Древнеегипетская «Книга мертвых» хранила пугающие тайны. Что в ней писали

. Свитки с ее текстом находили в могилах

Раскрыто предназначение заклинаний древнеегипетской «Книги мертвых»

Обновлено 09 февраля 2025, 07:06
Фрагмент «Книги мертвых Ани», составленной для фиванского писца Ани (приблизительно 1250 год до н. э., Британский музей, Лондон)
Фото: Mary Evans Picture Library / Global Look Press

Фрагмент «Книги мертвых Ани», составленной для фиванского писца Ани (приблизительно 1250 год до н. э., Британский музей, Лондон)

«Книга мертвых» — один из самых известных текстов Древнего Египта. Рассказываем, почему название не отражает суть этого произведения, чего больше всего страшились после смерти в Древнем Египте и как можно было справиться с опасностями загробного мира.

Сверхъестественная «туристическая страховка»

Древний текст нельзя назвать книгой в привычном для нас понимании, уточняет The New York Times. «Книга мертвых» — сборник изречений (всего их около 200), который никогда не кодифицировали, двух одинаковых экземпляров не существует, добавляют в World History Encyclopedia.

Дело в том, что каждый свиток создавался под конкретного человека — того, кто мог себе позволить приобрести подобный артефакт. Изречения были своеобразным руководством для умершего в загробном мире — Дуате. В World History Encyclopedia сравнили его с ответами на все тесты, которые приходится решать школьникам. Благодаря «Книге мертвых» такая «шпаргалка» всегда была бы у покойного «под рукой».

Пример: если кто-то болел, переживал о том, что может умереть, то он мог обратиться к эксперту по заклинаниям — писцу, который бы создал свиток с соответствующими заклинаниями для произнесения после смерти. При этом писцу следовало иметь представление о том, какую жизнь прожил заказчик, чтобы написать персонализированный текст с подходящими изречениями.

Не у всех хватало средств на покупку «Книги мертвых», так что изречения могли произнести на похоронах родственники покойного или приглашенный священнослужитель. Также семья почившего могла озвучить заклинания уже после погребения, если приходила к могиле усопшего, объяснила в переписке с Live Science Лара Вайс, куратор египетской и нубийской коллекции Государственного музея древностей в Лейдене (Нидерланды).

«Книгу мертвых» уподобляют и «дорожной карте», которая позволит выстроить маршрут в том мире, пишет Nation Geographic. В 2023-2024 годах в Музее Гетти впервые продемонстрировали свитки, собранные в XIX веке британским антикваром, скандальным баронетом и «чернокнижником» Томасом Филлипсом. Куратор выставки Сара Э. Коул назвала изречения из «Книги мертвых» сверхъестественной «туристической страховкой», которая и силы подарит, и дополнительную безопасность предоставит в путешествии по загробному миру.

Опасности загробного мира

Дуат считался частью вселенной, он существовал «параллельно миру земному», с которым был связан и мог даже пересекаться в священных точках.

Один из регионов Дуата представлял собой некий лабиринт пещер, гор и полыхающих озер. Как визуальная карта «Книга мертвых» помогала сориентироваться умершему на «местности», каждое изречение было заготовлено для преодоления конкретной ситуации. Без подсказок из «Книги мертвых» покойный мог даже лишиться головы (изречение 43) или — самое унизительное — оказаться перевернутым вверх ногами, что привело бы к изменениям в пищеварительной системе и ему бы пришлось есть продукты собственной жизнедеятельности (изречение 51, 52 и 53).

«Для египтян, отправляющихся в царство теней, хрупкий папирусный свиток был почти единственной, реально осязаемой надеждой пройти невредимыми через кошмарный, ужасающий, населенный чудовищами мир — мир змей, скорпионов, призраков, непреодолимых преград, озер пламени и магических кристаллов, мир, восходящий к бесконечно отдаленным временам первобытных обрядов и сумрачным туманным осколком сохранившийся на протяжении тысячелетий», — говорит искусствовед Михаил Чегодаев.

Египтолог Фой Скалф считает, что существа, населяющие Дуат, внушают ужас не потому, что хотят напугать кого-то — их основная цель не пропустить тех, кому там не место среди богов и вечного рая.

