5 впечатляющих фактов о шедевре Валентина Серова «Девочка с персиками»
. Как муза художника Вера Мамонтова связана с Врубелем и РаспутинымРаскрыты подробности о создании шедевра Серова «Девочка с персиками»

Репродукция картины «Девочка с персиками» (Портрет В.С. Мамоновой) 1887 год. Художник Валентин Серов. Государственная Третьяковская галерея
«Девочка с персиками» — нежный портрет, который знаменовал новую веху в истории искусства России. Рассказываем о новаторстве в творчестве автора полотна Валентина Серова (1865 — 1911) и о судьбе его юной музы, жизнь которой оборвалась совсем рано. Судьба ее возлюбленного пересеклась с историей Григория Распутина и царской семьи, а раннюю смерть самой Веры Мамонтовой молва связывает с одним из зловещих рисунков Врубеля
Русский импрессионизм
«Девочка с персиками» (Портрет В.С. Мамоновой). 1887 год. Художник Валентин Серов. Государственная Третьяковская галерея
С «Девочки с персиками» в русском искусстве начинается история импрессионизма, рассказывается в документальном фильме Третьяковской галереи об этой картине. В Венеции Серов восхитился работами старых мастеров (так называют великих художников Западной Европы, работавших в XVI, XVII, XVIII веках). В письме к своей невесте Ольге Трубниковой он заявил, что мечтает добиться такой же свежести и непосредственности, как на их полотнах. Тогда художник еще не был знаком с французским импрессионизмом, и это делает его творчество столь уникальным.
Серов использовал при работе над картиной еще не распространившиеся повсеместно приемы: вместо четких контуров — мерцающие мазки, так у него получилось создать «подвижную» фактуру. Как рассказывают в Третьяковской галерее, некоторые современники художника даже считали, что полотно не закончено. Но такие мазки говорят не о том, что мастер планирует вернутся к картине позже, они знаменуют собой переход к новому стилю. С их помощью у Серова получилось передать цвет и воздух.
Валентин Александрович Серов
А еще предшественники художника рисовали фигуру темными красками, если помещали ее возле света. Серов же выстроил свою работу не на контрасте темного и светлого, а противопоставил теплое и холодное. Пространство на картине воплощено холодными оттенками, а фигура модели — теплыми.
Справка: импрессионизм зародился во Франции в конце XIX века, пишет «Культура.РФ». Представители направления пытались передать красоту момента и вызванные им эмоции, они выступали против классицизма и реализма и изобрели новые методы рисования. Например, импрессионисты не использовали чистый черный цвет, а краски порой выдавливали прямо на холст. Четкий контур на их полотнах заменили мелкие мазки.
Название нового течения произошло от французского impression — «впечатление». Критик Луи Леруа обозвал представителей направления «впечатлистами» («импрессионистами»), а художники в ответ подхватили придуманное Леруа прозвище.
Железнодорожник-артист
Серову позировала Вера Мамонтова, дочь известнейшего мецената и промышленника Саввы Мамонтова и его супруги Елизаветы. Художник был вхож в их семью с ранних лет, так что Верушка, как родные называли девочку, была ему как сестра. Разница в возрасте между ними — около 10 лет. Когда Серов создавал шедевр, ему было всего 22 года, а его юной модели — 12, рассказывает «Артхив».
Савва Мамонтов и сам был человеком артистичным, большим поклонником искусства. Сын Ивана Мамонтова, одного из соучредителей акционерной компании «Общество Московско-Ярославской железной дороги», мог бы стать актером. Но, как отметили на сайте mos.ru, в дело вмешался отец юноши: тот «больше смерти боялся, что Савва начнет «музыкантить, петь и кувыркаться в драматическом обществе».
Савва Иванович Мамонтов. 1890 год
Железнодорожный магнат отправил сына в Баку, пытаясь спасти от преследований полиции за участие в студенческих беспорядках в 1862 году. Там юноша стал разбираться в делах Закаспийского торгового товарищества, которое организовал его отец. А после Баку отправился в Милан и на родине оперы открыл еще один свой талант — оперное пение. Но судьба снова отвела его от мира искусства — Савва Мамонтов получил сообщение, что его родственница при смерти, и вернулся в Россию. Впоследствии он сам занялся строительством железных дорог и создал свою железнодорожную империю.
«Девочку с персиками» Серов писал в Абрамцеве, где было имение Мамонтовых. В нем действительно находилась оранжерея с южными фруктами.
Абрамцево Савва Мамонтов купил в 1870 году у дочери писателя Сергея Аксакова. Здесь же сложился Абрамцевский кружок. Как рассказывают в ВШЭ, его участников соединяли «общий зарубежный опыт, общие интересы к допетровским образам, забота о сохранении крестьянской ремесленной культуры и сильная близость к русской деревне», а также покровительство Саввы Мамонтова.
Ранняя смерть
Обитатели и гости усадьбы Абрамцево за вечерним чаем. Вера Саввишна Мамонтова, изображенная на картине Валентина Серова «Девочка с персиками», — вторая справа. 1887 год. Репродукция фотографии из абрамцевского музея
Вера Мамонтова была всеобщей любимицей. Но жизнь музы Серова продлилась недолго. Она скоропостижно скончалась в возрасте 32 лет — «сгорела за три дня» от пневмонии. Женщина простыла, выбирая подарки на Рождество, и умерла 27 декабря, пишут в журнале «Третьяковская галерея». У нее осталось трое маленьких детей — старшему было чуть больше трех лет.
Мамонтова была замужем заАлександром Самариным, представитель древнего рода столбовых дворян. Именно его происхождение долго служило препятствием на пути к счастью влюбленных. Для родных жениха его избранница была «дочкой сомнительного «миллионщика», объясняют в «Артхиве». Биограф Мамонтова Владислав Бахревский писал: «Жениться на купчихе — значит разбавить голубую древнюю кровь дворян чересчур густой, чересчур красной» (цитата по «Артхиву»). Ситуацию осложняли и скандалы вокруг Саввы Мамонтова: он увлекся оперной певицей Татьяной Любатович, а в 1900-м попал под суд по обвинению в растрате. Его интересы представлял знаменитый адвокат Федор Плевако, предпринимателя оправдали, но он оказался разорен.
Самарин несколько раз просил благословения родителей на брак, но каждый раз получал отказ. Пара решила быть вместе еще в конце 1890-х, но пожениться смогла лишь в 1903-м.
Распутин: неожиданное историческое пересечение
После смерти Веры Мамонтовой Самарин так больше и не женился. Но его имя вошло в историю и не только в связи с гениальным полотном Серова. В 1908 году он стал московским губернским предводителем дворянства, в 1915 — обер-прокурором Святейшего Синода и членом Государственного совета. Его судьба пересеклась с жизнью одного из самых ярких и зловещих персонажей эпохи — Григория Распутина. Самарин выступал против «старца»-авантюриста, что навлекло на него немилость царской семьи.
Самарин оставался верен монархии и своим религиозным убеждениям и с приходом к власти Советов. В 1919 году его арестовали, бывшего царского чиновника ожидал расстрел, но приговор отменили. В 1925 году его вновь задержали и сослали в Якутию. Следующий арест случился в 1931 году.
Об осиротевших детях заботилась младшая сестра Веры Мамонтовой Александра.
Врубель: роковое воплощение
Серов не был единственным художником, написавшим портрет Веры Мамонтовой. Ее рисовали Виктор Васнецов, Николай Кузнецов и Михаил Врубель. Последний вдохновлялся образом девушки при работе над рисунком «Тамара в гробу».