«Слово пацана. Кровь на асфальте»: что говорят о сериале критики
. «Талантливый проект» или «косплей», который выясняет отношения с прошлымКинокритики по-разному оценили сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте»
«Слово пацана. Кровь на асфальте» — самый нашумевший проект сезона, который в настоящее время транслируют онлайн-платформы Start и Wink. Сериал Жоры Крыжовникова о криминальных молодежных группировках поздних 1980-х получил резонансную премьеру и неоднозначную реакцию, за короткое время попав в рейтинг «Кинопоиска» c 250 лучшими сериалами.
РБК Life попросил критиков и основателей телеграм-каналов поделиться впечатлениями от просмотра первых эпизодов.
Елена Зархина, кинокритик, автор телеграм-канала Age of Cinema
«Жора Крыжовников (он же Андрей Першин) — режиссер-хамелеон, что становится очевидно, если посмотреть, с какими историями и как он работает в формате полного метра и сериала. Спорные «Горько!» и «Лучший день» казались совсем не ровней глубокому и надрывному «Звоните ДиКаприо!». В «Слове пацана» масштаб и талант Крыжовникова как постановщика не просто крепнут, а превращаются в золото. Это серьезный и очень подробный кинотекст о целой эпохе: о закате Союза, о перестройке, о людях, который системный Молох перемалывал десятилетиями.
Исследование «татарского феномена» — важная часть истории, но за фигурами-образами Крыжовников видит живых людей, которым страшно, которым больно и которым хочется сделать больно другим. Сериал напоминает реквием о потерянном поколении, так и не сумевшем обрести себя и с собой договориться. Здесь нет романтизации ни уличных банд, ни опасного мира криминала. Напротив, это страшный мир, лишенный какой-либо привлекательности. Получился откровенный, честный и талантливый проект со свежими лицами, которые Крыжовников тоже, кстати, мастер находить».
Евгений Ткачев, кинокритик, админ телеграм-канала «Парни из Читальни»
«Неправильно, наверное, судить о сериале по первым трем сериям — в лучшем случае получится оценить только экспозицию, а не целостное высказывание. Поэтому просто тезисно сформулирую, что (пока) бесит в «Слове пацана». Итак, выяснение отношений с прошлым — так себе затея. Прошлое, как правило, не дает сдачи, в отличие от современности. Чтобы осмыслять современность (особенно сейчас), нужна определенная отвага. Поскольку Крыжовников хочет снимать социальное кино, а не сказки, то понятно, почему он обратился к 1980-м. Однако сила кинематографа этого режиссера всегда была в том, что он не боялся говорить про наше время. Поэтому, например, такой бомбой стал сериал «Звоните ДиКаприо!».
«Слово пацана», наоборот, существует на территории римской копии греческого оригинала. Это безопасный косплей асановских «Пацанов» и абдрашитовского «Плюмбума». Те фильмы морального беспокойства говорили про свое время, поэтому от них до сих пор летят искры. «Слово» — всего лишь стилизация под то кино. Талантливо, спору нет, поставленное, но без какой-то мета- и вообще иронии. Вообще главная проблема «Слова» (лично для меня) в том, что в нем напрочь отсутствует юмор — главный козырь почти всех крыжовниковских работ. Как бы нас драматургически ни раскачивал «ДиКаприо», он всегда давал время перевести дух, выпустить пар (чего только стоит уморительная реприза Бурковского: «Братик мой любимый!»). «Слово» же снято на невероятно серьезных щах и с какой-то тупой, звериной жестокостью. Пока в сериале всерьез некому сопереживать.
Понятно, что ключевая дихотомия конфликта будет строиться через персонажей Леона Кемстача (Андрея) и Рузиля Минекаева (Марат). Например, один будет ожесточаться, а другой — нет (как в «ДиКаприо»: когда у одного брата все становилось хорошо, у другого, наоборот, все плохо). Но даже если и так, все равно хочется, чтобы эти «пираньи в аквариуме» побыстрее сожрали друг друга. Кажется, сам режиссер не очень любит своих героев. Тогда почему их должен полюбить зритель?
Ну и главное: некоторые обвиняют Дэвида Финчера в том, что он в «Бойцовском клубе» и свежем «Убийце» романтизирует токсичную маскулинность. Но Финчер ее деромантизирует, а Крыжовников, наоборот, словно ею упивается. В «Слове» с таким наслаждением бьют людей по зубам, что иногда кажется, будто авторы получают от этого удовольствие. Плюс в сериале просто чудовищная женская репрезентация. Юлия Александрова снова (после «ДиКаприо») играет истеричную мать. Мы уже поняли, что она умеет это делать. Неужели для нее нельзя было найти другую роль?»
Вячеслав Козлов, админ телеграм-канала «Мужчина, вы куда?»
«Я уже слышу, как «Слово пацана» начали критиковать за «поэтизацию насилия» и нескрываемую тоску по пресловутым лихим 1990-м (и 1980-м?). Но, кажется, все это не имеет ничего общего с тем, что, как говорят в таких случаях, хотел сказать автор. Достаточно посмотреть первую серию, чтобы все понять об этом времени: страна кончается или уже кончилась, на бытовом и идеологическом пепелище растет то, что только и может прорасти на пепелище (если вообще что-то может): сорняки районной удали и пассионарности. Но на то она и пассионарность: в рамках своих представлений о должном вы ее удержать не сможете — у нее свой образ будущего, а каким он оказался, это уже вопрос к историкам. А если слепок времени сделан талантливо — так то не про поэтизацию».
Мари Григорян, кинокритик, автор телеграм-канала «У Мари нет вкуса»
«Сюжет «Слова пацана» — всего одна история из тысячи, маленький срез очень страшного времени. Доля теплоты и ностальгии в подобной истории неизбежна: так работал мир, в котором росли ее авторы, никакого другого у них не было. Но кошмар войн за асфальт тут все-таки не прикрыт жвачкой, саундтреком, ярким цветокором. За «пацанов» больно. И боль, мне кажется, очень важно прочувствовать и обдумать каждому — эта рефлексия может определить жизнь другого Андрея, другого Марата, уже в наши дни».
Алексей Черников, автор телеграм-канала «Федор, Бонд и Чук»
«Скажу сразу: я успел посмотреть только пилот и не могу судить о проекте в целом. Но пока, по ощущениям, перед нами очередной сериал, спекулирующий на ностальгии и романтизирующий бандитов и насилие. Ничего нового».