Столь опасный маршрут умершему предстояло преодолеть на пути к справедливому суду Осириса, по результатам которого и решалось, попадет ли покойный в рай. Сначала «подсудимому» предстояло поклясться в том, что он не грешил — пример такой «негативной исповеди» с длинным списком грехом приводится в 125 изречении. В том числе покойный клялся, что не совершал зла, не убивал, не развратничал, не притеснял бедных, не делал ничего, что было «мерзко богам» и не уносил их хлеба. Могли и схитрить — в «Книге мертвых» есть и такой совет. «Можно, в конце концов, положить себе скарабея на сердце, чтобы оно помалкивало о дурных делах хозяина, когда придет время отвечать за все», — поясняет Михаил Чегодаев. На скарабее были магические формулы, которые могли помочь умершему обойти божественный суд, дополняет историк Максим Лебедев.

Впрочем, надеяться только на изречения не стоило. После «исповеди» следовало еще одно испытание: на одну чашу весов помещали перо, символизировавшее Маат (мировой порядок, истина), а на другой — оказывалось сердце умершего. При их равновесии покойного допускали на Поля Хотеп (Поля Мира, еще один регион Дуата). Если же сердце оказывалось тяжелее истины, то такого грешника съедало чудовище Амаит (Амат), выглядевшее как смесь льва, крокодила и гиппопотама. И это уже была окончательная смерть и финал существования человека — именно это и страшило больше всего египтян в древности, объясняют в Высшей школе экономики.

Древнеегипетский рай

В среднем египтяне в древности жили около 35 лет. Больше они могли переживать именно из-за жизни, а не из-за гибели. «Книга мертвых» служит в качестве успокоения перед страхом смерти и представляет собой возможность управлять собственной судьбой, предполагает Фой Скалф.

Конечно, представления о загробной жизни в течение истории менялись. Вот один из дошедших до наших дней сценариев: рай представал воображению как поле камыша и напоминал идеализированную версию самого Древнего Египта. В поле трудились рабочие, они помогали каждому вступившему на эти райские земли заниматься сельхозработами, в том числе собирать зерно, которое бы обеспечивало питание богов. Как уточняет Фой Скалф, мертвые поклонялись богам и кормили их, а еще они кормили умерших предков и самих себя. Такой труд не рассматривался как рабство — это благочестивая работа.

Впрочем, избежать полевых работ можно было при помощи магических статуэток ушебти, которые клали в могилу. Считалось, что они заменят покойного в полях. В «Книге мертвых» есть соответствующее заклинание:

«О этот ушебти! Если Осирис N будет призван выполнять любую работу, какую выполняют там, в Херет-Нечер (загробном мире. — РБК Life), и будут тяготы ему там, как человеку, несущему свои обязанности, ты должен взять на себя все эти работы, которые делаются там: возделывать поля, обустраивать берега, перевозить через реку песок с запада на восток. «Я сделаю это. Я здесь!» — скажешь ты».

Запутанная история названия «Книги мертвых»

Как отметил Михаил Чегодаев, «Книга Мертвых» — это калька с арабского Kitab al-Mayyit («Книга мертвого человека»)». И так свитки называли не в Древнем Египте. Наименование использовали египтяне, нашедшие артефакты с мумиями. Они не знали, что говорится в тексте, так что термин не распространялся на его содержание. Настоящее название свитков можно перевести как «Изречения выхода в день». И в нем лучше отражается суть произведения — помочь умершему «победить смерть» и вечно существовать в «обновленном» прекрасном, нестареющем теле рядом с родными.

Сборник заупокойных формул, скорее всего, стал складываться еще до объединения Египта. Позже при фараонах V—VI династий (ок. 2355 г. до н. э.) его начертали в гробницах царей — это так называемые «Тексты Пирамид», касались они только правителей. К концу III тысячелетия погребальные формулы — «Тексты Саркофагов» — начали размещать и на стенках саркофагов подданных.

На саркофагах времен XII-й династии (приблизительно 1991 г. до н. э.) археологи нашли «Книгу Двух Путей», предназначавшуюся для того, чтобы сделать легче путь умершего к Полям Мира. В этом произведении впервые появляются иллюстрации к тексту, которые столь важны в «Книге мертвых». Некоторые хозяева свитков не умели читать иероглифы — понять содержание они могли бы по иллюстрациям, уточняет египтолог Джеральдин Пинч.

С завершением Среднего царства и изгнанием захватчиков-гиксосов заупокойные тексты на папирусе стали доступны едва ли не всем египтянам. С XVIII-й династии (приблизительно 1552 г. до н. э.) тексты о подземном мире были записаны в том виде, который в наши дни известен как «Книга мертвых».

Поделиться