Корсет: многовековая история обольстительного предмета гардероба

. Корсеты формировали разные пропорции в зависимости от моды

Раскрыты факты из многовековой истории корсета и его влияния на моду

Обновлено 13 декабря 2023, 18:00
<p>Мужчина помогает одеться возлюбленной и зашнуровывает&nbsp;ее корсет. Около 1750 года</p>
Фото: Frank Martin / Getty Images

Мужчина помогает одеться возлюбленной и зашнуровывает ее корсет. Около 1750 года

В настенных росписях Крита минойской эпохи (III тысячелетие до н. э.) женщин изображали в узких корсажах. Перетягивали грудь тканью жительницы Древнего Рима. Но, как считает историк моды Валери Стил (обзор ее книги «Корсет» сделан в журнале «Вестник культурологии»), между такими предметами женской одежды и европейскими корсетами нет преемственности. В Средние века тело рассматривалось как сосуд греха, так что корсеты были не нужны, чтобы подчеркнуть фигуру, уточняют в музее Hagen History Center.

Рассказываем, когда же появились корсеты, как они изменялись сами и как на протяжении веков меняли женское тело.

XVI и XVII века: появление корсета

В XV веке в Европе в женской одежде использовалась глухая шнуровка — такой наряд и был предшественником корсета, который появился уже в следующем веке. В матерчатые лифы знатных дам стали вшивать более жесткие материалы — китовый ус, например.

В 1500-е и 1600-е женщины при французском дворе надевали корсет, чтобы сузить талию и подчеркнуть полноту юбки и груди. Носили корсеты в качестве нижней и верхней одежды. В последнем случае спереди шнуровку прикрывал декоративный элемент — стомак.

XVIII век: прямая осанка и мода в народе

В XVIII веке корсеты использовали, чтобы добиться прямой осанки. К ним крепились специальные ремни, которые так сильно отводили плечи назад, что лопатки соприкасались. В это время корсеты замысловато украшали искусными изображениями, золотой отделкой и шелком. При этом в XVIII веке в Англии корсет уже не был привилегией аристократок. Простолюдинки покупали б/у корсеты или шили их сами. Вместо китового уса они использовали тростник или дерево.

В 1790-е годы модным стало неоклассическое платье. У него высокая талия, оно свободнее. Но долго в вишлисте девушек такой наряд не продержался. В 1820-е жесткий корсет вернулся на модный Олимп.

XIX век: инновационная застежка

В XIX веке женские корсеты стали частью нижнего белья. Их шили из белой ткани и носили под одеждой. В середине века корсеты стали изготавливать со стальной застежкой спереди. Благодаря ей женщина могла сама надевать и снимать корсет.

В XIX веке в моде была фигура в виде песочных часов, и корсеты позволяли создать желанные изгибы. В начале следующего столетия корсеты были призваны сформировать уже другой тип тела — S-образную фигуру: грудь выдвигалась вперед, а бедра назад. В 1910-е пришла мода на завышенную талию, пышную грудь и более узкие юбки. Корсеты позволяли создать пропорции под такой наряд. Они были сфокусированы на уменьшении окружности бедер.

XX век: спорт, фешен-индустрия и корсет

С очередным изменением моды и представлений о красоте пышные формы уступили лидерство более стройному телу. С 1920-х женщины носили облегченный вариант корсета, в том числе так называемые грации. Сказалась на популярности этого предмета и ситуация в мире. Из-за нехватки материалов после Первой мировой изменился стиль в одежде. Она стала свободнее и проще. Необходимость в корсете пропала, утверждают в Hagen History Center.

И все же корсеты и корсажи еще оставались в моде. Например, в 1947 году благодаря стилю new look Кристиана Диора. В статье The New York Times напоминают, что создаваемые им силуэты требовали ношения корсета, пусть и в облегченном варианте. История моды гласит: женщинам нравились такие изгибы. Но, уточняют в публикации, реальность была сложнее. В Америке группа женщин даже организовала клуб против громоздких диоровских юбок, некоторые из которых создавались из 130 футов (около 40 м) ткани.

