«Убийцы цветочной луны»: обзор долгого вестерна Мартина Скорсезе

. Роберт Де Ниро и Леонардо Ди Каприо сыграли вместе в третий раз
Обновлено 07 марта 2024, 15:33
<p>Лили Гладстоун и Леонардо Ди Каприо в фильме &laquo;Убийцы цветочной луны&raquo;</p>
Фото: Appian Way

Лили Гладстоун и Леонардо Ди Каприо в фильме «Убийцы цветочной луны»

В международный прокат вышел криминальный вестерн «Убийцы цветочной луны» от прославленного голливудского режиссера Мартина Скорсезе, премьера которого прошла во внеконкурсной программе минувшего Каннского фестиваля. Новая работа длиной в 3 часа 26 минут основана на реальной истории о серии убийств индейцев, произошедшей в 1920-х годах в американском округе Осейдж. Несмотря на животрепещущую тему и баснословный бюджет в $200 млн, «Убийцы цветочной луны» едва ли войдут в пантеон лучших фильмов кинематографиста, однако скупой на шедевры 2023 год точно украсят.

Кинокритик Оля Смолина рассказывает, почему «Убийцы цветочной луны» — визуальный и технический образец, которому тем не менее не суждено стать венцом творчества 80-летнего режиссера.

Действие фильма разворачивается незадолго после завершения Первой мировой войны. Главный герой — бывший фронтовик Эрнест Беркхарт (Леонардо Ди Каприо) — прибывает в Осейдж, чтобы просить поддержки у влиятельного дяди Уильяма Хэйла (Роберт Де Ниро), богатого землевладельца и друга местного индейского племени. Хэйл советует Эрнесту присмотреться к Молли Кайл (Лили Гладстоун), наследнице зажиточного индейского семейства — тем более что сестры Молли уже вышли замуж за приезжих белых американцев. На первый взгляд искренняя влюбленность Эрнеста и Молли омрачается чередой жестоких убийств индейцев осейджи, среди которых оказываются ближайшие родственники женщины. Молли делает все возможное, чтобы найти и наказать преступников, однако полиция демонстративно игнорирует происходящее.

Тематически «Убийства цветочной луны» идеально вписываются в фильмографию Мартина Скорсезе, который большую часть жизни снимает картины о жестоких мафиозных кланах («Банды Нью-Йорка», «Славные парни», «Ирландец»), коррумпированных полицейских («Отступники»), маргинальных одиночках («Таксист») и просто отпетых мошенниках («Казино», «Волк с Уолл-стрит»). В «Убийцах цветочной луны» можно увидеть все те же «злые улицы», где бессмысленная жестокость и жажда наживы медленно, но верно поглощает все самое светлое, что есть в людях: любовь, доверие, сострадание, семейные ценности. Фундаментальное отличие «Убийц» от других «гангстерских» картин Скорсезе лишь в том, что эта история также отсылает к теме геноцида индейцев, черному пятну в американской истории, за которое уже нынешнее поколение несет позорную печать вины.

В последние годы критика белого колониализма прослеживается чуть ли не в каждой второй голливудской картине: от высокобюджетной «Черной пантеры: Ваканда навсегда» до стримингового сиквела «Кладбища домашних животных». В этом плане Мартин Скорсезе, увы, ничего нового в заявленную социальную проблематику не привносит, педалируя тему белого колониализма скорее опционально — режиссеру не то чтобы интересно вовлекаться в культуру и быт индейского племени осейджей.

Присутствие коренных американцев в «Убийцах цветочной луны» более чем декоративно — в кадре они существуют разве что ради красивой картинки. И правда, размашистыми планами мексиканского оператора Родриго Прието («Барби», «Вавилон», «Волк с Уолл-стрит») сложно не залюбоваться. Однако вся эта фольклорная эстетика разочаровывающе бестелесна, а все потому, что Скорсезе был и остается нарратором так называемых черных душ: персонажей эмоционально сломленных («Остров проклятых»), если и вовсе не психопатичных («Авиатор»).

