5 поразительных фактов о шедевре Густава Климта «Поцелуй»

. Почему художника обвиняли в порнографии и кто был его музой
Обновлено 24 февраля 2025, 08:49
Картина Густава Климта «Поцелуй», 1907-1908 год
Фото: Public Domain / Wikipedia

Картина Густава Климта «Поцелуй», 1907-1908 год

Издание TimeOut поместило «Поцелуй» (1907–1908) Густава Климта на четвертую строчку в рейтинге самых известных картин во всем мире. Впереди только «Джоконда» Леонардо да Винчи, «Девушка с жемчужной сережкой» Яна Вермеера и «Звездная ночь» Винсента ван Гога.

Громкий скандал, невыносимая скорбь, таинственные отношения с музой и мрачные интерпретации сюжета — рассказываем о фактах, проливающих свет на произведение искусства, которое более ста лет завораживает своей красотой.

Обвинения в порнографии

Климт создавал свои полотна в период интенсивной модернизации Вены. Его современник и соотечественник — «отец психоанализа» Зигмунд Фрейд, напоминает Artnet. Художник был одним из создателей Венского сецессиона, участники которого пытались преодолеть разрыв между представлением о священном и профанном, отказались от формальностей академического стиля и обратились к таким темам, как желание, сексуальность и психология.

Климт был убежден, что искусство эротично, и подобные воззрения порой доводили его до беды. Незадолго до создания «Поцелуя» он выполнил на заказ три работы для Венского университета: в качестве метафоры философии, медицины и юриспруденции мастер решил изобразить обнаженных женщин. Картины спровоцировали мощный скандал: произведения признали порнографией. Причина — общество было возмущено тем, что эксцентричный художник изобразил на полотнах лобковые волосы.

Напуганный Климт обратился к богатому меценату, чтобы тот помог вернуть полотна. До наших дней произведения не сохранились. В годы Второй мировой войны они были уничтожены нацистами.

Случившееся заставило Климта усомниться в себе. «Либо я уже стар, либо сильно нервничаю, а может, и слушком глуп — что-то должно быть не так», — цитирует Artnet записи художника. По одной из версий, сдержанность «Поцелуя» объясняется переживаниями Климта из-за скандала вокруг картин для Венского университета.

Золотой квадрат

«Поцелуй» появился на пике «золотого периода» в творчестве Климта — в это время художник использовал сусальное золото при работе над картинами. На репродукциях форма знаменитого произведения часто изменена: ее обрезают до прямоугольника, убирая райское пространство, в котором Климт запечатлел пару, уточняет Artnet. В оригинале это квадрат со стороной 72 дюйма (примерно 182 см).

На использование золотых тонов и плоскую перспективу мастера вдохновили византийские фрески, которыми он любовался во время поездки в Равенну (Италия) в 1903 году. Еще один источник вдохновения — японская гравюра. Повлияла на творчество Климта и семейная трагедия, после чего изменился его стиль.

В 1891 году умирают младший брат (Эрнст) и отец Климта — художник был подавлен скорбью; кроме того, отныне ответственность за семью была на нем. Вскоре после этой трагедии живописец отказался от классицизма, его картины становятся более личными, в них появляются символизм и орнаментализм, свойственный модерну, дополняет AnOther. В середине 1890-х он переживает творческий кризис и только по его завершении из-под кисти мастера выходят полотна, благодаря которым его узнали во всем мире, уточняет The Guardian.

Справка: Климт появился на свет 1862 году в Баумгартене и стал вторым из семи детей Анны и Эрнста Климт. Его мать мечтала стать оперной певицей, а отец работал гравером и тоже был художником — первые навыки рисования Климт приобрел благодаря ему. В 14 лет он получил полную стипендию и начал обучаться живописи в Венской школе искусств и ремесел. В то время он сфокусировался на архитектурной живописи и писал картины под влиянием классического подхода Ганса Макарта.

Поклонник женской красоты

Климт обожал кошек — животные гуляли по его мастерской. Но симпатия к этим хищным и в то же время милым созданиям не сравнится с его любовью к женщинам. Художник был настоящим бабником: ходили слухи, что он вступал в интимные отношения едва ли не с каждой позировавшей ему женщиной. Считается, что у Климта было 14 незаконнорожденных детей, но признал он только четверых.

Среди многочисленных романов выделялась связь Климта с Эмилией Флёге. До сих пор не ясно, были ли у них исключительно платонические отношения либо близких друзей связывало нечто большее.

Флёге — свояченица Климта: его младший брат Эрнст женился на старшей сестре девушки. В 1891 году Климт написал портрет Эмилии, тогда ей было 17 лет. В этом возрасте она уже проявила талант в пошиве одежды и начинала карьеру модельера. Климт и Флёге разделяли общие ценности: оба хотели, чтоб искусство было во всех сферах жизни — в моде и дизайне интерьеров.

Флёге — одна из самых важных фигур в переосмыслении женской одежды того времени. Она была среди тех, кто освободил женское тело от корсета. Модельер верила, что эта деталь туалета мешала женщине полноценно участвовать в общественной жизни. Вместе с сестрами Флёге открыла магазин и дом моды.

Она одевала представительниц высшего света, а ее революционные наряды появлялись на полотнах Климта, рассказывает арт-критик Рут Миллингтон. По ее словам, многие искусствоведы считают, что именно Флёге изображена на картине «Поцелуй», что и ставит под вопрос характер отношений между художником и его музой.

С 1897 по 1913 год Климт написал Флёге порядка 400 писем, в которых обращается к своей музе как к близкому другу, приглашает на спектакли и концерты. Но в этих записях нет и намека на более интимные отношения. На картине женщина подставляет для поцелуя щеку — Миллингтон считает, что этот жест может говорить о том, что Флёге все-таки хотела оставаться для Климта только другом и таким образом сохранить свою независимость.

Греческая мифология

На рубеже XIX–XX веков в моду вошла архаика, а на Климта могли повляить исследования археолога Генриха Шлимана, считает историк Эмми Уорлик.

По одной из версии, «Поцелуй» — интерпретация греческого мифа об Орфее и Эвридике. Юноша отправился за возлюбленной в царство мертвых. Восхищенный его музыкальным дарованием Аид сжалился и согласился отпустить Эвридику. Условие: Орфей не будет оборачиваться и смотреть на возлюбленную по пути из загробного мира. Влюбленный с обязательствами не справился. Если такое прочтение оправдано, то женщина на картине Климта не падает в объятья любимого, а «чахнет в изумительном небытии», пишет Artnet.

Мрачная интерпретация

Куратор Музея Леопольда в Вене Иван Ристич уверен: чем дольше смотришь на картину, тем она кажется мрачнее. Окончательно не ясно, изображена ли на полотне любовная сцена. Как отметили в The Guardian, в объятиях мужчины есть нечто властное, а женская фигура предстает едва ли не жалкой. Не разобрать, почему закрыты глаза — она находится без сознания или сомкнула веки в блаженстве? Отвечает ли она на объятья взаимностью или пытается вырваться из цепкой хватки?

Поделиться