В прокат вышел «Вонка»: обзор фильма и самой странной роли Тимоти Шаламе
. Приквел «Чарли и шоколадной фабрики» как история об успешном эмигрантеВ прокат вышел фильм «Вонка» с Тимоти Шаламе: мнение критика
В международный прокат вышел «Вонка» — приквел фильма «Чарли и шоколадная фабрика» от британского режиссера Пола Кинга. В новой адаптации Роальда Даля американский актер Тимоти Шаламе играет молодую версию начинающего кондитера и большого энтузиаста, одержимого созданием нового рецепта шоколада. В отличие от легендарной картины Тима Бёртона «Вонка» не пытается воспитывать детей — это кино о жадных корпорациях, поглощающих маленькие человеческие жизни. К тому же в формате классического мюзикла по канонам бродвейского шоу.
Кинокритик Оля Смолина рассказывает, как режиссер «Паддингтонов» создал новую историю успешного эмигранта.
Полный энтузиазма Вилли Вонка (Тимоти Шаламе) прибывает в неизвестный город, подозрительно напоминающий Лондон, чтобы построить карьеру мечты. С раннего детства Вонка мечтал о собственном производстве сладостей, в частности шоколада. Увы, большой и шумный город встречает Вонку неприветливо: в первый же вечер главный герой попадает в рабство к двум мошенникам — Абакусу Кранчу и миссис Шрубит (Джим Картер и Оливия Колман), его бизнес зарубает коррумпированная полиция (Киган-Майкл Кей), а жадные участники шоколадного картеля (Патерсон Д. Джозеф, Мэтт Лукас, Мэттью Бэйнтон) делают все возможное, чтобы стереть самого Вонку с лица земли. К счастью, помимо врагов, у юного героя появляются еще и друзья — девочка-сирота Нудл (Кала Лэйн) и другие обманутые Абакусом Кранчем и миссис Шрубит путники.
С первого кадра «Вонка» заявляет о себе как о мюзикле — большом, даже грандиозном фильме с подчеркнуто праздничным настроением. В преддверии Рождества и Нового года картина от нового сказочника современности Пола Кинга, автора уютной дилогии «Приключения Паддингтона», выглядит идеальным маркетинговым решением — атмосфера волшебства и горы шоколада зрителям гарантированы. Внушительный актерский состав в лице оскароносной Оливии Колман, народного фаворита Хью Гранта, легендарного комика Роуэна Аткинсона и нового секс-символа Тимоти Шаламе — еще одна важная составляющая формулы успеха, которую «Вонка» прямо сейчас подтверждает в мировом прокате. Только за первые выходные показа мюзиклу удалось отбить большую часть своего бюджета ($150 млн из необходимых для этого $250 млн). Праздничные дни декабря еще впереди, а достойных соперников у «Вонки» не намечается.
Назвать детище Кинга прямым переложением оригинального текста Роальда Даля язык не поворачивается, в гораздо большей степени «Вонка» походит на умело адаптированную к современности версию фильма 1971 года — по крайней мере, главные саундтреки мюзикла Pure Imagination и Oompa Loompa, записанные Нилом Хэнноном из The Divine Comedy, взяты именно оттуда.
Образ Вилли Вонки едва ли отвечает стандартам, заложенным Джином Уайлдером и Джонни Деппом. В «Чарли и шоколадной фабрике» Вонка был персонажем темным, крайне коварным и в целом не внушающим доверия, буквальным олицетворением соблазна в человеческой форме. Шоколадная фабрика проверяла детские нервы на прочность, искушая обещанием сладостного грехопадения. В новой картине Кинга кондитера превратили в того же плюшевого медведя — слишком наивного для сурового взрослого мира и бесконечно далекого от своего первоисточника.
«Вонка» во многом следуют сюжетным тропам «Паддингтона», меняя интонации праздничного мюзикла на трогательную историю о сироте — обладателе грандиозного таланта. Приготовление шоколада в фильме, как и его последующая дегустация — самое настоящее сакральное волшебство, в процессе творения которого не только дети, но и взрослые теряют остатки рассудка (и гравитации). Одними метафорами блаженства Кинг, к слову, не ограничивается: в его декоративной вселенной шоколад — альтернатива безопасному наркотику, ради обладания которым ведутся кровопролитные войны и совершаются по-настоящему злые дела. Полиция отворачивается от правосудия, а священники теряют веру в Бога.
Впрочем, шоколад ни в чем не виноват, самое главное зло фильма сосредоточено в руках небезызвестного сладкого картеля, в образе которого легко угадать пародию на алчные американские корпорации. Ирония лишь в том, что созданный под началом Warner Bros. «Вонка» — также продукт корпорации, которая вот уже много лет без лишней жалости и сострадания подавляет творческие начала более молодых компаний-новичков. Выйди «Вонка» под крылом независимой Annapurna или, на худой конец, фестивального любимца А24, разговор о жадных карманах преуспевающих бизнесменов казался бы далеко не таким лицемерным.
Если же не вникать в глубинные смыслы происходящего на экране, от «Вонки», как и от другого ладно сделанного и откровенно дорогого фильма, можно получить неразбавленное удовольствие.
До уровня бродвейского мюзикла приквел «Чарли и шоколадной фабрики» явно не дотягивает — нет здесь ни изобретательной хореографии, ни действительно впечатляющего актерского вокала. Выбор Тимоти Шаламе на роль главного героя большую часть времени не оправдывает ожиданий — актер с амплуа пылкого влюбленного слабо вписывается в фактуру чудаковатого шоколадного чародея.
Парадоксально, но основное очарование фильма создается за счет персонажей не первого, а второго плана: загребущей миссис Шрудит, булькающего Ларри Чаклсворта, молчаливой Лотти Белл или напыщенного зеленоволосого карлика Умпа-Лумпа.
Оливия Колман, Рич Фулчер, Ракхи Такрар и даже Хью Грант, несмотря на все сардонические комментарии последнего о том, как он ненавидит свою роль, определенно получали удовольствие от процесса. Отдельного упоминания также заслуживает работа художника-постановщика Нэйтана Краули, шестикратного номинанта на премию «Оскар» за ленты «Престиж», «Темный рыцарь», «Человек на Луне», усилиями которого был сконструирован дивный мир «Вонки» — удивительно знакомый и в то же время отличающийся от себе подобных.
Несмотря на банальную сюжетную структуру, опциональность темы мюзикла и декоративность персонажа Вонки, новая картина Пола Кинга основную функцию выполняет без нареканий, оставаясь воодушевляющим эскапическим приключением для зрителей любого возраста.
В пантеоне новой рождественский классики «Вонке» места нет и, вероятно, не будет — с годами фантазия о наивном шоколатье с наибольшей вероятностью окончательно сотрется из коллективной памяти, оставив после себя лишь пересуды о самой странной роли Тимоти Шаламе.