Веер: история и секреты изысканного аксессуара. Вы узнаете много нового
. Их использование ограничивали законом. А модницы учили язык веераИстории веера тысячи лет. РБК Life рассказывает, как появился этот аксессуар и какие секреты с ним связаны.
«Золотой веер» из гробницы фараона
Некоторые ранние изображения веера были выполнены в виде рельефа. Хорошо сохранились такие рисунки в храме Рамсеса III (1186–1155 годы до н. э.). На них представлен человек, который держит украшенный перьями веер с длинной рукояткой.
В числе самых ранних сохранившихся образцов — экземпляры, найденные в гробнице Тутанхамона в 1922 году, когда ее открыл английский археолог Говард Картер. Среди них — «золотой веер». Он сделан из дерева и покрыт золотом. Длина рукояти — 95 см.
Его опушка была из 30 белых и коричневых страусиных перьев. Надпись на рукояти гласит, что фараон охотился на страусов в пустыне рядом с Гелиополисом и предоставил перья для этого экземпляра. Перо страуса в Древнем Египте представляло богиню Маат, олицетворявшую истину, гармонию во Вселенной и справедливость.
Сама «опушка» не сохранилась до наших дней, но пеньки перьев все еще можно разглядеть.
Подобные находки говорят о том, что веер с давних времен был символом богатства и высокого статуса и в том числе предназначался для того, чтобы производить впечатление.
Впрочем, со времен Древнего Египта сохранились артефакты, свидетельствующие и об утилитарном использовании предмета. Простыми веерами охлаждали пищу и раздували огонь.
Ограничения на веера в Японии
Изображения вееров находят на древнегреческих кувшинах. В руках некоторых героинь танагрских статуэток (400–100 годы до н. э.) тоже есть веера.
В Японии первые упоминания о веерах относятся к VI веку — их изображения нашли в гробнице, относящейся к этому периоду. В летописи китайской династии Сун (960–1279) говорится, что японский монах Чонен преподнес складные веера китайскому императору в 988 году. На Корейском полуострове японский веер появился в XI веке благодаря корейским посланникам при китайском дворе.
В Японии в период Хэйан (794–1185) веера были настолько популярны, что были приняты законы, ограничивающие их использование определенными социальными классами. Только самураи и знать могли позволить себе такой аксессуар.
На веерах записывали напоминания, ими скрывали лица, они служили в качестве подносов — на них передавали мелкие предметы, сладости, деньги. При помощи вееров командиры отдавали приказы самураям во время боя.
Обычно в Японии веера изготавливали из кипарисовика туполистного (хиноки). Количество деревянных планок отражало ранг владельца.
«Тайный язык» веера в Европе
Крестоносцы завезли веера в Венецию в XII веке. На протяжении многих веков они появлялись на портретах знатных дам. Веер обозначал высокий статус его хозяйки.
Среди поклонниц вееров — Екатерина Медичи (1519–1589). Благодаря ей мода на этот аксессуар появилась при французском дворе, а впоследствии распространилась по всей Европе. Представительница влиятельного итальянского рода вышла за герцога Орлеанского, ставшего французским королем Генрихом II.
Веер подчеркивал утонченность его хозяйки, а еще мог скрывать зоб и плохие зубы, говорит искусствовед и культуролог Мюриэль Шлуп.
Особой популярностью пользовались складные веера. Они были похожи на произведения искусства. Роскошные экземпляры делали из слоновой кости, черепах, перламутра, ценных пород дерева и драгоценных металлов. Их украшали резьбой, лепниной, бриллиантами и другими драгоценными камнями. Полотно веера могло быть из шелка, тончайшего пергамента, кожи ягненка и бумаги. Декор был из серебряных нитей, жемчуга, пайеток, кружева. На листе рисовались целые картины. На некоторых были поэмы, пазлы и шарады — чтобы у хозяйки веера была возможность хоть как-то развлечься, если она заскучает.
В XVIII веке, накануне Французской революции, появились недорогие версии вееров. Теперь изысканный аксессуар могли себе позволить больше модниц. Веера уже не были привилегией знати. И поэтому, как отметила Мюриэль Шлуп, стали терять былую привлекательность. После революции их популярность и вовсе сошла на нет — они были приметой старого режима. К тому же в моде произошли серьезные изменения. Женское платье стало легче по сравнению с тем, что носили в эпоху барокко и рококо. Держать веер под рукой, чтобы не упасть в обморок из-за духоты, больше не требовалось.
В XIX веке веер вернулся в моду. Одна из причин — «Кармен» Проспера Мериме (1845). И рекламные уловки компании по производству вееров Duvelleroy.
Дело в том, что веер в XVIII веке также был средством невербального общения. С его помощью девушки флиртовали.
А еще существовал тайный язык веера. Например, сложенный возле левой щеки веер означал «я люблю тебя». В лондонском филиале Duvelleroy в XIX веке выпустили брошюру, в которой были изложены основы такого тайного языка. Маркетинговый ход, считает Мюриэль Шлуп, был успешным. Веера Duvelleroy покупали обеспеченные клиенты даже в Азии и Эмиратах. А в Лондоне Duvelleroy стал создавать веера для королевы.