Захваченный людским вероломством Скорсезе делает главный акцент «Убийц цветочной луны» на этих самых «плохих» белых колонизаторах — Эрнесте Беркхарте и Уильяме Хэйле, а также их многочисленных товарищах, которые строят собственную бизнес-империю на крови ни в чем неповинных индейцев. Третий в истории кино (первый и второй — «Жизнь этого парня» и «Комната Марвина») и первый для творчества Скорсезе экранный дуэт Де Ниро и Ди Каприо не оправдывает возложенных ожиданий, в первую очередь потому что актерам по большому счету нечего играть.

За монструозно длинный, трехчасовой хронометраж фильма первый так и не выходит из образа манипулятора, второй также не пытается освободиться от оков собственной бесхребетности. Как ни странно, в калейдоскопе голливудских звезд выделяется куда менее известная актриса Лили Гладстоун, исполнившая роль Молли Кайл («Первая корова», «Плохое сердце Бастера»). Именно она — эмоциональное ядро картины, на нее возложена, казалось бы, абсолютно невозможная миссия — отразить всю боль утраченного поколения индейцев осейджи. Миссия, с которой Гладстоун при достаточно скромном опыте первого плана справляется филигранно — номинация и, вероятно, победа на «Оскаре» в категории «лучшая женская роль» ей обеспечены.

Впрочем, при всех своих сюжетных несовершенствах «Убийцы цветочной луны» — картина фундаментально совершенная в техническом плане. Мартин Скорсезе, которому совсем скоро стукнет восемьдесят один год, в очередной раз доказывает, каким многогранным может быть визуальный язык кино — с помощью бесконечно длинных, подчеркнуто замедленных планов, снятых ручной камерой. Открывающая сцена на вокзале Осейдж, снятая в движении, без единой монтажной склейки, погружает в атмосферу «Убийц цветочной луны» куда сильнее любых сюжетных линий.

По большому счету Скорсезе снял очень сенситивное кино, которое можно не только осмыслить с точки зрения американской истории и актуального социального контекста, но и пережить эмоционально. Редкие, пугающие своим физиологическим реализмом сцены, способны дать фору даже скандальным «Преступлениям будущего» Дэвида Кроненберга, которые в свое время шокировали публику эпизодом с детской аутопсией. Скорсезе в этом плане не то чтобы отстает от коллеги по цеху — его насилие менее эстетично, но все также обезоруживающе беспощадно. И если в случае с Кроненбергом как признанным мастером боди-хоррора аудитория оказывается более-менее готова к провокационному контенту, то в ситуации со Скорсезе любое проявление детализированного графического насилия бьет наповал.

Вероятно, самым удручающим фактором «Убийц цветочной луны» является его выматывающий хронометраж. Изначально стриминговая платформа Apple TV+ не планировала выпускать новую работу Мартина Скорсезе в международный прокат, однако положительный прием в Каннах, а также отсутствие серьезной конкуренции волей неволей сподвигли дистрибьюторов Paramount Pictures взять «Убийц» под свое крыло.

На фоне кассовых провалов марвеловских блокбастеров внезапный триумф Скорсезе выглядит и правда неожиданно — за первый уик-энд картина умудрилась собрать более $23 млн в домашнем прокате (во второй уик-энд сумма удвоилась, а касса мирового проката превысила $80 млн. — РБК Life). Таким образом «Убийцы цветочной луны» вошли в тройку лучших дебютов Скорсезе на широком экране, уступив лишь «Отступникам» ($26,9 млн) и «Острову проклятых» ($41 млн).

Все это решительным образом указывает на вероятное присутствие фильма в грядущем наградном сезоне, у него также есть все шансы стать «оскаровским» фаворитом, а у Скорсезе — унести с красной ковровой дорожки пару достойных наград. Впрочем, в фильмографии режиссера «Убийцы» могут встать разве что рядом с «Ирландцем» — таким же тяжеловесным и амбициозным, но парадоксально не выдающимся в контексте творчества Мартина Скорсезе кино.

Поделиться