10 громких краж произведений искусства. Эти истории поражают масштабом
. Некоторые похожи на голливудские блокбастерыВ августе в Британском музее разгорелся скандал — стало известно о пропаже коллекции драгоценностей. Как выяснилось, украденные артефакты продавали на eBay за $50, их реальная стоимость гораздо выше и достигает $65 тыс. Это не единственный случай кражи в институциях. 18 марта 1990 года за 81 минуту грабители в форме полицейских вынесли из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне 13 работ. Сейчас на их месте висят пустые рамы как символ надежды на возвращение картин.
РБК Life рассказывает о других громких кражах произведений искусства.
«Сад священника в Нюэнене, весна» Винсента Ван Гога
30 марта 2020 года исполнилось 167 лет со дня рождения Винсента Ван Гога. В этот же день преступник разбил стеклянную дверь Музея Сингера в Ларене (Нидерланды). Несмотря на то что сработала сигнализация, приехавшая полиция вора не застала. Тот успел вынести картину нидерландского постимпрессиониста «Сад священника в Нюэнене, весна» (1884).
Музей Сингера брал полотно в аренду для выставки у другой институции — Гронингенского музея. В коллекции последнего это была единственная работа Ван Гога. Оценивалось произведение искусства в £5 млн.
Через год арестовали подозреваемого — некого Нильса М. Его осудили на восемь лет тюрьмы.
Вернуть картину удалось позже. Спустя три года после кражи, в сентябре 2023-го, при содействии полиции полотно нашел голландский арт-детектив Артур Бранд. Его источник в криминальном мире сообщил, что произведение искусства у Нильса М. купили. Якобы Питер Рой К., отбывающий наказание за дело, связанное с наркоторговлей, собирался обменять шедевр на смягчение приговора.
Картину обмотали пузырчатой пленкой, наволочкой и положили в синюю сумку IKEA — так ее и передали арт-детективу.
Поль Гоген, Пабло Пикассо и Ван Гог
В 2003 году воры вынесли из художественной галереи Уитворт в английском Манчестере картины Винсента Ван Гога The Fortifications of Paris with Houses (можно перевести как «Укрепления Парижа с домами») (1887), «Бедность» Пабло Пикассо (1903) и «Таитянский пейзаж» Поля Гогена (1891–1893). Произведение Ван Гога оценивалось в £2 млн, столько же составляла совокупная стоимость работ Пикассо и Гогена.
Произведения были относительно малозначительными. Внимание прессы привлекло другое.
Похитители поместили картины в картонный тубус. Последний они спрятали в общественном туалете в 200 м от музея. Клозет не использовался. Он был заколочен, его стены были исписаны граффити. Место в англоязычных СМИ прозвали Loovre (вероятно, это игра слов. Лурв — по-английски Louvre, а фекалии — poo).
На тубусе якобы было написано: «Мы не планировали красть эти картины. Просто хотели показать, как плохо с безопасностью».
Самое крупное ограбление музея в Канаде
Ограбление произошло утром в понедельник, 4 сентября 1972 года. Трое вооруженных мужчин проникли в Монреальский музей изящных искусств. Один из них залез на дерево возле институции и сбросил сообщникам лестницу. Потом через мансардное окно они спустились в музей. Сигнализации там не было — на крыше велись ремонтные работы, и поэтому там была лестница.
Злоумышленников заметил один из охранников. Но помешать им не сумел. Грабители связали и отправили в лекционный зал всех трех стражей.
Полчаса злоумышленники собирали картины и украшения. Вероятно, выбираться из здания сообщники планировали все так же, через крышу, — они пытались собрать систему, которая позволила бы поднять произведения искусства к мансардному окну. Но изменили намерения и поспешили покинуть музей через дверь. Тогда-то и сработала сигнализация.
И все же преступникам удалось скрыться. Они вынесли 18 картин и еще 39 предметов — в основном статуэтки и ювелирные изделия. В 1972 году все эти произведения оценивались в $2 млн, в 1992-м стоимость уже была $20 млн. В 2017 году только Landscape with Cottages («Пейзаж с домами») кисти Рембрандта оценивалась в $20 млн.
Спустя 50 лет дело так и осталось нераскрытым.
