — полный амбициозных идей и вдохновения Сноу жаждет переписать историю собственной семьи, а заодно и всего Панема.
Оказывается, Капитолий, как и Дистрикты, живет в вечном страхе перед тираническим правительством, роскошная и беззаботная жизнь столицы из прошлых частей — лишь грамотно выстроенная иллюзия благополучия, которого никогда не существовало. Став ментором Люси Грей Бэйрд, простой девушки из Дистрикта 12, Корио с удивлением понимает, насколько они похожи и, конечно же, влюбляется.
Преданность Сноу в результате и помогает Люси выйти из Голодных игр живой и невредимой — казалось бы, вот оно — счастливое завершение. Но режиссер Фрэнсис Лоуренс идет дальше сакраментального «happily ever after», чтобы показать истинную цену этого чувства. Оказавшись между двумя огнями — Капитолием и Дистриктами — Корио ожидаемо пытается угодить каждому, прибегая к крайним мерам.
Стремление быть хорошим для всех в итоге сыграет с ним злую шутку, которая оборачивается настоящей трагедией. Вместо того чтобы раскаяться в содеянном, Корио лишь теряет моральный компас, все дальше уходя от понимания собственных ценностей. В конце концов, окончательная потеря эмпатии, соприкосновения с внутренним «я» становится для него точкой невозврата и прекрасной почвой для взращивания человеконенавистнической идеологии властей Панема.
В этом плане «Баллада о змеях и певчих птицах» — удивительно проницательное кино, демонстрирующее внутренний надлом личности как длительную череду разочарований — в первую очередь, в самом себе — и последующее признание духовного бессилия. Самое большое зло растет в пустоте, которая оберегает от боли собственной неидеальности и признания фатальности допущенных ошибок. Масштаб и глубина личности Кориолана Сноу — вероятно, самое удачное решение фильма.
На фоне большинства коммерческих франшиз, которые едва ли заботятся о содержании главных героев, «Баллада о змеях и певчих птицах» выглядит по-настоящему новаторской картиной, а сам Сноу — злодеем уровня Таноса из «Войны бесконечности». Однако в рамках киновселенной приквел «Голодных игр» все же кажется «белой вороной», которая ни по тону, ни по динамике не совпадает с остальными частями тетралогии. Это делает его не самым впечатляющим и даже утомительным фильмом для просмотра в кинотеатре.