О чем говорил Юрий Арабов: сценарист и соавтор Сокурова умер в 69 лет
. По его сценариям сняты «Молох», «Юрьев день», «Орда» и другие фильмыУмер Юрий Арабов: вспоминаем его высказывания о кино, искусстве и жизни
27 декабря 2023 года ушел из жизни сценарист, прозаик, мыслитель и преподаватель сценарного мастерства Юрий Арабов. Ему было 69 лет. За свою карьеру, начавшуюся в 1978 году, Арабов принял участие в создании трех десятков фильмов и телепроектов, писал киноведческие работы и художественную прозу (в их числе романы «Чудо» и «Орлеан»), издал несколько сборников стихов.
Каннский лауреат 1999 года (за «Молоха»), заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат премий «Ника», «Золотой орел» и «Триумф» Арабов больше 30 лет преподавал в сценарной мастерской во ВГИКе. В разное время его студентами были Нана Гринштейн («Питер FM»), Дмитрий Соболев («Остров»), Денис Родимин («Бумер»), Маргарита Потапова («Шапито-шоу») и другие.
По сценарию Арабова сняты 12 картин Александра Сокурова (в их числе «Молох», «Солнце», «Телец» и «Фауст»), фильмы Александра Прошкина («Орда» и «Чудо»), Андрея Хржановского («Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», «Нос, или Заговор «не таких»), Кирилла Серебренникова («Юрьев день»). Арабов работал и над своим режиссерским дебютом «Гирокастра» о судьбе русских женщин в Албании, арестованных и убитых во время диктатуры Ходжи, но, удалось ли ему завершить проект, неизвестно.
РБК Life предлагает вспомнить, о чем говорил Юрий Арабов в разных интервью.
В материале собраны цитаты из журналов «Искусство кино» (декабрь 2013), «Искусство кино» (декабрь 2016), «Искусство кино» (декабрь 2000), телеграм-канала «Кино с Ларисой Малюковой», газеты «Культура» (сентябрь, 2021), журнала Eclectic.
О ремесле
- «Науки под названием «кинодраматургия» не существует. Наука математика существует, а наука кинодраматургия — нет. Потому что драматургия — не наука, а творчество».
- «Первый десяток сценариев нужно писать, как мне представляется, без всяких алгоритмов, копаясь в себе и находя в жизни проблемы — те, что тебя тревожат. Потом можно и с алгоритмами знакомиться. К сожалению, у нас происходит обратное. Сначала проходят платный курс у какого-нибудь приезжего американца, обещавшего за десять дней обучить сценарному делу, потом еще пара — и выходят с распухшей головой, потому что американцев много и у всех разная терминология: у Макки одна, у Пола Брауна другая, у кого-то еще третья, а этим летом какой-то профессор заявил, что он отрицает трехчастное построение сюжета и фабулы».
- «Без веры, без мистического чувства невозможно создание полнокровного художественного произведения».
- «Чтобы сделать одну хорошую картину, нужно снять десять плохих».
- «Единственное условие существования художника — фантазия. Каким образом ее раскрепощать — самый главный вопрос».
- «Что касается творческого «партизанства», то, как мне кажется, это достаточно поверхностная, но и опасная мимикрия для художника в миру. Опасная тем, что внутри человека действительно может осуществиться ряд подмен, а он их и не заметит».
О судьбе кино
- «В 90-е годы в нашей стране произошла драматическая ситуация — людей отучили ходить в кино. Большинство из них осело у компьютеров. И сейчас, в принципе, наиболее цивилизованный прокат — пиратский на RuTracker. Только там вы сможете увидеть киноклассику в любом виде и качестве — от плохого до хорошего».
- «Послевоенное кино закуклилось в малокартинье, когда снимали несколько кинематографических семейств. Хрущев открыл двери военному поколению, которое завоевало мировые фестивали. При Брежневе все стало безразлично, но Тарковскому дали деньги на «Зеркало». При Горбачеве снова началась «движуха»: например, «Покаяние» Абуладзе стояло на всех полках видеомагазинов Запада. Сейчас — тромбы, которые перекрывают ход прежде всего молодым».