Впрочем, случай уникален не из-за того, сколько произведений вынесли. Впоследствии их цена не только возрастала, но и падала. Например, картина Landscape with Vehicles and Cattle («Ландшафт с экипажем и крупным рогатым скотом») Яна Брейгеля — одно из произведений, что удалось вернуть. После его возвращения было установлено, что полотно неправильно атрибутировали. Эта работа не самого мастера, а его учеников.
Оказалось, что высказывались сомнения в авторстве или подлинности еще семи картин. В ряде случаев подозрения возникли лет за шесть до ограбления.
Гентский алтарь
Одна из самых известных работ нидерландского мастера Яна ван Эйка была завершена в 1432 году (по другой гипотезе — в 1435-м, в тот год перед алтарем учредили ежедневное богослужение). Есть версия, что над созданием произведения также трудился старший брат художника — Губерт (1370–1426).
Таинственная кража, потрясшая всю Бельгию, произошла в 1934 году. 11 апреля служитель церкви Ван Волсем (Van Volsem) заметил сорванный замок на двери часовни. Вор похитил одну из створок алтаря. Исчезли фрагменты «Праведные судьи» и «Иоанн Креститель».
Полицейские не нашли никаких следов, которые мог бы оставить преступник (или преступники). Спустя 19 дней после кражи епископ Гента получил письмо якобы от вора. Злоумышленник требовал выкуп в размере 1 млн бельгийских франков и угрожал, что уничтожит произведение, если не получит деньги. Прокурор и министр юстиции запретили епископу соглашаться с преступником. Священнослужитель продолжил переговоры, якобы согласившись на сотрудничество. В знак доброй воли вор вернул один из украденных фрагментов алтаря — изображение Иоанна Крестителя.
Вскоре преступник прислал инструкцию, в которой приводились детали выкупа. Полиция передала деньги. Но не всю сумму, а лишь 25 тыс. бельгийских франков. Не получив желаемого, вор отправил несколько гневных писем. Последнее из них пришло 1 октября. А дальше, после шести недель тишины, случилось нечто странное.
В бельгийском городе Дендермонде некий финансист Арсен Годертье (Arsene Goedertier) перенес сердечный приступ. Перед смертью 57-летний мужчина заявил своему адвокату, что только он знает, где находятся «Праведные судьи». Полиция обыскала офис покойного, обнаружила 13 копий писем епископу, но фрагмент алтаря так и не нашла.
«Лежащая фигура» Генри Мура
Это одна самых дерзких краж произведений искусства в Британии. В декабре 2005 года воры вынесли из Фонда Генри Мура бронзовую скульптуру весом в две тонны и длиной три метра.
Полиция пришла к выводу, что статуя пошла на металлолом и была переплавлена. Якобы в таком качестве ее продали за £1,5 тыс. Для сравнения: оценивалось произведение искусства в £3 млн, за его возвращение Фонд Генри Мура предлагал £10 тыс.
«Крик» Эдварда Мунка
Посреди дня 22 августа 2004 года двое вооруженных мужчин в масках зашли в Музей Мунка в Осло. В машине их ожидал сообщник. Преступники напали на четырех охранников и приказали десяткам посетителей лечь на пол. Цели воров — культовый «Крик» и «Мадонна».
Произведения искусства удалось найти после того, как в мае 2006 года были осуждены трое мужчин, причастных к ограблению. На тот момент картины еще не были обнаружены. Полиция полагалась на прослушку телефонных разговоров. Выяснилось, что какое-то время работы хранились на ферме. После реставрации картины вернулись в музей.
Мунк написал четыре версии «Крика». В 1994 году из Норвежской национальной галереи похитили другую вариацию культовой картины.
«Я был одержим этой картиной с первого взгляда. Как только я приблизился к изображению, у меня появилось необычное чувство. Тревога. В моей голове происходили странные вещи. Сильная связь с «Криком» у меня была сразу. И никогда не покидала меня», — вспоминает укравший картину в 1994 году футболист Пал Энгер.
