«Аутсорс»: стоит ли смотреть сериал с Янковским о бизнесе на казнях
. Как новый проект создателей «Трассы» осмысляет недавнее прошлое страныКаким получился сериал «Аутсорс» с Иваном Янковским о бизнесе на казнях
![Продюсерская компания «Среда»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/86/347392112803869.webp)
В онлайн-кинотеатре Okko с 13 февраля начнет выходить восьмисерийный «Аутсорс» — новый проект продюсерской компании «Среда» и Душана Глигорова, чья «Трасса» была признана критиками лучшим сериалом 2024 года. В «Аутсорсе» не менее драматичная и не менее мрачная по духу история, в которой тотальная безысходность середины 1990-х усиливается наличием смертной казни в пенитенциарной системе.
Пока ельцинская Москва 1996 года пытается голосовать или проиграть, реконструируется и водружает на насыпной остров в Москве-реке гигантский памятник Петру, провинция все еще стоит в промозглых очередях за маслом и творогом, носит дырявые куртки, глушит водку в сельских клубах под треки Булановой и прозябает в дефиците примерно всего, в том числе любви, милосердия и эмпатии. Перед нами снова раскрыта летопись ушедшей эпохи. Такой же был и вирусно популярный сериал Жоры Крыжовникова «Слово пацана: Кровь на асфальте». Мосты между проектами проложил не только Иван Янковский, но и, например, художник по костюмам Даша Фомина, которая одевала героев «Слова пацана». Но на этом сходство завершается.
На смену Вове Адидасу пришел Костя Волков (Иван Янковский). Он прибывает в тюрьму особого назначения, где ожидают смертной казни особо опасные преступники и жестокие маньяки. Вместе с надзирателями Ромой и Сашей (Данил Стеклов, Эльдар Калимулин) Костя будет исполнять приговоры, назначенные прокурором Андреем (Дмитрий Сумин). Однако новичок прозорливее товарищей.
Что палачам дает эта унижающая человеческое достоинство работа, кроме нищенских зарплат и оскотинивания в более чем подходящей среде? Мрачные обшарпанные коридоры, хамство, убогость — «интерьер» тюрьмы распространяется на прилегающий к ней город. Костя понимает, что казнь можно выгодно продать — передать на «аутсорс», за определенную плату давая возможность родственникам жертв расправляться с зэками-смертниками.
Это центральная сюжетная линия, на которую бусинами нанизаны второстепенные. Саша и его невеста Наташа (прекрасная Мила Ершова) оказываются в тяжелой ситуации, когда Наташу после девичника насилует бандит. Тюремный врач Петр (Леонид Тележинский) и его жена-стоматолог Юля (Дарья Савельева), прокурор и его жадная до сладкой жизни супруга Катя (Карина Александрова) и другие — у каждого будет свой микросюжет с макротрагедиями.
Четыре доступных критикам эпизода продемонстрировали кромешность «Аутсорса», которой нет конца и края. Герой Янковского с говорящей фамилией Волков ставит перед соратниками по «бизнесу» странные моральные дилеммы, философствует и периодически «дает Раскольникова», за что тут же, прямо в кадре, подвергается насмешкам, которые нисколько его не смущают. Это тщательно продуманный персонаж, противоречивый, кажущийся сперва симпатичным и благородным, практически спасителем, надеждой и опорой, хоть и с двойным дном. И постепенно становится понятно, что Костя не просто мутный тип, а опасный манипулятор, которому, в общем-то, наплевать на любую мораль: вопросы о ней он озвучивает только с целью заговаривать слушателям зубы, заставлять их бежать в нужном направлении. Размывая границы закона и беззакония, порядочности и подлости, Костя превращает это чистилище, маленький тюремный мирок, ожидающий перемен, в огненное озеро в аду.
А пока процесс медленно раскручивается, перед зрителем предстает полноценная экспозиция неспокойных 1990-х, которых, разумеется, больше никто и ни за что не хочет. У Глигорова и сценаристки Анны Козловой («Кеша должен умереть») в сюжете сойдутся и эпидемия ВИЧ, и домашнее насилие, и супружеская неверность, и развращающая коррупция. Кажется, «Аутсорс» зачерпнул из кастрюли с порочным салатом немалую порцию.
Эльдар Калимулин и Мила Ершова в сериале «Аутсорс»
Творческий подход прекрасно просматривается в этой грандиозной картине распада: вот и формат кадра 4:3, под стать размеру тюремного окна; и съемки в Приэльбрусье и на Камчатке, где в облике городов сохранился колорит ожидания прогресса (дорогу отремонтируют, остановки поменяют на новые, фасады покрасят свежей краской — «вот-вот», которое длится десятилетиями). Поклон Алексею Балабанову виден невооруженным глазом, к счастью, не земной, а поясной. В беседах Кости с заключенными считывается реверанс «Охотнику за разумом» Дэвида Финчера, что забавляет. А вот объемность персонажей и детализация каждой рассказанной истории приятно удивляет — не зря проект стал лауреатом фестиваля онлайн-кинотеатров «Новый сезон» в категории «Самый ожидаемый сериал года».
Герой Янковского пытается понять мотивы серийного убийцы. Кадр из сериала «Аутсорс»
Любопытно, к какому финалу приведут зрителя шоураннеры. Будет ли он глубже, чем притча о слиянии двух миров — осужденных за преступления и вертухаев-охранников. Или сильнее высказывания о том, что между «хорошо» и «плохо» есть своя серая зона с волчьими законами. Пока у «Аутсорса», как у летописного материала, имеются все шансы оставить свою аудиторию в оглушающей апатии от осознания безнадежности прошлого, влияющего на настоящее.