Эта художница была звездой в эпоху Ренессанса. Вот кто она такая
. Талант Софонисбы Ангиссолы признавали Караваджо и МикеланджелоОна была звездой Ренессанса и писала портреты монарших особ. Софонисба Ангиссола (Ангишола) (1532–1625) стала одной из первых женщин-художников, добившихся международного признания. Но до сих пор ведутся споры по поводу авторства некоторых работ — как и полотна ряда других художниц, ее картины иногда приписывали мастерам-мужчинам. В случае Софонисбы Ангиссолы — это Тициан, Леонардо да Винчи, Джованни Баттиста Морони, Алонсо Санчес Коэльо и Франсиско де Сурбаран.
Вот как сложилась жизнь этой художницы эпохи Ренессанса.
Принадлежность к древнему роду
Софонисба Ангиссола появилась на свет в семье обедневших дворян. Тем не менее род, из которого она происходила, был довольно древним. Как пишет National Geographic, ее предки — карфагеняне, попавшие в Италию в III веке до н.э. во время Пунических войн. Ангиссола даже была названа в честь карфагенской аристократки.
По семейной легенде, уточняет Washington Post, в числе предков Ангиссолы также был византийский военачальник Гальвано Сурди. На его фамильном щите изображался аспид — на латыни anguis. После одержанных побед его сторонники произносили: Anguis sola fecit victoriam! (можно перевести как «Лишь змей принес победу!»). Так Сурди получил прозвище Ангиссола. Впоследствии император присвоил его в качестве фамилии потомкам военачальника.
Необычное решение отца
«В XVI веке шесть дочерей означают проблемы. Приданое-то растет», — поясняют в Washington Post. Отец Софонисбы Ангиссолы Амилькаро ди Лаццаро Ангиссола, вероятно, попытался разобраться с такими сложностями, поощряя детей развивать свои таланты.
Пять его дочерей стали художницами, одна — писательницей. Одна из сестер Софонисбы Ангиссолы умерла в молодости. Две вышли замуж и перестали заниматься живописью. Еще одна ушла в монастырь.
В Италии XVI века девушки, мечтающие стать художницами, не могли обучаться в качестве подмастерья. Надежда была только на родных — например, наставником Артемизии Джентилески стал ее отец.
Амилькаро ди Лаццаро Ангиссола художником не был и пошел на неожиданный в то время шаг — разрешил дочери учиться у Бернардино Кампи. Девочке-подростку было 14 лет. Впоследствии она также осваивала навыки живописи у Бернардино Гатти.
Поклонники творчества Софонисбы Ангиссолы
В 22 года Софонисба Ангиссола познакомилась с Микеланджело Буонарроти (1475–1564). Гений был восхищен талантом молодой художницы. И предложил помощь в качестве обратной связи и критических замечаний. Как уточняется в энциклопедии Britannica, она перерисовывала рисунки, присланные Микеланджело, и отправляла ему свои работы в ожидании оценки мастера.
Общались они по переписке, которую контролировал отец Софонисбы Ангиссолы.
Однажды Микеланджело увидел рисунок юной коллеги, запечатлевший смеющуюся девочку, и предложил нарисовать плачущего мальчика — по его мнению, это более трудная задача. В ответ Ангиссола сделала набросок, на котором изобразила плачущим брата. Спустя 40 лет ее рисунок «Ребенок, укушенный омаром» стал источником вдохновения для создания одной из самых известных работ Караваджо «Мальчик, укушенный ящерицей».
В 1559 году Софонисбу Ангиссолу пригласили в Мадрид ко двору испанского короля Филиппа II (1527–1598). Технически она была фрейлиной Елизаветы Валуа (1545–1568), уточняет National Geographic, но фактически служила как портретист королевской семьи.
Художница подружилась с королевой, которой было только 14 лет, когда она прибыла в Мадрид. Художница учила рисовать и ее, и ее дочерей — Изабеллу Клару Евгению и Каталину Микаэлу Австрийскую.
Юная королева умерла во время родов. Ее было всего 23 года. Ангиссола тяжело переносила ее смерть. И все же она не покинула двор. По просьбе Филиппа II художница осталась в Мадриде, чтобы помочь в обучении двух принцесс.
12 июля 1624 года, когда Софонисба Ангиссола уже была в преклонном возрасте, ее навестил фламандский живописец Антонис ван Дейк. Он записал советы художницы и сделал зарисовку ее портрета.
В числе высоко оценивших произведения Ангиссолы также был живописец, писатель и архитектор Джорджо Вазари. Он упоминает художницу в сборнике биографий «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».
Поздние браки
Первый раз Софонисба Ангиссола вышла замуж в 1573 году. Ей было более 40 лет. Избранник художницы — сицилийский аристократ Фабрицио Монкада (1535–1579). Брак был недолгим — в 1579 году художница овдовела. Ее супруг умер от рук пиратов.
В конце 1579 года на борту корабля, следовавшего в ее родную Кремону, художница познакомилась с капитаном судна Орацио Ломеллино и влюбилась. В январе 1580 года пара узаконила отношения.
Особенность авторского стиля
Любимым жанром Софонисбы Ангиссолы был портрет, рассказывает Наташа Мура, арт-блогер и менеджер в сфере культуры, на сайте Women'n Art. Ее работы характеризуются некой неформальностью — герои картин занимаются домашними делами, рядом с ними изображаются предметы, которые в большей степени определяют их личность.
«Игра в шахматы» (1555) — одно из самых известных полотен художницы. Она создала эту картину в 23 года. Героини произведения — сестры Софонисбы Ангиссолы Лючия (слева), Европа (в центре), Минерва (справа) и их пожилая гувернантка. Мура считает, что самое интересное в этой картине — сочетание изысканного официального наряда и непринужденные выражения лиц. Такое решение было «совершенно новым в итальянском искусстве того времени». Она также напомнила, что в годы жизни Ангиссолы шахматы воспринимались как мужская игра, для которой были нужны логика и умения разрабатывать стратегию. Такие качества тогда едва ли ассоциировали с женщинами.