Посмотрите на статуэтки из Древнего Египта. Они связаны с загробным миром
. Артефакты получили название ушебтиИ в бедных, и в богатых захоронениях времен Древнего Египта находят магические статуэтки ушебти высотой 10–50 см. Вот для чего они предназначались.
Древние египтяне верили в жизнь после смерти. Загробный мир они воспринимали как продолжение этого и пытались забрать в него с собой все что могли.
По большей части Египет был аграрной страной, так что древние египтяне воспринимали загробный мир как место, где будет много сельскохозяйственных работ. На стенах гробниц сохранились рисунки, где изображаются сцены сельскохозяйственной рутины в загробной жизни. Предполагалось, что умерших призовут работать на полях и в том мире. Но вместо них трудиться будут ушебти. Слово переводится как «ответчик». Когда древнего египтянина призовут в загробный мир, то статуэтка ушебти скажет «вот я» и приступит к работе вместо него.
Обычно у статуэток ушебти было два-три признака, указывающих на то, что это фигурки слуг. Первый — их ноги были прижаты одна к другой, ушебти изображались как мумии, а те были обернуты пеленальной тканью. Руки ушебти скрещены на груди, а в них — фермерские орудия, ведь ушебти придется трудиться в другом мире. Иногда за спиной у них были мешки семян, чтобы они могли идти по полям и сеять их в загробном мире. На статуэтках ушебти из богатых захоронений можно найти магические заклинания из «Книги мертвых».
На каждые десять статуэток ушебти приходилась одна фигурка надсмотрщика — он должен был следить за тем, как ушебти работают. Внешне такая скульптура отличался от других статуэток ушебти — надсмотрщик иначе одет.
Статуэтки ушебти стали центральной частью древнеегипетской культуры, были даже «фабрики» по их изготовлению. Фигурки изготавливали с помощью специальных форм. Ушебти бедняков подчас были терракотовыми, статуэтки из фаянса могли позволить себе люди побогаче. Скульптуры аккуратно упаковывали и помещали в ящик для ушебти.
О мумификации и уникальной гробнице вельможи по имени Чаи РБК Life рассказал директор Центра египтологических исследований РАН Сергей Иванов. Его интервью здесь.