Эти 5 фильмов СССР запретили к показу на долгие годы. Вот о чем они были
. В них снялись Высоцкий, Мордюкова и другие популярные актеры
Кино всегда оставалось под пристальным контролем со стороны советской власти. Любое отклонение от утвержденной линии могло стоить режиссеру профессии, а фильм мог на много лет отправиться на полку.
РБК Life собрал пять советских картин, которые были запрещены к показу на многие годы.
«Проверка на дорогах» (1971)
Режиссер: Алексей Герман
В ролях: Ролан Быков, Анатолий Солоницын, Владимир Заманский, Олег Борисов
Кадр из фильма «Проверка на дорогах»
Действие картины разворачивается зимой 1942 года: в тылу врага действует партизанский отряд, голодный и измотанный. Единственный шанс добыть провизию — налет на фашистский эшелон. Ведет операцию бывший полицай, Лазарев, стремящийся искупить вину. Однако главный герой, предатель, не вписывался в привычный канон героического советского воина. Фильм обвинили в искажении подвига народа.
Сюжет картины основывался на повести отца режиссера, Юрия Германа. Фильм был снят на киностудии «Ленфильм» в 1971 году и под первоначальным названием «Операция «С Новым годом!», но не был допущен в прокат. Только спустя 15 лет, в 1986 году, в разгар перестройки, картину выпустили на экраны под новым названием. Публика и критики мгновенно признали фильм одной из самых честных и глубоких лент о войне в советском кино.
«Одинокий голос человека» (1978)
Режиссер: Александр Сокуров
В ролях: Андрей Градов, Татьяна Горячева, Владимир Дегтярев
Кадр из фильма «Одинокий голос человека»
Фильм был поставлен Александром Сокуровым на учебной студии ВГИКа, но сразу вызвал резкую негативную реакцию со стороны руководства института. Картину обвинили в идеологической неясности и упадническом настроении. Работа едва не была уничтожена, но ее спас оператор Сергей Юриздицкий, который сохранил рабочую копию картины.
Лента основана на повести Андрея Платонова «Река Потудань». Сокуров и сценарист Юрий Арабов стремились не столько экранизировать сюжет, сколько передать платоновскую интонацию: фрагментарную, с внутренним напряжением. В центре сюжета красноармеец Никита Фирсов, который после Гражданской войны возвращается в провинциальный город и влюбляется в студентку-медика Любу. Он стремится заботиться о ней, но оба героя настолько морально опустошены, что любовь превращается для них не в утешение, а в испытание.
Фильм пролежал на полке почти десять лет и был выпущен только в 1987 году, уже в годы перестройки. Тогда же Сокуров получил признание как один из главных представителей нового авторского кино.
«Интервенция» (1968)
Режиссер: Геннадий Полока
В ролях: Владимир Высоцкий, Юлия Бурыгина, Юрий Толубеев, Ефим Копелян
Кадр из фильма «Интервенция»
Фильм был снят по одноименной пьесе Льва Славина и задумывался как масштабный проект к 50-летию Октябрьской революции. Однако съемки затянулись, и в 1968 году, когда работа была завершена, лента вызвала серьезные вопросы у цензоров.
Причиной стал нестандартный художественный подход: Геннадий Полока оформил картину в духе советского авангарда — с театрализованными костюмами, абсурдистскими диалогами и гротескными персонажами. Такое вольное обращение с историческим материалом, особенно в контексте Гражданской войны, партийное руководство не оценило.
Главную роль в картине сыграл Владимир Высоцкий — в то время он еще не был известен широкому зрителю. Его манера игры и специально написанные песни посчитали слишком резкими. После запрета съемочная группа направила письмо самому Леониду Брежневу с просьбой пересмотреть решение, но ответа не последовало. Премьера состоялась только в 1987 году — спустя почти два десятилетия. Сам Высоцкий до премьеры фильма не дожил.
«Комиссар» (1967)
Режиссер: Александр Аскольдов
В ролях: Нонна Мордюкова, Ролан Быков, Раиса Недашковская, Людмила Волынская, Василий Шукшин
Кадр из фильма «Комиссар»
Фильм снят по рассказу Василия Гроссмана «В городе Бердичеве» и стал первым и единственным полнометражным проектом Александра Аскольдова. Уже на этапе обсуждения в Госкино в декабре 1967 года лента вызвала резкое неприятие. В год 50-летия Октябрьской революции автор представил не героическую эпопею, а историю комиссара Вавиловой, которая, будучи беременной, оказывается в еврейской семье и впервые задумывается о человеческом, а не идеологическом выборе.
Режиссера немедленно уволили с киностудии с формулировкой «профессионально непригоден», исключили из партии и фактически лишили права на профессию. Госкино вынесло однозначный вердикт: фильм демонстрирует «нигилистическое восприятие революции», «противопоставляет личное счастье революционному долгу» и, что особенно возмутительно, показывает женщину-комиссара, сомневающуюся в идеалах. Все материалы картины по приказу были переданы в Госфильмофонд, а сам фильм оказался под официальным запретом на два десятилетия.
Фильм был выпущен в 1987 году и сразу был признан критиками и зрителями. В 1988 году Аскольдов получил за этот фильм специальный приз жюри Берлинского кинофестиваля — «Серебряного медведя». А в 1989 году фильм был номинирован на премию «Ника» в категориях «Лучший фильм» и «Лучший режиссер».
«Агония» (1981)
Режиссер: Элем Климов
В ролях: Алексей Петренко, Анатолий Ромашин, Велта Лине, Алиса Фрейндлих, Александр Романцов, Юрий Катин-Ярцев, Леонид Броневой
Кадр из фильма «Агония»
Фильм был снят в 1974–1975 годах, однако почти сразу оказался под подозрением цензуры. Действие картины разворачивается в 1916 году: последние месяцы Российской империи, гибель династии Романовых и фигура Григория Распутина. Фильм разрешили снимать в расчете на разоблачение царизма. Однако результат оказался совсем не таким, как ожидало руководство.
Климов использовал документальные хроники и отказался от лубочного изображения предреволюционной России. Его Николай II — трагическая фигура, образ Распутина тоже получился неоднозначным, а придворные показаны как вырождающийся класс, оторванный от реальности. В этой картине режиссер изучает катастрофу, с которой столкнулась страна накануне революции.
Фильм пролежал на полке десять лет. Только в 1985 году, после начала перестройки, «Агония» попала в советский прокат, хотя еще в 1982 году демонстрировалась на Венецианском фестивале и даже предлагалась к продаже за границу.