В 1988 году он поделился своим первоначальным планом с сообщником. Но что-то пошло не так, вместо «Крика» они вытащили другую работу Мунка — «Вампира». За это преступление Энгер попал в тюрьму. Четыре года за решеткой он строил новый план по похищению картины, советовался с заключенными. Вторую попытку он предпринял в день открытия Олимпийских игр с привлечением подельников. В музей воры проникли по приставной лестнице, ограбление заняло 50 секунд. Под суд за кражу «Крика» Энгер отправился в 1996 году.
«Впечатление. Восходящее солнце» Клода Моне
Эта кража тоже произошла днем. В 1985 году грабители купили билеты и зашли в Музей Мармоттан-Моне. Они держали под прицелом девять охранников и 40 посетителей, пока снимали картины со стен. Кроме полотна Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (1872) они вынесли работы Берты Моризо и Пьера Огюста Ренуара. Девять похищенных произведений оценивались в $20 млн. Но культовое полотно Моне называли бесценным.
В 1990 году все работы нашли на вилле на Корсике. За похищение произведений искусства осудили семь человек.
«Голубь с зеленым горошком» Пабло Пикассо
Охранники ничего не заметили, система сигнализации была сломана еще 30 марта 2010 года и к 20 мая 2010 года ее не привели в порядок. Зато на кадрах камеры наблюдения видно, как 15 минут мужчина в маске ходит ночью по парижскому Музею современного искусства и снимает картины. Грабитель пробрался в музей в 3:50, пропажу картин заметили только в семь утра.
Вор унес пять полотен общей стоимостью $123 млн. Среди них «Голубь с зеленым горошком» (1911) Пикассо, оценивавшийся в $28 млн. Внимание преступника также привлекла «Пастораль» Анри Матисса (1905), которую тоже оценивали в весьма приличную сумму — $17,5 млн.
Также злоумышленник вынес картины Жоржа Брака «Оливы близ Эстака» (1906), «Женщину с веером» (1919) Амедео Модильяни и «Натюрморт с подсвечниками» (1922) Фернана Леже.
В ограблении обвинялся скалолаз Вьеран Томич, известный как «человек-паук». Томич получил восемь лет за решеткой и штраф в размере €104 млн. Вор уверял, что пришел за натюрмортом Леже, а другие картины вынес, потому что они ему понравились.
«Подсолнухи» Винсента Ван Гога
Эта кража была масштабной, но непродолжительной. Она произошла ночью в апреле 1991 года. Два вооруженных грабителя в лыжных масках в 3:00 заставили охранников отключить систему сигнализации. Они потратили 45 минут на выбор картин и впоследствии вынесли 20 произведений из амстердамского Музея Ван Гога. Среди них была версия легендарных «Подсолнухов» (1889).
Также преступники похитили «Натюрморт с Библией» (1885), «Пшеничное поле с воронами» (1890), «Едоков картофеля» (1885) и другие картины.
Воры прятали полотна в сумки для одежды, так что все работы мастера были повреждены. Три из них особенно. Картины не были застрахованы — страховые взносы выросли из-за череды краж, и в государственных музеях решили вложить деньги в систему охраны.
Грабители скрылись вместе с картинами на машине, через минуту после этого, в 4:48, в полиции подняли тревогу. В 5:23 автомобиль с картинами обнаружили на железнодорожной станции Амстел.
«Молодая парижанка» Пьера Огюста Ренуара
В 2000 году в Стокгольме произошла кража, подобная голливудским блокбастерам. Три вооруженных грабителя ворвались в Национальный музей посреди дня и забрали «Молодую парижанку» (1875) и «Разговор с садовником» (1875) Ренуара, а также автопортрет Рембрандта.
Чтобы отвлечь внимание полиции, в ходе ограбления музея взорвали несколько заминированных машин. На выходе из институции грабители подожгли несколько авто и разбросали шипы по дороге. Воры скрылись на быстроходном катере.
«Беседу с садовником» нашли во время рейда против наркоторговли. «Молодую парижанку» ФБР обнаружило в Лос-Анджелесе в 2005 году, тогда же появились зацепки в связи с автопортретом Рембрандта. Для возвращения последнего был задействован агент под прикрытием. Он представился арт-дилером и долго вел переговоры с похитителями. Их поймали после того, как при личной встрече агент под прикрытием убедился в подлинности полотна.