Кино на выходные: сериал-нуар «Женщина в озере» с Натали Портман

. Поклонники актрисы получили шанс провести с ней больше времени

Почему стоит посмотреть мини-сериал с Натали Портман «Женщина в озере»

Обновлено 29 июля 2024, 09:07
Натали Портман в сериале «Женщина в озере»
Фото: Apple TV+

Натали Портман в сериале «Женщина в озере»

Чувственный нуар «Женщина в озере» о судьбе двух женщин из разных социальных слоев в Балтиморе 1960-х вовсю идет на стриминге Apple TV+. В экранизации романа-бестселлера Лоры Липпман актриса Натали Портман играет еврейскую домохозяйку, которая становится журналисткой и ищет взаимосвязь между двумя убийствами.

Кинокритик Мария Ракитина считает, что детективная линия вязнет в рефлексии героини, уводя сюжет в сторону сюрреализма.

Образцовая домохозяйка Мэдди Шварц (Натали Портман) оставляет семью, чтобы работать журналисткой в местной газете, и увлекается расследованием двух убийств — еврейской девочки Тесси и афроамериканки Клео (Моусес Ингрэм). Ей не терпится раскопать правду и найти виновных, ведь это совпадает с ее личными амбициями.

Драматический мини-сериал поставлен по роману-бестселлеру Лоры Липпман «Леди в озере» (2019), чье название отсылает к книге Рэймонда Чандлера из цикла о приключениях частного сыщика Филипа Марлоу. Липпман в женской оптике переосмыслила классический криминальный роман, уже получавший экранизацию в 1946 году, так что в ее версии не Марлоу ведет рассказ, а центральные героини — Мэдди и Клео. Роман Липпман, впечатливший Стивена Кинга, представлял не только лихо закрученный детектив, но обличал расизм и антисемитизм в Балтиморе 1960-х. А еще «Леди в озере» обозначил проблему гендерной дискриминации за три года до публикации феноменальных «Уроков химии» (2022) писательницы Бонни Гармус.

В экранизации линии героинь, идущие параллельно, однажды пересекаются в дорогом универмаге: Мэдди покупает позолоченное платье, которое Клео рекламирует в витрине. Политические интересы представительниц разных социальных классов в 1960-х могли совпадать, а еврейские активисты были союзниками афроамериканцев в борьбе за гражданские права и открыто поддерживали Мартина Лютера Кинга. Но на смену солидарности пришла вражда, Мэдди и Клео оказались по разные стороны баррикад. Несмотря на то что в криминальном Балтиморе евреям угрожает не меньшая опасность, чем темнокожим (о настроениях свидетельствуют свастика на надгробиях еврейского кладбища и исчезновение 12-летней еврейской девочки Тесси Дерст), Клео критикует «превосходство белых». И не без причины, поскольку жизнь Мэдди складывается значительно лучше.

Устав от роли примерной домохозяйки, которую играла 20 лет, героиня Натали Портман бросает авторитарного мужа с заносчивым сыном-подростком, поселяется в гетто для темнокожих и шаг за шагом добивается права публиковаться в газете. Проблема в том, что в погоне за сенсацией она пренебрегает профессиональной этикой, цинично использует провокационные свидетельства, нередко подвергая своих информаторов и их близких неоправданному риску. Ей непременно нужно первой обнаружить тело пропавшей девочки, чтобы впечатлить редакцию талантом сыщика, и ради должности ассистента отдела новостей она смирится с пренебрежительным отношением коллег-мужчин.

Трудности Клео Джонсон гораздо серьезнее. Стремясь обеспечить сыновьям лучшую жизнь, она переключается с одной работы на другую. Модель в универмаге, барменша, помощница гангстера Шелла Гордона — трудовые ипостаси Клео, чей муж ради амбиций стать комиком забивает на семью. Ее трагическая судьба поможет Мэдди осуществить мечту о карьере.

Ожидания от экранизации Apple TV+ и режиссера Альмы Харель («Милый мальчик» с Шайей ЛаБафом) были многообещающими: сериал имел все шансы не уступить «Урокам химии» с Бри Ларсон и стать фем-манифестом с дебютом Натали Портман на телевидении. Актриса трепетно воплощает женщину, которая спустя десятилетия наконец решила быть собой, и играет сдержанно, но подкупает холодной решимостью. Ее героиня с трудом заслуживает доверия, потому что руководствуется собственной расчетливостью. Клео Джонсон в исполнении Моусес Ингрэм («Ход королевы») покоряет искренностью, но ее терзания уступают профессиональным метаниям Мэдди. Тем не менее сложные образы обеих органично вписываются в тревожную атмосферу экспрессионистского нуара.

Насыщенная обстановка криминального Балтимора увлекает. Семейные праздники и торжества сменяются джазовыми выступлениями, а сомнительные сделки в ночных клубах оборачиваются трагедиями. «Женщина в озере» медленно вытягивает тайны прошлого из омута и удостоверяется в банальности зла, но ближе к середине полностью теряет меланхоличный шарм из-за сюрреалистических сцен.

Неожиданно мрачный нуар сменяется театрализованными сновидениями Мэдди, которые занимают почти целый эпизод. Оммажи концертам Билли Холлидей и Ареты Франклин (в эпилоге) заслуживают похвалы, но гротескные грезы журналистки быстро утомляют и снижают социальную остроту сериала. На пути к развязке создатели будто теряют хватку: равномерно смешать водевиль с нуаром у них не получается, из-за чего страдает драматургия.

Детективный проект с большим потенциалом «Женщина в озере» к финалу начинает тонуть в помпезной зрелищности. Не знакомым с текстом романа Липпман ключевой твист покажется шокирующим откровением. Но в противном случае шоу оставит неприятный осадок: так много было сказано о неравенстве и необходимости эмансипации, но еще больше упущено из виду. Забегая вперед, поклонников таланта Натали Портман сериал-бенефис едва ли разочарует. Хотя выдержать постепенно разваливающуюся историю ради ее обезоруживающего перформанса — задача для самых преданных.

Поделиться
Авторы
Теги