Кино на выходные: «Великая» с Кейт Уинслет и Александром Скарсгардом
. Исторический байопик о жизни фотохудожника на войнеВ Сети вышел байопик Эллен Кёрас «Великая» — история жизни фотожурналистки Ли Миллер, которая работала на фронтах Второй мировой в Европе, дошла до концлагерей и резиденции Адольфа Гитлера и даже забралась в его ванную. Съемки фильма длились восемь лет, и однажды Кейт Уинслет, продюсер и исполнительница главной роли, выплатила гонорары всей команде, когда финансирование прервалось на две недели.
В актерском составе картины помимо Уинслет — Марион Котийяр, Энди Сэмберг, Андреа Райзборо, Ноэми Мерлан, Джош О'Коннор и Александр Скарсгард. Но не только каст делает это кино достойным внимания.
«Разве вы никогда не хотели, чтобы о вас узнали?» — спрашивает молодой человек, наведавшийся в ее дом в 1977 году. «Вы думаете, я поехала на войну, чтобы люди узнали мое имя?» — отвечает постаревшая Ли, закуривая сигарету и начиная свой рассказ с 1930-х. В этом кино много курят, что в мирной жизни, что на войне, — сигаретный дым объединяет два противоположных состояния героев: веру в торжество разума и сокрушительное отчаяние. В этом кино много пьют: из бокалов, стаканчиков, бутылок и фляжек. Алкоголь в сочетании с аккомпанементом дважды лауреата «Оскара» Александра Деспла подчеркивает повороты судьбы и внутренние течения под внешними проявлениями силы воли и стойкости. В этом кино много вглядываются во мрак войны, который отвечает ее немыслимыми образами: иссохшие, словно бумага, узники концлагерей, более не живые и лежащие в куче у стен; глаза перепуганной девочки, пережившей боль, горе и безнаказанность карателей; лицо женщины, которую злобно клеймят шлюхой за связь с немецким солдатом в оккупации.
Американка Ли Миллер была моделью в Париже 1930-х, тусовалась с редакторами Vogue, художниками и поэтами (среди них был Жан Кокто, снявший ее в фильме «Кровь поэта»), дружила с Пабло Пикассо, который написал несколько ее портретов. В ее подругах были Соланж д'Айен, редактор французского Vogue, и художница Нуш Элюар. Фотографические работы Ли попали на выставку в галерее Жюльена Леви в Нью-Йорке в 1932 году, а на следующий год состоялась ее персональная выставка.
Перед началом Второй мировой Ли перебралась в Лондон с Роландом Пенроузом, художником-сюрреалистом, и жила в Хэмпстеде, когда немецкая авиация налетела на британскую столицу. Ли отвергла уговоры эвакуироваться в США и получила разрешение отправиться на фронт в качестве фотокорреспондента Vogue. Там она встретит фотографа Life Дэвида Шермана, который станет ее близким другом и соратником. Фильм Кёрас иллюстрирует этот нелегкий путь через воспоминания героини.
Почему любительница светских посиделок не испугалась крови, грязи и ужаса войны и помчалась под бомбы? Этот вопрос артикулирован в фильме лишь один раз, принят с оскорбленным достоинством и разобран подробным кинематографическим ответом.
Основой для картины стала книга Энтони Пенроуза «Жизнь Ли Миллер» — работа ее сына, который поддержал производство, предоставив доступ к архивным фото, дневникам матери и ее неопубликованным работам. Уинслет, как продюсер, внедрилась во многие аспекты производства и тесно сотрудничала с кастинговой командой, сама прозванивая своих коллег. «Я не мог сказать «нет» возможности сыграть рядом с Кейт Уинслет, — признался Энди Сэмберг, которому предложили роль Шермана. — Она невероятна. Я знал, что фильм получится качественным благодаря ее усилиям».
Уинслет воплощает образ несгибаемой обаятельной натуры, привнося в характер Ли свои, знакомые многим зрителям, черты. Здесь она напоминает Ханну Шмиц из «Чтеца», и Клементину из «Вечного сияния чистого разума», и Милдред Пирс из одноименного мини-сериала. Способность актрисы создавать на экране портрет женщины, которая умеет прорваться через оцепенение перед страхами мужского мира, — то, что нужно «Великой». Энтони Пенроуз (сын и биограф Миллер. — РБК Life) говорил, что был поклонником актрисы со времен «Титаника» и не сомневался в том, что именно она станет замечательной экранной Ли Миллер.
Кёрас, тем не менее, фрагментарно показывает довоенные успехи Ли Миллер в художественной сфере, переключаясь на чувственность и ускоряя темп, чтобы перейти к военным годам как можно скорее. Это делает образ слегка дырявым, отчего динамически обставленная сцена с ванной фюрера кажется вклеенной в обстоятельства, которые до этого ввели героев в состояние отчужденности от реальности.
Несбалансированность повествования «Великой» можно объяснить длительным производством с полной комнатой заинтересованных участников. А можно — опытом Эллен Кёрас как оператора, телережиссера и документалистки с номинацией на «Оскар», снявшей для Мишеля Гондри «Вечное сияние чистого разума» и знакомой с органикой Уинслет лучше, чем кто-либо из съемочной команды был знаком с Ли Миллер (кроме ее сына, разумеется). И можно простить. Причин этому фильм дает достаточно: тонкая игра Энди Сэмберга в изумительной драматической роли; выход Райзборо в образе редактора британского Vogue Одри Уизерс, защищающей пылкий нрав Ли; почти безмолвный перформанс Котийяр, затмевающий на мгновение все вокруг — в кадре и за его пределами. Это и разговор о долге журналиста перед читателем — долге, который часто выбирают спрятать в пыльный ящик, чтобы лишний раз не беспокоить взволнованную публику.
Но главное — это изображение медленно надвигающейся мировой и человеческой катастрофы, к внезапному удару которой никак нельзя подготовиться, а после — оправиться.