5 фактов о нежном весеннем шедевре «Грачи прилетели» Алексея Саврасова
. За картиной скрываются трагедии и гениальный шаг в истории искусстваРаскрыты подробности о создании шедевра Саврасова «Грачи прилетели»

Художник Алексей Кондратьевич Саврасов (1830–1897). «Грачи прилетели». Государственная Третьяковская галерея в Москве
«Грачи прилетели» — одна из самых известных и весенних картин в истории русского искусства. РБК Life рассказывает, почему пейзажи Алексея Саврасова (1830–1897) новаторские, какая личная драма скрывается за нежным полотном о пробуждении природы и почему под конец жизни мастер делал копии шедевра.
Путь к русскому лирическому пейзажу через Альпы
«Он создал само понятие русского пейзажа, его интересовала именно эмоциональная составляющая, которую зритель мог бы почувствовать от его работы», — говорит искусствовед Вера Лагутенкова в документальном фильме телеканала «Культура» (выпуск опубликован на платформе «Смотрим»), посвященном художнику.
Саврасов фокусировался не на сюжете, а на ощущении «пейзажа, и пейзажа русского».
«До него такого самостоятельного существования пейзажа в русском искусстве не было, фактически он его вывел на принципиально другой уровень. Не пейзаж как вспомогательный материал для того, чтобы создать историческую картину, а пейзаж как самостоятельное понятие передачи красоты русской природы», — дополняет Вера Лагутенкова.
Русский живописец, передвижник Алексей Саврасов. 1890 год
Столь высокую оценку Саврасову дают не только постфактум искусствоведы, но и современники. Как пишет «Артхив», создателем национального русского пейзажа его называл Исаак Левитан, ученик Саврасова и признанный гений живописи. В своих произведениях художник окончательно отошел от академизма в изображении природы.
Еще до того как прийти к новому пониманию пейзажа, в 1860-е годы Саврасов посетил всемирную художественную выставку в Лондоне, уточняют на сайте «Виртуальный Русский музей». Он признавался, что никакие уроки ему не дали так много, как эта поездка, добавляет Галина Чурак, доктор искусствоведения. Здесь он увидел множество разных художников, посмотрел, как работают его европейские коллеги, а также познакомился с произведениями таких авторов, как Джон Констебл и Ричард Паркс Бонингтон, и эти картины восхитили Саврасова.
Художник Алексей Саврасов (1830–1897). «Вид в Швейцарских Альпах (Гора Малый Рухен)». Русский музей
На обратной дороге он оказывается в Швейцарских Альпах и делает пейзажные наброски. Потом критики упрекали его за «увлечение иностранщиной». Но именно в этих работах Саврасов совершает шаг к реализму, отказу от условности и «красивости», поясняет Светлана Степанова, доктор искусствоведения.
Когда Саврасов возвращается к написанию русских просторов, то уже становится ясно: он пишет природу «по-новому». Академисты идеализировали и италинизировали вдохновивший их мотив, говорит искусствовед Ольга Чуворкина. Саврасов же «первым отказывается лакировать действительность и «причесывать» русский пейзаж на европейский манер», дополняют в докфильме телеканала «Культура». «Артхив» отмечает: «Его пейзажи — это уже «не без 5 минут Италия», а Россия без украшательств и при этом изображенная с пронзительным лиризмом».
Картина как преодоление личной трагедии
Было немыслимо, чтобы академисты попытались передать свои эмоции, свое «я» в картинах. У Саврасова же пейзаж получается очень личным.
Художник написал «Грачи прилетели» в 1871 году. Незадолго до того, как на свет появилось это полотно, у него умерла новорожденная дочь и заболела жена. Саврасов крайне тяжело переживал смерть ребенка, ему было нужно время, чтобы восстановиться после утраты и вновь начать работать, рассказывают на портале «Культура.РФ». На Волгу мастер поехал, чтобы прийти в себя после этой трагедии, добавили на сайте «Моя Третьяковка». В Молвитино он оказался в поисках сюжетов, в этом селе художник выполнил этюды и эскизы картины, итоговые правки он вносил уже в Москве.
Художник Алексей Саврасов (1830–1897). «Грачи прилетели». Государственная Третьяковская галерея в Москве
Справка: супруга Саврасова — Софья Герц, сестра его друга по училищу Константина Герца. Свадьба состоялась в 1857 году, на тот момент Саврасову было 27 лет, а его невесте уже исполнился 31 год. «К мужу поначалу относилась с теплотой, хотя и без страсти, заботилась о нем, создавала по мере своих сил уют», — рассказывают в «Артхиве».
Разочарованная императрица
«Грачи прилетели» художник представил на первом вернисаже Товарищества передвижных художественных выставок. За внушительные для тех времен 600 руб. (в современном эквиваленте это около 900 тыс. руб.) картину купил Павел Третьяков. Такая ситуация разочаровала императрицу Марию Александровну — она купила лишь копию произведения.
Художник Илья Репин (1844–1930). «Портрет Павла Михайловича Третьякова, основателя Галереи». Государственная Третьяковская галерея в Москве
Свет без солнца
В картине есть ощущение солнечного света, но само солнце Саврасов не изобразил. Полотно наполнено «струящимся, обволакивающим предметы воздухом, без которого, по словам самого художника, «пейзаж — не пейзаж». Свет как будто идет от земли, его источника не видно», описывают детали произведения на портале «Культура.РФ».
Растиражированный шедевр
Гений живописи родился в семье мещанина, и его отец мечтал о том, чтобы сын пробился в люди — по мнению Кондратия Соврасова (так фамилию писали в XIX веке), искусство не было подходящим занятием, чтобы хорошо устроиться в жизни. Планы родителя сводились к тому, чтобы мальчик стал хозяином торгового предприятия, уточняют на сайте mos.ru.
Свои первые рисунки еще совсем юный Саврасов показал торговцам Никольского рынка, и те скупили его работы и продали подороже. На закате жизни Саврасов вновь начнет зарабатывать схожим образом.
Художник Алексей Саврасов (1830–1897). «Грачи прилетели. Этюд». Частное собрание
В последние годы жизни у Саврасова начались проблемы со спиртным, его уволили из училища живописи, из-за чего он потерял казенную квартиру. Мастера бросила и жена. Тогда же он стал тиражировать свои шедевры — в том числе и «Грачи прилетели». Полученные деньги он тратил на еду, чтобы выжить, или выпивку.