Посмотрите на 3 таинственных рисунка из Древнего Египта. Их расшифровали
. Некоторые рассказывают о верованиях древних египтянЗначение изображений из древнеегипетских гробниц часто удивляет. В них говорится о представлениях древних египтян о загробном мире и не только. Рассказываем о трех рисунках, найденных в разных усыпальницах. Это артефакты из Метрополитен-музея.
Рисунок из гробницы Усерхета
Вот факсимиле рисунка из гробницы представителя древнеегипетской знати Усерхета. Один из его титулов — «Смотритель полей Амона». Скорее всего, Усерхет был современником фараона Тутмоса IV (годы правления 1397–1388 до нашей эры).
На рисунке, найденном в его захоронении, мужчины ожидают своей очереди на стрижку. Мастер представлен за работой. Ищите его в левом нижнем углу.
Рисунок из гробницы Менны
Это репродукция рисунка из усыпальницы чиновника Менны, оригинальное изображение создали в 1400–1352 годах до нашей эры.
Владелец гробницы запечатлен на охоте и рыбалке. Место действия — болота, на которых растет папирус.
С левой стороны изображения Менна представлен с приманкой и палкой для метания. Справа он пытается поймать рыбу (вероятно, тилапию) копьем.
На каждой части рисунка чиновник показан рядом со своей семьей — скорее всего, супругой и детьми. Они в одной лодке с ним.
В зарослях папируса много живности: рыба, крокодил, птицы. Согласно верованиям древних египтян, болота на окраине долины Нила — пограничное место. Его населяли враги Маат, правильного миропорядка, справедливости и истины. То есть Менна участвовал в его поддержании, охотясь на них.
Но это не единственное значение рисунка. На изображении запечатлены женщины в легких платьях. В руках они держат цветки лотоса. Это символ плодородия. На возрождение указывает тилапия, а на изобилие — гуси и утки. Последние тоже связаны с мифологией о сотворении мира. А значит, Менна помогал обеспечивать ежедневное повторение творения, а еще свое перерождение и возрождение.
Рисунок из гробницы Нани
Еще один папирус был найден в гробнице Нани. Ее называли «Певицей Амона-Ра» — этим жреческим титулом наделяли знатных женщин. Другой титул Нани — «дочь царя». Скорее всего, она наследница Пинеджема I, верховного жреца Амона в Фивах (1070–1032 годы до н.э.) и фактического правителя юга Египта (с 1054 года до н.э.)
На центральной сцене пятиметрового папируса изображено 125-е заклинание из «Книги мертвых» — «Взвешивание сердца».
Нани находится на суде после смерти. На ее ладони — уста и глаза. Ее сердце поместили на чашу весов, на их противоположной части — статуэтка Маат.
Справа на рисунке представлен Осирис. В его руках — посох, на голове — корона Верхнего Египта. Также на изображении можно увидеть бога с головой шакала Анубиса, покровителя мертвых. Он смотрит, как остановились чаши весов. Результаты фиксирует бабуин, представляющий Тота, бога мудрости и письма. За спиной Нани стоит богиня Исида, супруга Осириса.
Чаши весов с сердцем Нани и статуэткой Маат уравновешены, это доказательство благочестивой жизни Нани.
Анубис говорит Осирису: «Ее сердце — точный свидетель». «Дай ей ее глаза и ее рот, поскольку ее сердце — точный свидетель», — отвечает Осирис.
В верхней части — три другие сцены с изображением Нани. Она поклоняется божественным чернилам (divine palette), которыми все уже написано, восхваляет Гора, бога неба и солнца, стоит возле своей могилы.