5 любопытных фактов о «Черном квадрате». Шедевр Малевича снова удивил
. Вот как картина связана с «Моной Лизой» Леонардо да Винчи«Черный квадрат» — самая известная работа Каземира Малевича. Вокруг картины сложилось немало легенд, но есть факты. И они так же интересны, как мифы о загадочном произведении искусства.
Первый в своем роде
«Черный квадрат» демонстрировался на последней футуристической выставке картин «0,10» в 1915 году. Полотно повесили в красном углу. Оно стало заявлением о появлении нового направления в искусстве — супрематизме.
Вот как в книге «От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм» художник определил отличие этого подхода от остальных:
«До сей поры не было попыток живописных как таковых, без всяких атрибутов реальной жизни. <...> Живопись была эстетической стороной вещи, но она никогда не была самобытна и самодельна».
Малевич хотел полностью отказаться от изображения реальности и изобрести новый мир форм. «Черный квадрат» был не просто первой картиной супрематизма. Он представлял собой новый вид арт-объекта. Малевич считал его знаком новой эры в искусстве. Смысл этой работы сводился к главенству черного квадрата над другими формами в искусстве в качестве первоэлемента.
Не все его проект оценили. Мнения о картине первых зрителей разделились. Критик Александр Бенуа писал: «Это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного приведет всех к гибели».
Другой точки зрения придерживался философ Михаил Гершензон. «История живописи и все эти Врубели перед такими квадратами — нуль!» — заявил он.
Связь с «Джокондой»
Впервые «Черный квадрат» в творчестве художника появился раньше выставки «0,10» — в 1913 году. Малевич изобразил эту фигуру в эскизах к декорациям оперы Михаила Матюшина и Алексея Крученых «Победа над Солнцем».
Еще один предвестник «Черного квадрата» — «Композиция с Джокондой» (1914). На этом полотне Малевич перечеркнул легендарный шедевр Леонардо да Винчи и расположил выше него прямоугольники черного и белого цвета.
«Важно, что Казимир Малевич перечеркивает лицо и грудь Моны Лизы — символы идей портретности и телесности», — уточнили на сайте «ЦДХ-Онлайн».
«Создав такое произведение, как «Композиция с Джокондой», Малевич внутренне был готов к выходу за пределы «практического реализма»: «Я уничтожил кольцо горизонта, вышел из круга вещей. И вещи исчезли как дым», — добавляют в Русском музее.
Опознавательный знак
Таковым для Малевича стал «Черный квадрат». Когда мастер вернулся к фигуративной живописи (обычно изображал крестьян и рабочих), он подписывал многие свои работы черным квадратом.
На похоронах Малевича изображение с «Черным квадратом» было прикреплено к катафалку, этот знак был нанесен и на крышку гроба художника.
Несколько «Черных квадратов»
Изначально картина носила другое название — не «квадрат», а «четырехугольник». «Ни одна сторона фигуры не равна и не параллельна другой. Благодаря неровностям квадрат выглядит динамичной структурой, словно бы постоянно находящейся в движении», — рассказывают в «ЦДХ-Онлайн».
У произведения есть несколько вариантов. Малевич повторил полотно в 1924 году для XIV Биеннале в Венеции, в 1929-м написал еще один вариант — к персональной выставке в Третьяковке, в четвертый раз он вернулся к этой работе в начале 1930-х.
Впрочем, поздние версии картины не были фотографической копией оригинала и отличались от него по пропорции и размеру. «Малевич не ставил задачи точного воспроизведения», — уточнили в Третьяковской галерее.
Картины под слоем краски
Ученые предполагали, что под слоем черной краски есть другое изображение. В 2015 году гипотеза подтвердилась. Почти.
Оказалось, что картина написана поверх не одного, а двух рисунков. Первоначальное изображение — это кубофутуристическая композиция, находящееся под «Черным квадратом», протосупрематическая композиция.
В Третьяковской галерее почти полностью удалось расшифровать и надпись на картине. Закрашенную впоследствии строчку можно прочитать как «Битва негров в темной пещере». Вероятно, это аллюзия к картине французского писателя и журналиста Альфонсо Алле. Его работа 1882 года выглядит как черный прямоугольник.
Есть у Алле и другие картины с изображением прямоугольника. Например, ярко-красная «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналам» и «Работа с охрой желтушными мужьями-рогоносцами».
Впрочем, и до Алле писали «Черные квадраты». Например, английский медик и мистик Роберт Фладд так продемонстрировал «первозданную черноту вселенной» в своем трактате 1617.
Но все равно картина Малевича существенно отличается от других «Черных квадратов».
«Они оправданы сюжетом либо иллюстрируют тезисы автора. На картине «Черный квадрат» Малевича изображен черный квадрат. Никакой пищи для фантазий. Полотно совпадает с собой во всем», — объясняют в «ЦДХ-Онлайн».