Раскрыты удивительные подробности о танцах в Древнем Египте
. Ритуальные пляски были на похоронах. Существовали и суперзвезды профессииКак танцевали в Древнем Египте и какие ритуалы сопровождались танцовщицами
![Девушки в ожерельях. XVIII династия, около 1390 год до н.э. Место происхождения: Дра Абу эль-Нага, Западные Фивы](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/45/347381650080458.webp)
Девушки в ожерельях. XVIII династия, около 1390 год до н.э. Место происхождения: Дра Абу эль-Нага, Западные Фивы
Изначально в Древнем Египте танцы прославляли богов, так что в качестве танцоров выступали жрецы и исполнители ритуалов, рассказывают в National Geographic. Но со временем появилось и мирское измерение — например, развлечение гостей на пиршествах. Плясками провожали в загробный мир умерших, танцы же возвещали о радости жизни на Земле.
Объединения профессионалов, ритуальные бега фараонов и настоящие суперзвезды — рассказываем подробнее о специфике танцевальной культуры Древнего Египта.
Ритуальные танцы на похоронах
Фрагмент рельефа из частной гробницы в Саккаре, повторно использованный в Серапеуме. Сцена, вероятно, из похоронной процессии, изображает женщин, танцующих и бьющих в барабаны напротив рядов солдат, жрецов и сановников. Страна происхождения: Египет. Новое царство, XIX династия, приблизительно 1290 год до н.э.
Обычаи относительно танцев в ритуалах сложились приблизительно в 3100-х годах до н.э. — после того, как первые династии фараонов объединили Верхний и Нижний Египет. Это привело к становлению Древнего царства (2575–2150 годы до н.э.), периоду политической стабильности, процветанию искусства и архитектуры. Тогда же шло строительство пирамид в Гизе. В гробницах этой эпохи уже можно найти изображения профессиональных танцоров и танцовщиц, связанных с определенным храмом.
Пляски на похоронах предназначались для ка хозяев гробниц. Считалось, что они помогут умершему возродиться в загробном мире.
Ка — это своеобразный двойник, который соответствует метафизическому телу, в нем человек продолжает существовать после смерти. Как объяснял директор Центра египтологических исследований РАН Сергей Иванов, «ка можно грубо ассоциировать с характером и физическим обликом человека».
Профобъединения танцовщиц
Молодая танцовщица в сопровождении женщин-музыкантов. Фреска из гробницы Йесеркаресенеба. XVIII династия
Большинство профессиональных танцовщиц принадлежали к объединению Xnr. В их рядах существовала иерархия. Рядовые танцовщицы «все как одна в коротких париках, на стройных фигурах лишь короткие передники; из украшений — окладистые ожерелья, ручные и ножные браслеты», говорит кандидат искусствоведения Влада Мелющук. Руководительницы Xnr носили длинные облегающие платья с широкими бретелями, которые оставляли обнаженной грудь. Прически и украшения они меняли по случаю.
В Xnr была четкая специализация: одни участницы объединения могли только танцевать, иногда играя на музыкальных инструментах, а другие только пели. В другом объединении — SnD.t — такого четкого разделения не было: все участницы и танцевали, и пели.
Танцовщицы-суперзвезды
Остракон с изображением египетской танцовщицы, найденный в Дейр-эль-Медине. Новое царство Египта, XIX или XX династии (приблизительно 1200 год до н.э.). Египетский музей в Турине
Настоящие профессионалы в области танца и музыки были востребованны, некоторым удавалось добиться признания и на самом высоком уровне. Например, статус женского дуэта Хекену и Ити (Hekenu and Iti) в Древнем царстве оказался настолько высок, что их изобразили в гробнице принца Никауре.
Успеха добилась и танцовщица Нефересрес, возглавлявшая танцевальные ансамбли при царском дворе. Она отвечала за досуг фараона и сама танцевала для него. Вот как звучат ее титулы:
«Руководительница удовольствий сердца царя», «руководительница каждого прекрасного удовольствия царя», «удовольствие царя Нижнего Египта в месте его каждом», «любимица царя», «единственная любимица царя», «видящая совершенства владыки своего день каждый».
Боги, чьи имена связаны с танцами
Среди танцоров нередко запечатлевали людей с карликовостью, так как их связывали с богом Бесом. Его изображали небольшого роста и мускулистым. Он считался воином и защитником женщин во время родов. Кроме того, Бес и сам был танцором, а еще играл на бубне, рассказывают в Live Science. Танцоры почитались, а в их поиске мог принимать участие даже фараон.
Музыкальный инструмент систр в Музее культуры Древнего Египта в Барселоне
В ритуалах часто использовали инструмент систр с нанизанными на прутья металлическими дисками. Считалось, что издаваемый систром звук напоминает шелест тростника, через который шла богиня неба Хатхор. Якобы богам нравилась такая «мелодия». Хатхор отвечала за плодородие, а на похоронах к ней взывали, прося, чтобы она помогла умершему возродиться в загробной жизни.
Греки отождествляли Хатхор с богиней любви Афродитой, уточняют в энциклопедии Britannica.