- «Наши мелкобюджетные — в сравнении с Америкой — блокбастеры проигрывают во всех смыслах даже англо-американской ТВ-продукции. Мы же не анализируем опыт таких сериалов, как «Шерлок», «Винил», «Молодой Папа» или «Во все тяжкие», где явился абсолютно новый герой. Герой, в котором перепутаны отрицательные и положительные черты, когда протагонист становится одновременно и антагонистом. Эксперименты, которые до этого делались в литературе, сейчас делаются на канале НВО».
- «Управление кино стало более или менее легким и предсказуемым. За результат отвечает один конкретный человек — посредник, названный продюсером. Его можно приблизить, а можно и описать его имущество за долги… Он на крючке. Все остальные становятся «пролетариями умственного труда», батраками у продюсера, который и сам не знает, что с ним будет через несколько часов — то ли «Ника», то ли пика в бок...»
- «У нас построена система, когда деньги сами себя цензурируют. И продюсер цензурирует то, что ты делаешь, — блистательная модель для контроля над кинопроизводством!»
- «Телевидение у нас существует как придаток государства, как абсолютно зарегламентированное предприятие, которое выпускает картины для домашних хозяек предпенсионного возраста. Канал «Россия» работает на аудиторию без высшего образования, которая любит фильмы о тяжелых женских судьбах, но где все непременно кончается хорошо. Канал НТВ пропагандирует спецслужбы, где тоже все кончается хорошо. На одного подлеца из спецслужб приходится девять благородных, и они выводят его на чистую воду».
- «Произошло вторжение масскульта в культурное пространство. Масскульту свойственно насилие, парад насилия аттракционов, связанных с кровью, с убийствами, со всем тем, что имеет жанровую основу детектива, триллера. Посмотрите, просто для структуры мирового кинопроцесса таких больше всего фильмов выпускается».
О выборе и идеологии
- «В России надо жить долго, чтобы хоть что-нибудь понять о самом себе».
- «Патриотизм воспитывается средним и высшим образованием, знанием гуманитарных дисциплин, общей истории. Литературой и искусством. Ничего больше не нужно гражданину. Потому что, зная все это, человек автоматически становится ценителем того, что сделано его предшественниками».
- «Меня очень радует то, что от меня никто ничего не потребует подписать, — я бы не стал, поскольку знаю, как легко на человека навесить всех дохлых собак».
- «Считается завиральной идея о том, что человек должен жить не только для себя… Живите для себя, и этим вы решите все проблемы… Нет, не решите. Мы отказались от ответственности за других, но почему-то жить легче не становится».
- «Я категорический противник идеологии для отдельного человека. Это всего лишь аквариум на голове, который примитивным образом форматирует пространство».
- «Ум и любовь тесно связаны. Когда есть любовь к окружающему миру, проявляется и ум. То есть, выходя за рамки себя, мы становимся умными. Глупость же есть любовь лишь к самому себе. Она тождественна эгоизму, когда, кроме себя, ничего другого не видишь».
- «После тридцати мало кто может противостоять разрушающему социуму. Люди устают, нужно остепеняться, тем более что общество потребления рождает эффект тараканьих бегов, стремление опередить друг друга, рейтинговый эффект».
- «Я считаю, что нужно оставаться в рамках нравственности — хотя часть слов, вроде «духовность» и «нравственность», сегодня лучше не употреблять, потому что заподозрят, что ты или сошел с ума или тюльку гонишь».
Об искусстве
- «Русское искусство вообще задает вопросы, на которые ответа нет».
- «Еще несколько лет тому назад считалось, что если каждый на мобильный телефон снимет фильм, то будет расцвет кинопроизводства. На мобильный телефон снимают все. Оно, снятое, собирает свои лайки в Сети — на что они оказывают влияние? Фильмы становятся лучше?»
- «Искусство — один из инструментов артикуляции связей. Есть и другой инструмент — научное познание. Другое дело, что сегодняшнее искусство часто описывает само себя, то есть уже сделанное… Мы описываем свое отражение в фантастическом зеркале и бесконечно любуемся им».
- «Мы живем в эпоху торжества конформизма. И, по сути, утверждение относительности всех истин в социальном плане есть свидетельство сугубо конформистской идеологии».
- «Искусство интересно тем, что в нем всегда находится исключение. Оно как жизнь. Вроде бы уже немало прожил и знаешь жизнь, но все равно с каждым прожитым днем твой опыт становится богаче, и в конце концов можно умереть с чувством, что ты в жизни ничего не понял. И это самое интересное».