5 фактов о картине «Над городом». Кем была прекрасная муза Марка Шагала
. В кого был влюблен художник и почему он конфликтовал с Малевичем
Картина «Над городом», 1918 год
Романтичное полотно «Над городом» (1918) удивляет соединением возвышенного и низменного. Рассказываем, кого изобразил Марк Шагал и как его судьба связана с великими творцами. Гений живописи конфликтовал с Малевичем, дружил и ссорился с Пикассо и говорил о неприязни к Маяковскому.
Образованная муза и советник
Прототипом многих женских образов на полонах Шагала стала его жена Белла. Она же изображена на картине «Над городом», мужская фигура — сам художник. Пара влюбленных парит над родным для Шагала Витебском.
Влюбленные практически сливаются в одно тело, Белла будто бы оберегает город, заметила артгид Наталья Панкратова в лекции в рамках молодежного лектория «Арена» (опубликована на Rutube-канале Российской государственной библиотеки для молодежи).
Картина «Над городом», 1918 год
Работа кажется абстрактной, однако все здания на полотне представлены географически точно. При этом на полотне, как у «малых голландцев», возвышенное сопряжено с низменным — в левом нижнем углу Шагал нарисовал человека, справляющего нужду, уточняет Наталья Панкратова.
Название «малые голландцы» отражает камерный характер картин, не умаляя уровня мастеров. К «малым голландцам» относят голландских художников XVII века, создававших преимущественно небольшие по размеру произведения, уточняется в Большой российской энциклопедии. Они писали пейзажи и натюрморты, работали в анималистическом жанре, также на их полотнах изображался быт.
Художник познакомился с будущей женой благодаря своей натурщице Тее Брахман — это ее образ воплощен на картине Шагала «Сидящая обнаженная рыжая женщина». Брахман была подругой Беллы Розенфельд, девушки из обеспеченной еврейской семьи, торговавшей ювелирными изделиями.
Марк Шагал и Белла Шагал (Розенфельд), Париж, 1926 год
Пара познакомилась в 1909 году, но сочеталась узами брака лишь в 1915-м, через год у них родилась дочь Ида. За прошедшие годы с момента знакомства Белла Розенфельд поступила на Московские высшие женские курсы, изучала литературу, философию и историю, дипломную работу она написала по творчеству Достоевского. Еще одно увлечение — актерское мастерство: возлюбленная художника посещала студию Станиславского. Белла Розенфельд была не чужда и миру живописи: она интересовалась новинками мира искусства, была знакома с творчеством Казимира Малевича, Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова, работами импрессионистов и постимпрессионистов. Так что муж не случайно советовался с ней по поводу живописи, уточняет Панкратова.
Шагал же несколько лет провел в Париже (выехал в 1911-м при помощи депутата Госдумы Максима Винавера), а в Россию приехал в 1914 году на свадьбу сестры. Вернуться в Париж он не успевает из-за начавшейся Первой мировой войны и революции. К слову, родственники Беллы Розенфельд считали, что Шагал, будучи выходцем из не столь богатой еврейской семьи, ей не пара.
Мертворожденный художник
Как утверждает Панкратова, Шагал мифологизировал свою биографию, не всегда можно установить, что сказанное им о себе правда. Одна из таких впечатляющих историй — о его рождении. Шагал уверял, что появился на свет мертворожденным. Пытаясь привести в чувство, младенца даже окунали в воду. Нельзя проверить, факт ли это или мифологизация образа художника, в которой подчеркивается пограничное состояние между жизнью и смертью.
Великие современники: Петров-Водкин, Есенин
С 14 лет Шагал учился у витебского художника Юделя Пэна, рассказывают на портале «Культура.РФ». Позже ему удалось перебраться в Санкт-Петербург, что было не так просто из-за ограничений, действовавших тогда в отношении евреев.
В Петербурге он сначала обучался в возглавляемой Николаем Рерихом рисовальной школе Общества поощрения художников, а потом, разочаровавшись в том, как там преподавали, перешел в частную художественную школу Елизаветы Званцевой, где блистал Лев Бакст, добавляет Панкратова. Бакст уехал в Париж, и в школу пришел еще один гений живописи — Кузьма Петров-Водкин, но с ним юный художник общий язык не нашел.
