Кино на выходные: драма «Священный танец» с Лили Гладстоун

. Картина об индейских женщинах от режиссера Эрики Тремблэ

Фильм «Священный танец» с Лили Гладстоун вышел на Apple TV+

Обновлено 15 июля 2024, 07:14
Номинантка на «Оскар» Лили Гладстоун из «Убийц цветочной луны» Мартина Скорсезе — в новой истории о коренных народах Америки. Кадр из фильма «Священный танец»
Фото: Apple TV+

Номинантка на «Оскар» Лили Гладстоун из «Убийц цветочной луны» Мартина Скорсезе — в новой истории о коренных народах Америки. Кадр из фильма «Священный танец»

Недавно вышедшая на Apple TV+ драма «Священный танец» Эрики Тремблэ с участием номинантки на «Оскар» Лили Гладстоун («Убийцы цветочной луны») рассказывает о взаимоотношениях тети и племянницы из резервации Сенека-Каюга в Оклахоме. Они сталкиваются с общим горем — исчезновением женщины, которая была для них сестрой и матерью. Героини почти все свое время посвящают поискам и параллельно готовятся к фестивалю пау-вау.

РБК Life и кинокритик Мария Ракитина рекомендуют обратить внимание на «Священный танец», рассуждающий о тяжелых судьбах женщин коренных народов США через частную семейную драму.

Джекс (Лили Гладстоун), выросшая в резервации Сенека-Каюга в Оклахоме, переживает исчезновение сестры Тави. Каждый день она тратит на поиски пропавшей родственницы и подключает к ним людей из своего племени, пока ФБР бездействует. А еще Джекс временно заменяет мать своей 13-летней племяннице Роки (Изабель Дерой-Олсон), которую продолжает знакомить с традициями народа каюга. Втайне она надеется встретить пропавшую сестру на традиционном фестивале пау-вау, однако вмешиваются органы опеки, и Джекс приходится пуститься в бега вместе с племянницей.

Мировая премьера драмы «Священный танец» (Fancy Dance в оригинале) состоялась еще на «Сандэнсе-2023», а затем фильм долго путешествовал по независимым кинофестивалям, пока не добрался до стриминга Apple TV+. Над обласканной критиками картиной работала постановщица-индианка Эрика Тремблэ.

До своего полнометражного художественного дебюта она участвовала в создании проектов, посвященных историям коренных народов США и была одним из режиссеров комедийно-криминального сериала Hulu «Псы резервации» (2021) о группе подростков из Оклахомы, которые преступили закон, чтобы бороться с несправедливостью. Также она написала сценарий к детективному шоу AMC «Темные ветра» (2022), рассказывающему о расследовании убийств в резервации народа навахо.

Неудивительно, что в своей авторской драме «Священный танец» Тремблэ тоже решила исследовать сложные судьбы индейцев Северной Америки. Сквозь феминистскую оптику (female gaze) режиссер пристально изучала жизненный опыт разных поколений женщин из резервации Сенека-Каюга в Оклахоме. На главную роль Тремблэ выбрала Лили Гладстоун, номинированную на премию «Оскар» за роль Молли Кайл из племени осейджей в «Убийцах цветочной луны» (2023).

В монументальной драме Мартина Скорсезе геноцид индейцев рассматривался с позиции белых колонистов. В «Священном танце» о трагедиях племен сенека и каюга, которые вместе проживают в штате Оклахома, говорят исключительно их представители. Эрика Тремблэ критикует «белый супремасизм» в США, акцентируя внимание на дискриминации женщин за пределами индейской резервации.

Девушки из племени каюга вынуждены работать стриптизершами и продавать запрещенные вещества белым рабочим нефтяной вышки только из-за шовинизма американского общества. Недоступность обучения достойной профессии, лингвистический империализм (доминирование английского языка) и принудительная ассимиляция — вещи, с которыми женщинам коренных народов приходится мириться каждый день, чтобы выжить.

Главная героиня «Священного танца» Джекс вынужденно перебивается случайными заработками и ворует еду в магазинах из-за полного отсутствия карьерных перспектив. Вместе со своей племянницей-подростком Роки она ищет потерянные украшения с помощью металлоискателя, а затем относит их в ломбард, чтобы получить немного денег.

Джекс отчаянно хватается за любой доступный труд, лишь бы ее матриархальная семья не оказалась на пороге нищеты, и соглашается доставить наркотики белым рабочим, проживающим в трейлерах неподалеку от резервации, хотя встреча с ними несет потенциальную угрозу. Находясь в замкнутом пространстве в окружении агрессивных мужчин, Джекс испытывает сильнейший стресс, но старается не подавать виду. Ведь заинтересована она не только в деньгах, но и в информации об исчезнувшей сестре: после смены в стриптиз-клубе Тави видели в трейлер-парке, который Джекс тоже посетит.

Поиски сестры быстро становятся для нее рутиной: она повсюду носит с собой листовки с фотографией Тави и показывает их всем, кого встречает на своем пути. Ее самоотверженное расследование происходит при бездействии ФБР, которое совершенно не заинтересовано в розыске девушки индейского происхождения.

Тремблэ показывает, что американский закон в лице консервативных республиканцев все еще игнорирует права коренных народов и не защищает их в тяжелых ситуациях. Будущее любимой племянницы Джекс должны определить органы опеки, которые всерьез считают, что белый дедушка Фрэнк с женой позаботятся о девочке-подростке куда лучше самодостаточной тети из резервации.

Насильственная сепарация от индейских корней — главный страх 13-летней Роки, которая не представляет взросления без ритуалов и традиций родного племени. Она никак не может донести до жены своего дедушки Нэнси, почему ежегодный фестиваль коренных народов пау-вау не ограничивается танцами. «Это про объединение людей или вроде того», — говорит индейская девочка недоумевающей белой женщине. Роки не собирается предавать свою культуру и менять празднование пау-вау на занятия балетом, которые навязывают бабушка с дедушкой.

Начавшись как флегматичное кино о женской солидарности в трудные времена, «Священный танец» превращается в тревожное роуд-муви. В путешествии на пау-вау героини видят шанс воссоединиться с пропавшей родственницей, а ФБР — страшное преступление и похищение ребенка.

В дороге Джекс и Роки, объявленные в розыск, еще больше сближаются, защищают и подбадривают друг друга, в то время как белые мужчины представляют для них угрозу буквально на каждом шагу. Ментальная связь женщин двух поколений читается в общении на языке народа каюга, которое кажется сакральным. О самых важных вещах Джекс и Роки говорят шепотом, обращаясь к поверьям индейского племени, поэтому в их духовном родстве сомневаться не приходится.

Лучшие сцены отражают взаимодействие двух героинь: они завтракают в придорожных кафе, ночуют в пустующих выставленных на продажу домах, набивают карманы снеками с заправок и прикрывают друг друга на допросе агентом ФБР. Лили Гладстоун и Изабель Дерой-Олсон пропускают через себя общее горе героинь и преподносят зрителю нерушимый дуэт.

Здесь нет дотошного погружения в легенды и обычаи коренных народов, но есть тонкое размышление о сохранении наследия, баллада о сопротивлении закрепленному в государственности расистскому образу мышления через сбережение семьи вопреки жестоким обстоятельствам.

«Священный танец» — чуткая драма о силе сестринства на фоне переживания утраты и памяти обо всех пропавших и убитых женщинах коренных народов США. Используя частную трагедию для серьезного разговора о фемициде и ксенофобии, Тремблэ создает злободневное кино.

Поделиться
Авторы
Теги