Ожерелье менат из Малкаты
Связь Хатхор с танцами сохранилась на протяжении всего существования Древнего Египта. Например, в храмовом комплексе Дендеры (относится к эпохе Птолемеев — 332–30 годы до н.э.) есть надпись, где ее называют «госпожой систра и повелительницей бренчащих ожерелий». Возможно, речь идет об ожерельях менат, украшенных крупными бусинами. В ходе ритуального танца в храме они издавали звон на телах танцовщиц, их также можно было снять с шеи и взять в руки, чтобы отбить звук.
Изначально наиболее тесно с музыкой ассоциировали богиню Мерт, уточняют в World History Encyclopedia. По одной из вариаций мифа о сотворении мира, вместе с богом Солнца Ра и богом магии Хека она существовала на заре творения и помогала установить порядок в мире посредством музыки. Практически Мерт была автором, певицей и дирижером симфонии творения.
Нетанцующая знать
Фрагмент рельефа из частной гробницы в Саккаре, повторно использованный в Серапеуме. Новое царство, XIX династия, приблизительно 1290 год до н.э.
После Древнего царства наступил Первый переходный период, а за ним и Среднее царство (1975–1640 годы до н. э.) с очередным расцветом искусств. Поменялась структура ритуального танца: раньше он был ограничен святостью храмов и за ним наблюдали лишь жрецы, а теперь пляски стали открытой процессией. С началом Нового царства (1570–1069 годы н.э.) связано становление жанра любовной песни, которая могла создаваться в качестве сопровождения танца (опять же, берущего начало в ритуальных практиках).
Музыка и танец способствовали возвышению участников ритуала и общению с божеством. Запретов на то, кто мог танцевать, не было. Но все же представители высшего класса воздерживались от того, чтобы сделать несколько па на глазах у зрителей. И это не связано с тем, что тела танцоров подчас были прикрыты только слегка.
Секс не считался в Древнем Египте чем-то греховным и был всего лишь одним из аспектов жизни. Знать не собиралась прилюдно танцевать не из-за того, что стеснялась обнажаться. Вероятнее, представители высших классов просто не хотели как бы то ни было ассоциироваться с представителями низших классов, пускавшимися в пляс. Однако это не исключало танцев фараонов.
Юбилейные бега фараонов
Деталь с изображением совершающего ритуальный пробег фараона Дена, I династия
Уже в Ранний династический период (3000–2686 годы до н.э.) устанавливается один из самых важных государственных праздников Древнего Египта — Хеб-Сед, объясняет Влада Мелющук. Кульминация празднества — ритуальный бег фараона, от него и происходят танцы, исполняемые только царями.
Хеб-Сед отмечался после 30 лет правления фараона, а далее каждые три года его нахождения на троне. На таком своеобразном юбилее проводили ритуалы, посвященные объединению Верхнего и Нижнего Египта. Сперва царь совершал подношения богам, потом его короновали — сначала надевали белую корону Верхнего Египта, а затем красную — Нижнего Египта. В завершение церемонии он четырежды совершал ритуальное «шествие» от одной отметки до другой, после чего его увозили для посещения храмов богов Верхнего и Нижнего Египта.
Британский археолог Уильям Мэттью Флиндерс Питри (1853–1942) считал, что на Хеб-Сед фараон отождествляется с богом мертвых Осирисом. Далее «следовало возрождение из мертвых царя — Осириса», жизненные силы которого «обновлялись при прохождении через ритуальную смерть», «начинался новый этап царствования», объясняет точку зрения коллеги египтолог Алексей Крол.
Питри предположил, что ритуальная смерть фараона стала заменой якобы существовавшего обычая, при котором царя-жреца действительно умерщвляли. Такая теория впоследствии критиковалась, скорее всего, Питри пришел к ней под влиянием книги «Золотая ветвь» британского антрополога Джеймса Джорджа Фрэзера.
По мнению самого Крола, бег увенчанного двойной короной фараона между пограничными знаками символизировал господство над двуединым Египтом.
Как еще танцевали
Девушки исполняют акробатические танцы. Фреска, Некрополь Мемфиса
Пляски времен Древнего Египта связывают со многими танцевальными традициями Средиземноморья — например, с фламенко, а еще с балетом. В самом же Древнем Египте в художественных символах, в том числе и в танцах, воплощалось ощущение того, что религия распространяется на все сферы жизни, а в физическом есть присутствие духовного. Так, в «зеркальном танце» двигались парами, а в руках держали палочки из дерева и зеркало, форма которого напоминала Солнце, ведь для египтян бог Солнца Ра представлял собой возрождение, к которому все стремились после смерти.
Танцоры могли изображать самих божеств. Чаще всего они пытались воплотить образ Хатхор и рассказывали о ее жизни посредством танца. Танцовщицы наносили на свои тела татуировки, связанные с ней или Бесом. Они могли надевать головные уборы в виде рогов, чтобы еще больше подчеркнуть связь с Хатхор, которую иногда изображали в виде коровы или с рогами этого животного.
«Танец звезд» был метафорой цикла жизни и смерти и символизировал движение Солнца с запада на восток. Самый сильный танцор становился по центру и удерживал двух других за запястья.