«Кэрри» наоборот: чем хороша бельгийская драма «Холли» с фестиваля Voices

. Как история о святости превращается в кошмар

Вышла рецензия на артхаус «Холли» с фестиваля Voices 2024, фильм будет в прокате

Обновлено 11 июля 2024, 08:00
Святая со школьной скамьи: дебютантка Каталина Герартс в роли Холли, жертвы ждущих чудес. Кадр из фильма «Холли»
Фото: Agat Films & Cie

Святая со школьной скамьи: дебютантка Каталина Герартс в роли Холли, жертвы ждущих чудес. Кадр из фильма «Холли»

На 11-м фестивале молодого кино Voices в Вологде состоялась российская премьера «Холли» — драмы — участницы Венецианского кинофестиваля — 2023. Через героиню — школьницу, которая, по мнению горожан, обладает экстраординарными способностями, — бельгийская постановщица Фин Трох размышляет, чем может обернуться желание сотворить себе кумира.

В российский прокат фильм выйдет 19 сентября, а пока кинокритик и автор телеграм-канала «Што это было» Ксения Балюк рассказывает, как Фин Трох препарирует людскую привычку делить мир на черное и белое.

15-летняя Холли (Каталина Герартс) всюду чувствует себя чужой: в школе одноклассники задирают ее, обзывая «ведьмой», дома мать и сестра общаются механическими фразами, вроде «закрой дверь» или «обед на столе». Единственная, кто питает искренний интерес к подростку, — эмпатичный школьный психолог Анна (Грит Верстрате). В попытке помочь Холли обрести место, где ей будут рады, Анна записывает ученицу в волонтерскую группу, члены которой после занятий отвозят детские вещи беженцам (впрочем, те не столь благодарны, как думалось).

Однажды утром Холли просыпается более подавленной, чем обычно, ощущая приближение чего-то ужасного. Чтобы справиться с внутренней тревогой, то ли от нежелания подвергаться нападкам окружающих, то ли от шестого чувства, она решает остаться дома. Интуиция не подводит: в школе случается трагедия — страшный пожар уносит жизни нескольких ребят.

Слух о девочке, обладающей даром (предвидения, исцеления, некромантии — подставить нужное), распространяется молниеносно, и вот уже Холли — не затюканная школьница, а новоявленная звезда. Не прокаженная «ведьма», а благородная святая (неслучайно имя героини отсылает к святости). И дети, и взрослые считают, что ее прикосновение исцеляет: если Холли дотронется до нуждающегося в помощи человека, он непременно обретет душевный покой. Ну или, к примеру, забеременеет, если она приложит руку к животу мечтающей о детях.

Стремительное превращение пугает Холли: не привыкшая к вниманию, она чувствует себя неуютно. С нарастанием давления толпы, требующей новых чудес, дискомфорт растет. А слава и деньги, атрибуты успеха, становятся сущим кошмаром. Тут и настает момент, который напоминает эмоциональный всплеск Кэрри из одноименного романа Стивена Кинга и его знаменитой экранизации от Брайана Де Пальмы.

Вот-вот произойдет нечто более ужасное, намекают и саундтрек, и приближения камеры. Но Холли, в отличие от Кэрри, берет издержки сверхъестественных способностей на себя. Как полагается святой. Ни тайна пожара в школе, ни происхождение дара раскрыты не будут — угаснут вместе с героиней, которую блестяще воплотила дебютантка Каталина Герартс.

Примерно в середине Холли вслух проговорит замысел фильма: «Мы не должны проживать страшное в одиночестве». Столь простая мысль о том, что единение способно помочь пережить любое горе, не сразу приходит на ум взрослым — они впадают в крайности, которые даже для подросткового максимализма кажутся неуместными.

Чем глубже рана, тем сильнее соблазн наделить реальность сказочными персонажами. Решив, что Холли якобы умеет излечить буквально от всех недугов, уверовавшие ломают нечто сакральное внутри своего идола.

Исследование пограничного состояния растерянности между прошедшим детством и наступающей зрелостью — своего рода визитная карточка Фин Трох. Писать портрет сомневающегося ребенка ей не впервой: в «Холли», как и в «Чужом счастье», «Неизъяснимом», «Малыше» и «Доме» (лауреат премии «Венецианские горизонты — лучший режиссер» на Венецианском кинофестивале — 2016 и победа на Voices в 2016-м), режиссер изучает мироощущение подростка, оказавшегося в условиях отчужденности.

Однако если в предыдущих картинах Трох фокусировалась исключительно на психологических переживаниях своих юных героев, то в «Холли», спродюсированной братьями Дарденн («Обещание», «Розетта»), она идет дальше и сквозь частное (фигуру школьницы) размышляет о глобальном. Высказывается о пагубности слепого эгоизма, соблазна найти легкое решение в тяжелой ситуации, сотворить идола из живого существа и наделить его неподъемной ответственностью за судьбы мира.

Желание мыслить радикально (или упрощенно) приводит к катастрофическим последствиям. Страждущие сталкиваются с разочарованием, Холли становится заложницей собственной гордыни, обманчиво принятой за доброту.

Зависть, ревность, тщеславие, свойственные абсолютно всем персонажам «Холли», раскрываются постепенно, подчеркивая дуалистическую природу высказывания Фин Трох. Трагедия приводит к успеху, горе — к счастью, чистые помыслы — к обнажению пороков. И наоборот. Черное — белое. Белое — черное. Настоящий социальный хоррор, в котором сам черт ногу сломит.

Поделиться
Авторы
Теги