Среди великих современников Шагала — поэты Маяковский и Есенин. О них художник писал так:
«На собрании поэтов громче всех кричал Маяковский.
Друзьями мы не были, хотя Маяковский и преподнес мне одну свою книгу с такой дарственной надписью:
«Чтобы так шагал, как Марк Шагал».
Он чувствовал, что мне претят его вопли и плевки в лицо публике.
Зачем поэзии столько шуму?
Мне больше нравился Есенин, с его неотразимой белозубой улыбкой. Он тоже кричал, опьяненный не вином, а божественным наитием».
Конфликт с Малевичем
Путь Шагала пересекся с еще одним великим современником, суперзвездой среди художников — Казимиром Малевичем. И их встреча обернулась громким конфликтом, при этом вражда двух гениев оказалась едва ли не заочной, пишет «Артхив».
В 1917-м Шагал стал уполномоченным комиссаром по делам искусств Витебской губернии, а еще через пару лет открыл Витебское художественное училище, которое тогда считал делом жизни. Малевич переезжает в Витебск в ноябре 1919 года.
Казимир Малевич, Ленинград, 1924 год
Времена были тяжелыми, в стране еще шла Гражданская война. В Витебск Малевич перебирается из «харчевых соображений». Связанные с просвещением проекты хорошо финансировались, а жизнь в провинции ему казалась сытней. К тому же Малевич надеялся издать в Витебске работу «О новых системах в искусстве» — в Москве воплотить такую задумку у него не получилось.
В Витебске Малевич довольно быстро переманил к себе всех учеников Шагала, а еще поселился на жилплощади, на которую претендовал его коллега (об этом Малевич, вероятно, не знал). Фактически Шагалу ничего не оставалось делать в городе.
Как уточняют в «Артхиве», Малевич не желал зла Шагалу, их конфликт словно игра судьбы. К тому же Шагала недолюбливали местные и за связь с властью (художник ходил по городу с охраной), и за его произведения — его творчество не понимали и высмеивали. Кроме того, на него смотрели как на выскочку — горожане все еще помнили отца художника: пропахший селедкой мужчина служил приказчиком в продуктовой лавке.
В 1920-м Малевич и Шагал, вероятно, на одном поезде уезжали из Витебска: первый отправлялся в Москву на выставку, а второй навсегда покидал город. Впоследствии Шагал переедет в Германию, затем получит французское гражданство, из-за прихода к власти нацистов и Второй мировой войны будет вынужден уехать в США. В Европу мастер вернется уже после смерти своей музы — Белла Шагал скоропостижно скончалась в 1944 году. После ее смерти девять месяцев скорбящий художник не рисовал. Спустя время он еще дважды женится.
Шпионаж за Пикассо
Шагал подружился с Пабло Пикассо в 1920-х в Париже. В 1940-х знакомство продолжилось — легенды мира искусства жили неподалеку на Лазурном берегу и оба занимались гончарным ремеслом. Творческий процесс сопровождали как ревность, так и юмор.
Пабло Пикассо, Канны, 1955 год
«Когда «мы работали» в мастерской, мимо дверей все время шныряла какая-то девчушка, может, это и в самом деле была Палома (так звали младшую дочь Пикассо. — РБК Life), во всяком случае, отец тоже посылал меня с заданиями: «Посмотри, что он там делает?» или «Какая у него глина?». Мы с девчушкой были шпионами на службе у двух величайших художников нашего века; две таких сильных личности не могли не сталкиваться, и в этих столкновениях высекались прекрасные искры», — вспоминал сын Шагала Дэвид Макнил, рожденный Вирджинией Хаггард-Макнил (цитата по «Артхив»).
Очевидно, что Пикассо высоко оценивал мастерство коллеги. Он заявлял, что после смерти Анри Матисса Шагал будет единственным художником, понимающим, «что такое цвет».
Дружбе двух мэтров пришел конец в 1964-м. Во время ужина, выпив вина, они поссорились, после того как Пикассо пошутил по поводу возвращения Шагала в Россию, заявив, что для него это вопрос бизнеса.
Шагал посетил СССР в 1973 году — в Третьяковской галерее прошла его выставка, после которой художник подарил несколько работ Третьяковке и Пушкинскому музею. Шагал умер в возрасте 97 лет в 1985 году в Сен-Поль-де-Вансе, его похоронили в Провансе.