Более того, затянутая корсетом талия и пышная юбка в послевоенной Европе были свидетельством праздности и богатства. Женщине в стиле new look было не нужно работать, да она и не смогла бы этого сделать в подобных платьях. The New York Times пишет, что этот силуэт закрепил представления о женщине не как о работнице, а как о матери. И это представление противоречило тому, что в годы Второй мировой многие женщины трудились на фабриках, водили машины скорой помощи и автобусы.

«Dior вернул их обратно в дом. Корсет стал символизировать неравенство — социальное и сексуальное. Конечно, эффект был на подсознательном уровне. Диор стремился к визуальному воздействию, а не к социологическому. Но они взаимосвязаны», — объясняют в The New York Times.

Корсет заметно сдал позиции к концу 1960-х. Поддерживать тело в модной форме стали другими способами — спортом, диетами, пластическими операциями, говорится во французском Vogue.

Еще один взлет на вершину фешен-индустрии корсетов связан с Вивьен Вествуд. Она переосмыслила корсеты в коллекциях 1970-х годов, пишет британский Vogue. В ее версии корсет стал внедренным панк-культурой символом женской силы. Для тех времен — идея провокационная.

В 1980-е корсеты появились в коллекциях Жан-Поля Готье и Тьерри Мюглера. В 1991 году Мадонна выступала в розовом корсете от Жан-Поля Готье в ходе тура Blonde Ambition.

Как отметили в The New York Times (статья за 2016 год), сегодня дизайнеры экспериментируют с элементами корсета, иногда пытаются использовать его для улучшения силуэта, но фигуру уже не перекраивают. Тем не менее, считают в СМИ, такие стили отражают культурную фиксацию на накаченном и явно искусственном (patently artificial) силуэте.

Споры о здоровье

Как уточняет французский Vogue, долгое время корсеты считались патриархальным инструментом пыток, который деформировал женские тела. Но сейчас историки с такой трактовкой не согласны — опыт ношения корсета мог быть разным, в том числе и позитивным.

Валери Стил тоже не считает, что корсеты связаны с «покорным» идеалом женщины XIX в. По ее мнению, мужчины не вынуждали женщин носить корсеты, такие нормы скорее насаждали «старшие дамы». Корсет создавал строгий и в то же время социально приемлемый сексуальный образ. Считалось, что он корректирует фигуру, а также воплощает мечты о красоте, любви и счастье. Реклама убеждала, что благодаря корсету может измениться и судьба женщины.

И все же в XIX разгорелись споры о вреде корсетов для женского здоровья. Туго затянутые корсеты действительно могли негативно сказаться на здоровье, уточняет Валери Стил. Вероятно, истории об обмороках девушек в корсетах — это правда. К тому же из-за длительного ношения корсета слабеют мышцы спины и живота. Могло такое одеяние и деформировать ребра. В особенности если корсеты начинали носить в раннем возрасте. Стил также считает, что корсет препятствовал росту матки во время беременности.

И все же рассказы о тугой шнуровке для создания чрезмерно узкой талии она советует не принимать на веру. «Письма, описания и изображения, характеризующие такую практику, быть может, представляли собой сексуальные фантазии, а не рассказ о подлинном опыте», — объясняет французский Vogue.

Комфорт корсета: историческая реконструкция

Любопытное исследование провела Сара Бендал из Австралийского католического университета. По ее словам, сохранилось мало источников, в которых бы сами женщины описывали свои ощущения при ношении корсета. Бендал реконструировала предметы гардероба и опытным путем выяснила, что чувствовала женщина, затянутая в корсет.

Вещи создавались вручную, исследовательница воспроизводила старинные стежки и техники и использовала доступные в то время ткани. Бендал уточнила, что любая реконструкция исторической одежды — это интерпретация. Изменились способы изготовления тканей, и в 1986 году был запрещен коммерческий промысел китов. Вместо китового уса она взяла синтетический материал, имитирующий его свойства. И все равно результаты эксперимента получились удивительными.

Корсеты Бендал были вполне комфортными и не так сильно утягивали талию. Корсеты XVII века в большей мере создавали оптическую иллюзию узкой талии за счет своей конусной формы, чем перетягивали тело, считает исследовательница.

Среди воссозданных корсетов — экземпляр XVII века для беременных. Его примерили на модель с имитацией округлого живота. Выяснилось, что дизайн адаптировался к телу беременной женщины — корсет поддерживал грудь и спину, но не ограничивал живот.

Поделиться
Авторы
Теги